Методическая разработка занятия на тему: «Дикция и механизм ее реализации.»



Тема: «Дикция и механизм ее реализации»
Форма проведения: игра-путешествие
Цель занятия: эмоциональное исполнение разнохарактерных вокальных упражнений с четкой дикцией.
Задачи:
закрепить умения делить текст на вокальные слоги, применять при пении правила произношения в вокале;
развить познавательный интерес к применению скороговорок в певческой практике;
способствовать воспитанию эмоционально-чувственной сферы учащихся через исполнение разнохарактерных музыкальных упражнений;
Оборудование:
аудиозаписи;
мультимедийный проектор (презентация)
Ход занятия
Организационный этап
Педагог: Здравствуйте, ребята! Проходите, садитесь. Начинаем наше занятие. И, как всегда, давайте поздороваемся еще и музыкально.
Педагог поет: Здравствуйте, ребята!
Дети поют: Здравствуйте!
Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, на котором присутствуют гости. Давайте поздороваемся с ними!
Все поют: Здравствуйте, гости! Здравствуйте!
Подготовительный этап
Педагог: На предыдущем занятии мы с вами работали над дикцией в 1 куплете и припеве песни "С друзьями", так же мы разбирали, как делится этот текст на вокальные слоги.
Сегодня мы постараемся не только четко произносить слова, делить песню на вокальные слоги, но и эмоционально исполнять вокальные упражнения.
Ребята, давайте вспомним первый куплет песни и его деление на слоги. Посмотрите на слайд. Ой, что же это? Наверное, в наш компьютер пробрался вирус и все нам перепутал!
Дети находят ошибки в делении песни на слоги.
Ну вот, теперь все правильно! Молодцы!
Я думаю, вы согласитесь, что с друзьями нам любое дело по плечу! Вы это доказали, когда все вместе справились с заданием. С друзьями и песней и в походе веселее! Ребята, скажите, пожалуйста, кто из вас ходил в поход? С кем? Вам понравилось? Хотели бы вы сейчас, не выходя из класса, все вместе отправиться в путешествие? (Дети отвечают на вопросы). И я с удовольствием отправлюсь с вами в поход!
Основной этап
Педагог: Ну что же, собираемся в путь! Но для этого нужно основательно подготовиться! Какой поход без снаряжения и хорошей песни? Правда?.. Возьмем с собой в поход и те скороговорки, которые вы подобрали и выучили дома. А у нас с вами в походе снаряжение – это голосовой аппарат, который необходимо разогреть, чтобы красиво петь. И дыхательные упражнения помогут нам в пути. Подойдите, пожалуйста, к зеркалу. Слушаем и повторяем!
Дети встают и подходят к зеркалу.
Делаем упражнения А. Карягиной под аудиозапись (1,6,11) (4мин.)
Педагог: Ребята, давайте вспомним, что еще необходимо в походе.
Наводящие вопросы педагога. Дети отвечают, делают артикуляционную гимнастику (слайд).
- Лопата (вырыть ямку)
- Чашка (попить чай)
- Лодка (переправиться на другой берег реки)
- Мяч (будем играть в футбол)
- На прощанье поцелуем родных и улыбнемся им. (Дети делают)
Педагог: Ребята, что мы сейчас делали?
Дети: Гимнастику.
Педагог: Для чего?
Дети: гимнастику для артикуляции.
Педагог: Скажите, ребята, что такое артикуляция?
Дети отвечают. Педагог обобщает ответы детей и обращает их внимание на определение артикуляции на слайде.
Артикуляция – это активное, четкое произношение звуков. А в этом главную роль играют уже не голосовые связки, а органы произношения, среди которых, как правило, различаются активные (язык и губы) и пассивные (зубы, десны, мягкое и твердое нёбо)
Педагог: Что ещё нужно для пения?
Дети: Дикция.
Педагог: Что такое дикция?
Дети отвечают.
Педагог: Правильно! Дикция – правильное произношение букв, слогов, слов.
В каждом деле есть свои правила. Они есть, и когда мы идем в поход. Давайте вспомним некоторые из них, а наш экран нам поможет!
Дети отвечают (слайд с правилами поведения в походе)
Педагог: А когда мы поем, какие правила вокальной дикции нам помогают?
Дети отвечают
Педагог: Давайте проверим, все ли правила мы назвали? (слайды)
1.В пении гласные тянем, согласные четко проговариваем.
2.В конце каждого вокального слога должна стоять только гласная буква.
3. Согласные в окончаниях произносятся четко ("стреляем").
4.Все звонкие согласные в окончаниях переходят в глухие.
5.Чем тише поём, тем активнее артикуляция.
Педагог: Вот теперь мы точно готовы к походу! Запеваем 1 куплет с припевом песни "С друзьями", чтобы веселее идти! Не забываем проговаривать согласные и пропевать гласные!
Дети поют. (Слайд 1куплета с припевом)
Педагог: Молодцы!
Вы знаете, что в походе встречаются неожиданности, с которыми нужно справиться и преодолеть их. Вот вам первое задание — разделить на вокальные слоги 2-ой куплет песни «С друзьями».
(Слайд 2 куплета с припевом, педагог дает строки текста дифференцированно по степени сложности).
Педагог: А теперь споем вместе 2-ой куплет с припевом, правильно разделяя текст на вокальные слоги и четко проговаривая слова песни.
(Слайд с правильным делением на вокальные слоги)
Педагог: Молодцы! Вы справились с первым заданием! Наш поход продолжается! Скажите, пожалуйста, что еще нам помогает четко проговаривать слова песни?
Дети: Скороговорки.
Педагог: Да! У нас с вами есть несколько скороговорок, которые помогают нам в работе над дикцией. Посмотрите, пожалуйста, на экран!
(Слайд - скороговорка с картинкой быка)
Кто нам повстречался на пути?
Дети отвечают.
Педагог: Какие правила вокальной дикции соответствуют этой скороговорке?
Дети: Согласные в окончаниях слов "стреляем", звонкую согласную «б» делаем глухой (в слове «тупогуб»).
Педагог: Давайте дружно пропоем скороговорку про быка, не забывая про четкую артикуляцию.
Дети поют скороговорку: "Бык тупогуб, тупогубенький бычок. У быка бела губа была тупа" по полутонам вверх и вниз. (При исполнении скороговорки вниз, использую групповую и индивидуальную форму занятия).
Что ж, и с этим заданием вы успешно справились!
Педагог: А теперь мы делаем привал! Садитесь на свои места! Чтобы восстановить дыхание и набраться сил, сделаем дыхательные упражнения по методике А. Стрельниковой — "Ладошки", "Обними плечи".
Педагог: Скажите, в каком темпе и с каким настроением вы будете произносить свою скороговорку?
Дети озвучивают настроение (радостно, вопросительно, удивленно, испуганно, шепотоми т.д. по желанию) и темп (медленно, умеренно, быстро) скороговорок, рассказывают их друг другу.Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, справились наши рассказчики с выбранным настроением и темпом?
Дети отвечают.
Педагог: Замечательно! Среди нас есть бесстрашные, смелые и талантливые участники похода! Скажите, пожалуйста, где активнее артикуляция, когда мы тихо говорим или обычным голосом? А когда тихо поем или в полный голос, изменяется ли артикуляция?
Дети отвечают, что чем тише говорим или поем, тем активнее артикуляция (движения губ, щек, языка и т. д.).
Педагог: Других «рассказчиков» мы выслушаем на следующем занятии.
Итоговый этап
Педагог: Возвращаясь домой из нашего похода, давайте вспомним, что мы сегодня делали и чему научились?
Дети отвечают.
Педагог: Как вы думаете, теперь мы можем эмоционально исполнить разнохарактерные вокальные упражнения с четкой дикцией?
Дети отвечают.
Педагог: Я тоже так думаю! Наш поход подошел к концу. Вы справились со всеми трудностями успешно! Понравилось вам наше необычное путешествие? Впереди у нас еще много интересного и познавательного, а сейчас мы с вами прощаемся. (Педагог поет). До свидания!
Дети: До свидания!
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕЙСКИЙ РАЙОН.
Методическая разработка занятия на тему:
«Дикция и механизм ее реализации.»Разработал педагог
дополнительного образования
Бедарева Н..Н.
ст. Камышеватская
2016г.