Конспект урока ,,Изобразительные возможности однородных членов предложения.8 класс .(русский язык.)

Тема : «Изобразительные возможности однородных членов предложения».

Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны:
знать многообразие стилистических функций однородных членов предложения, роль однородных членов в речи, изобразительные возможности конструкций с однородными членами предложения в художественной речи, термины: грация, бессоюзие и многосоюзие;
умение находить однородные члены предложения в текстах разных стилей речи.

Ход урока.

1.Стадия осмысления.
Вступление.

Учитель: Какие члены предложения называются однородными? Как связываются между собой однородные члены предложения? Однородные члены предложения широко используются во всех речевых стилях, и стилистические функции однородных членов предложения многообразны. Сегодня мы посмотрим , действительно ли это так.
Учитель: Какие вы знаете стили речи?
( Официально –деловой, научный , художественный и публицистический.)

2.Проверка домашнего задания.

Учитель: Как же используются однородные члены предложения в разных стилях речи ?
(Класс разбит на 3 группы). Заранее подготовленные учащиеся читают выписанные определения из научного, официально-делового, публицистического стилей речи.
Учитель: К какому стилю речи относятся выписанные вами определения? (Научному). С какой целью в научном стиле употребляются однородные члены предложения?
(Исчерпывающее перечисление признаков действий, свойственных описываемому явлению.)
Учитель: Назовите выписанные однородные члены предложения , относящиеся к публицистическому стилю, цель их употребления в этом стиле речи.( Цель употребления: перечисление как средство стройного, логического изложения материала, яркий источник речевой экспрессии ; информативность , образность).
Учитель: Какие однородные члены употребляются в текстах официально-делового стиля? ( Официально-деловой стиль – это язык законов и постановлений, поэтому ему свойственна особая полнота и точность однородных понятий).

3. Работа с текстом ( текст на распечатках).

Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идет тихонько, задумавшись , покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, а все ее большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло добротой, приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь все веселее , - и вдруг ее сорвало с места , закружило вихрем , вся она стала стройнее , выше ростом, и уже нельзя было глаз от нее отвести- так буйно красива и мила она становилась в эти минуты чудесного возвращения к юности. ( М.Горький).







Прочтите выразительно текст . Вставьте пропущенные знаки препинания.
Из какого произведения этот отрывок? Можете ли вы представить по этому отрывку бабушку Алеши Пешкова? Какие синтаксические конструкции помогли вам это сделать?
Можно ли описать человека ( или другое живое существо) через его действие, состояние? К какому стилю относится данный текст?
Учитель: Роль однородных членов предложения велика во всех стилях речи. Однородные члены предложения создают определенный эффект, придают выразительность речи.
Как же используются их экспрессивные свойства в художественных произведениях?
Сообщение учащегося о роли однородных членов в художественном стиле речи.
Учитель: Следующее свойство конструкций с однородными членами предложения мы проследим на примерах .
(«Принять его, позвать , просить , сказать, что дома, что очень рад! ( А . Грибоедов).
Вывод: Однородные члены располагаются в порядке возрастания , нарастания смыслового интонационного значения. Эта стилистическая фигура называется градацией.
Учитель: Как соединяются однородные члены в данном предложении?
И блеск, и тень , и говор волн .( А. Пушкин).
(Повторяющимися союзами).
Вывод: многосоюзие - стилистическая фигура, создающая единство перечисления, усиливающая выразительность речи.
Швед , русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный , клики, скрежет.
Учитель: За счет чего создается динамика ? ( Нет союзов).
Вывод: бессоюзие – стилистическая фигура , придающая речи динамичность.
Они сошлись : волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
( А. Пушкин).
Учитель: Как называется прием , использованный в данном отрывке? (Антитеза).
Вывод: однородные члены предложения могут участвовать в создании антитезы.
Учитель: В качестве однородных членов предложения могут соединяться паронимы.
Я жаждал дел, а не деяний . Но где он, подлинный успех, успех, а не преуспеянье? ( Е . Евтушенко).

Стадия рефлексии.

Учитель: Мы наблюдали сегодня , как по –разному «работают» предложения с однородными членами , помогая художникам слова создать и яркий портрет, и точную характеристику действий. Познакомились с такими интересными стилистическими фигурами, как градация, бессоюзие и многосоюзие; вспомнили такие художественные приемы, как антитеза, использование синонимов, паронимов.
С чем связано использование однородных членов ? (Обращение к однородным членам связано с реализацией ярких описаний, созданием динамичных картин).
А сейчас , реализуя основные функции однородных членов предложения , напишите сочинение – миниатюру «Приход осени» , используя однородные члены предложения и стилистические фигуры.
Чтение миниатюр, если миниатюры не написаны, то это задание остается домашним и проверяется на следующем уроке.

Итог урока.

Оценки за урок. Домашнее задание.



15