Рабочая программа по географии к УМК Полярная звезда ФГОС 9 класс


Муниципальное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 15
города Егорьевска Московской области
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МОУ СОШ № 15Потеенко Л.А.
Дата
М.П.
Рабочая программа по географии
(базовый уровень)
9 «А», «Б» классы
Составитель: Кутузова Т.В.,
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе
Федерального образовательного государственного стандарта НОО (ООО);
Основой образовательной программы НООО (ООО) МОУ СОШ № 15
Авторской программы по географии: В. В. Николина, А. И. Алексеев, Е. К. Липкина «География. Рабочие программы. 5—9 классы» (М.: Просвещение, 2014 г.) в соответствии с основными положениями ФГОС нового поколения.
Данная программа ориентирована на содержание УМК и на учебник «География 9 класс» серии «Полярная звезда» А. Н. Алексеева, В. В. Николиной, Е. К. Липкиной (М., «Просвещение», 2014г. ). www.prosv.ru/umk/5-9 Учебник входит в федеральный перечень учебников согласно приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования” .
Место предмета в учебном плане
Обязательное изучение географии на этапе основного школьного образования предусматривает ресурс учебного времени в 8 классе 70 ч. По учебному плану МОУ СОШ № 15 на изучение географии в 9 классе отводится 2 часа в неделю. На основании приказа Комитета по образованию Егорьевского муниципального района от 31.08.16 г. № 140-01 «Режим работы в школах по триместрам» учебный год МОУ СОШ № 15 составит 34 учебные недели. Таким образом, количество часов географии в 9 классе составит 68 часов.
Планируемые результаты обучения.
Личностными результатами обучения географии является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.
Изучение географии в основной школе обуславливает достижение следующих результатов личностного развития:
Воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующему современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, культурному, языковому и духовному многообразию современного мира;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личных профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых образовательных интересов;
Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе, развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, культуре, мировоззрению, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;
Освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются:
Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;
Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;
Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;
Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетенции в области использования технических средств информационно-коммуникативных технологий (компьютеров и программного обеспечения) как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;
Умение извлекать информацию из различных источников (включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы интернета); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.;
Умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех их участников, поисков и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов;
Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностей бытия, культуры и социального взаимодействия.
Предметными результатами освоения основной образовательной программы по географии являются:
Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе, задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
Формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, культуры, жизни и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе, ее экологических параметров;
Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптация к условиям территории проживания;
Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профилирующего предмета на ступени среднего полного образования, в дальнейшем, и в качестве своей профессиональной деятельности.
Календарно-тематическое планирование
№ Темы уроков
Основные виды деятельности учащихся на уровне УУД Сроки прохождения программы
плановые коррекция
Тема 1. Регионы России ( 10 часов).
1.1 Цели курса. Способы полготовки к экзамену. Урок-практикум. П,: Выяснять как организовать подготовку к экзамену. Находить более эффективный способ подготовки.
Р,: Оценивать свои достижения на предварительном тестировании. Формировать ответственное отношение к обучению, способность и готовность к самообразованию.
К,: Формировать умение оценивать свои действия и действия одноклассников. 9А – 2.09.
9Б – 1.09.
2.2 Районирование России. П.: Определять виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направлению районирования. Анализировать диаграмму (соотношение районов России по территории, населению, объемам промышленности и сельского хозяйства).
Р.: Выявлять алгоритм характеристики географического района. Наносить на контурную карту границы природных географических районов. 9А – 5.09.
9Б – 2.09.
3.3 Практикум. «Изучение изображений Земли из космоса». П.: Выявить особенности изображения Земли на космических снимках. Определять отличия космического снимка от карты.
К.: Искать и отбирать информацию, используя средства ИКТ, находить географические объекты при помощи компьютерных программ. 9А – 9.09.
9Б –5.09.
4.4 Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины. П,: Выявить особенности природы: географическое положение, общие черты и различия геологического строения и рельефа, климата. Систематизировать знания о природных регионах в таблицах. Находить на карте, наносить на к.к географические объекты.
Р,: Анализировать схемы высотной поясности и устанавливать набор высотных поясов в горах Урала и южной Сибири. Выяснять по тематическим картам влияние природных условий и ресурсов на размещение населения на Урале и в Южной Сибири. Подготавливать и обсуждать презентации уникальности природных регионов, особо охраняемых территорий.
Оценивать экологическую ситуацию в России, различных ее регионах и своей местности на основе анализа экологической карты, материалов СМИ. Определять факторы, влияющие на возникновение экологической ситуации. Характеризовать виды эколог. Ситуаций. Выявлять сущность и пути решения эк. проблем.
Выявлять значение экологической безопасности для природы и жизни людей. Характеризовать меры эк.безопасности. Определять значимость особо охраняемых природных территорий и обеспечение эк.безопасности. выявлять мероприятия, проводимые для обеспечения эк.безопасности в своем регионе.
Анализировать текст учебника и дополнительные материалы с помощью изучающего чтения.
К.: Выявлять противоречия в проблеме, составлять тезисы. Приводить аргументы в дискуссии. Обосновывать свою позицию. 9А – 9.09
9Б –8.09
5.5 Урал и горы Южной Сибири. 9А –12.09
9Б – 9.09
6.6 Восточная и Северо-Восточная Сибирь 9А – 16.09
9Б – 12.09
7.7 Северный Кавказ, Крым и Дальний восток. 9А –
9Б – 15.09
8.8 Экологическая ситуация в России 9А –
9Б –
9.9 Экологическая безопасность России. 9А –
9Б –
10.10. Практикум «Анализ проблемы обеспечения экологической безопасности России» 9А –
9Б –
Тема 2 «Европейская Россия» -3 ч.
11.1. Пространство Центральной России. П.: Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических явлений и процессов.
Р.: Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в т.ч. карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов. Анализировать взаимодействие человека и природы на примере отдельных территорий. Решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность. Работать с системой вопросов и заданий, контурными картами. Формулировать , аргументировать, отстаивать свое мнение.
К.: При работе с партнером или в группе обмениваться важной информацией, участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства ИКТ. 9А –
9Б –
12.2. Центральная Россия: освоение территории и население 9А –
9Б –
13.3. Центральный район. 9А –
9Б –
14.4. Волго-Вятский район 9А –
9Б –
15.5. Центрально-Черноземный район. 9А –
9Б –
16.6. Практикум «Работаем с текстом» 9А –
9Б –
17.7. Москва и Подмосковье. 9А –
9Б –
18.8. Практикум «Готовимся к дискуссии» 9А –
9Б –
19.9. Обобщение знаний по теме «Центральная Россия» 9А –
9Б –
20.10. Пространство Северо-Запада. 9А –
9Б –
21.11. Северо-Запад : «Окно в Европу» 9А –
9Б –
22.12. Северо-Запад: хозяйство. 9А –
9Б –
23.13. Санкт-Петербург – вторая столица России. 9А –
9Б –
24.14. Практикум «Создание электронной презентации». 9А –
9Б –
25.15. Обобщение знаний по теме «Северо-Запад» 9А –
9Б –
26.16. Пространство Европейского Севера. 9А –
9Б –
27.17. Европейский Север: освоение территории и население. 9А –
9Б –
28.18. Европейский Север: хозяйство и проблемы. 9А –
9Б –
29.19. Практикум «Составляем карту» 9А –
9Б –
30.20. Обобщение знаний по теме «Европейский Север» 9А –
9Б –
31.21. Пространство Европейского Юга. 9А –
9Б –
32.22. Европейский Юг: население. 9А –
9Б –
33.23. Европейский Юг: освоение территории и хозяйство. 9А –
9Б –
34.24. Практикум «Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе». 9А –
9Б –
35.25. Обобщение знаний по теме «Европейский Юг» 9А –
9Б –
36.26. Пространство Поволжья. 9А –
9Б –
37.27. Поволжье: освоение территории и население. 9А –
9Б –
38.28. Поволжье: хозяйство и проблемы. 9А –
9Б –
39.29. Практикум «Дискуссия на тему «Экологические проблемы Поволжья» 9А –
9Б –
40.30. Обобщение знаний по теме «Поволжье». 9А –
9Б –
41.31. Пространство Урала. 9А –
9Б –
42.32. Урал: освоение территории и хозяйство. 9А –
9Б –
43.33. Урал: население и города. 9А –
9Б –
44.34. Практикум «Анализ ситуации «Специфика проблем Урала» 9А –
9Б –
45.35. Обобщение знаний по теме «Урал» 9А –
9Б –
46.36. Обобщение знаний по разделу «Европейская Россия». 9А –
9Б –
Тема 3. Азиатская Россия (15 часов).
47.1. Пространство Сибири. П.: Оценивать и сравнивать положительные и отрицательные стороны географического положения районов. Устанавливать характер воздействия географического положения на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявлять и анализировать условия для развития хозяйства. Сравнивать на основе анализа тематических карт природные условия районов и их влияние на специализацию отраслей хозяйства. Проводить сопоставительный анализ различных по содержанию физико-географических и социально-экономических тематических карт, устанавливать причинно-следственные связи и закономерности размещения географических объектов, проявления географических явлений и процессов. Анализировать схемы и статистические материалы, формулировать самостоятельные выводы. Составлять описания и характеристики, схемы, таблицы на основе анализа источников информации, в т.ч. карт. Определять черты сходства и различия в особенностях природы, населения, хозяйства районов.
Р.: Анализировать взаимодействие человека и природы на примере отдельных территорий.. решать практические и познавательные задачи, осуществлять проектную деятельность. Работать с системой вопросов и заданий, контурными картами.
К.: Формулировать , аргументировать, отстаивать свое мнение. При работе с партнером или в группе обмениваться важной информацией, участвовать в обсуждении. Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей текста. Использовать средства ИКТ. 9А –
9Б –
48.2. Сибирь: освоение территории и население. 9А –
9Б –
49.3. Хозяйство Сибири. 9А –
9Б –
50.4. Западная Сибирь. 9А –
9Б –
51.5. Обобщение знаний по теме «Западная Сибирь» 9А –
9Б –
52.6. Восточная Сибирь. 9А –
9Б –
53.7. Практикум «Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской магистрали». 9А –
9Б –
54.8. Обобщение знаний по теме «Восточная Сибирь» 9А –
9Б –
55.9. Пространство Дальнего Востока. 9А –
9Б –
56.10. Дальний Восток: освоение территории и население. 9А –
9Б –
57.11. Дальний Восток: освоение территории и население. 9А –
9Б –
58.12. Хозяйство Дальнего Востока. 9А –
9Б –
59.13. Практикум. Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века». 9А –
9Б –
60.14. Обобщение знаний по теме «Азиатская Россия» 9А –
9Б –
61.15. Обобщение знаний по теме «Регионы России» 9А –
9Б –
Тема 4. Россия в современном мире (4 часа).
62.1. Соседи России. П.: Оценивать по статистическим данным и тематическим картам место и роль России в системе международного разделения труда. Подготавливать и обсуждать презентации о сотрудничестве России с отдельными странами мира.
Выявлять особенности геополитического и экономического влияния России в разные исторические периоды.
Р.: Оценивать современное геополитическое и экономическое влияние России в мире. Определять структуру внешней торговли России. Определять по статистическим материалам соотношение экспорта и импорта России в мировой торговле.
Составлять реферат по плану.
Подготавливать и проводить защиту реферата.
К.: Обсуждать содержание реферата. 9А –
9Б –
63.2. Сфера влияния России. 9А –
9Б –
64.3. Практикум «Готовим реферат» 9А –
9Б –
65.4. Практикум «Защита реферата». 9А –
9Б –
Повторение 3 часа
66.1. Взаимодействие природы и человека (на примере своего места проживания). П.: Составлять описание и характеристику природных особенностей, населения и хозяйства своего края.
Р.: Участвовать в социально ориентированной деятельности по изучению экологических проблем своего края и путей их решения.
К.: Подготавливать и обсуждать презентацию о природе, населении, хозяйстве, проблемах и перспективах развития своего края. 9А –
9Б –
67.2. Практикум «Создание проекта «Пути развития моего края». 9А –
9Б –
68.3. Защита проектов. 9А –
9Б –
Перечень обязательных практических работ
Способы подготовки к экзамену. Урок-практикум.
Практикум. «Изучение изображений Земли из космоса».
Практикум «Анализ проблемы обеспечения экологической безопасности России»
Практикум «Работаем с текстом»
Практикум «Готовимся к дискуссии»
Практикум «Создание электронной презентации».
Практикум «Составляем карту»
Разработка проекта «Развитие рекреации на Северном Кавказе»
Практикум «Дискуссия на тему «Экологические проблемы Поволжья»
Практикум «Анализ ситуации «Специфика проблем Урала»
Практикум «Разработка проекта «Путешествие по Транссибирской магистрали».
Практикум. Разработка проекта «Развитие Дальнего Востока в первой половине ХХ1 века».
Практикум «Готовим реферат»
Практикум «Создание проекта «Пути развития моего края».
Проверочных работ- 4:
«Регионы России»;
«Европейская Россия»;
«Азиатская Россия»;
«Россия в современном мире».
Используемый учебно-методический комплекс
1.. Академический учебник «География.9 класс» УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Просвещение,2014.
2.Николина В.В. География. Поурочные разработки. 9 класс. Пособие для учителя (Полярная звезда), 2014.
3. Николина В.В. География. 9 кл. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. (Полярная звезда) 2014  
4. Атлас по географии для 9 класса. Издательство «Дрофа»
Список рекомендуемой литературы
Основной
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: [Электронный документ]. Режим доступа: httр://mon.gоv.ru/dok/аkt/6591
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N2 189 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.2621-10).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД 1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации ФГОС основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся».
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. М.: Просвещение, 2011.
Приоритетный национальный проект «Образование»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/pro/pnpo
Система гигиенических требований к условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования: [Электронный документ]. Режим доступа: http://stаndагt.еdu.ru
Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: httр://mоn.gоv.гu/ргеss/пеws/8286
Дополнительный
Сайт «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://window.edu.ru
Сайт «Каталог единой коллекции цифровых образовательных ресурсов»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
Сайт «Каталог электронных образовательных ресурсов Федерального центра»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://fcior.edu.ruСайт «Образовательные ресурсы сети Интернет»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://katalog.iot.гu
Сайт «Сеть творческих учителей»: [Электронный документ]. Режим доступа: httр://www.it-n.гu
Сайт «Федеральный государственный образовательный стандарт»: [Электронный документ]. Режим доступа: http://stаndаrt.еdu.гu Сайт Министерства образования и науки РФ: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru
Сайт ФГУ «Госvдарственный институт информационных технологий и телекоммуникаций [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.informika.ru
«Согласовано»
Протокол методического объединения
от 30 августа 2016 №1
Руководитель РМОН.В. Розанова
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
Н. А. Артемьева
31 августа 2016 г.