Урок по литературному чтению во 2 классе Ф.И Тютчев Зима недаром злится
МОУ «Оредежская средняя общеобразовательная школа»
Ленинградская область
Лужский район
КОНСПЕКТ УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ ВО 2 КЛАССЕ
ТЕМА: ЛЮБЛЮ ПРИРОДУ РУССКУЮ. СТИХОТВОРЕНИЕ Ф. И. ТЮТЧЕВА «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ…»
Учитель начальных классов
Яковлева Елена Николаевна
п.Оредеж
2016г.
Тема: Люблю природу русскую. Стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»
Цели:
познакомить со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»;
развивать умения передавать настроение и чувства при чтении стихотворения;
развивать логическое мышление, наблюдательность;
воспитывать эстетические чувства, умение общаться и сотрудничать.
Планируемые результаты:
Личностные:
проявлять интерес к чтению лирических стихотворений русских поэтов 19в.;
читать и передавать своё и авторское отношение к изображаемому;
Метапредметные:
понимать и принимать учебную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты своей деятельности
анализировать стихотворение при помощи вопросов учителя, находить необходимую информацию в тексте;
участвовать в работе группы;
Предметные:
представлять изменение картин природы, изображённые в стихотворении;
учить читать стихотворение выразительно;
находить олицетворения в тексте произведения
Оборудование: учебник «Литературное чтение» (2 часть). 2класс ( сост. Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова); компьютер, фонограмма П.И.Чайковский «Весна.Март», мультимедийная презентация.
Этапы
урока Содержание урока Формируемые УУД
Мотивация к учебной деятельности.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться –доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
– Улыбнитесь друг другу.
– Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдёт интересно и увлекательно. Личностные УУД
(осмысление внутренней позиции ученика на уровне положительного отношения к уроку)
Регулятивные УУД
(самоорганизация и организация своего рабочего места)
Проверка домашнего задания.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
– Над какой темой мы начали работать на предыдущем уроке? (Люблю природу русскую. Весна.)–Как вы сегодня готовили домашнее задание? (по группам)
– Почему мы так решили сделать? (чтобы подготовить материал для книги на тему «Весна»)
Группа «Лучики оформляет страницу книги.
– Давайте вспомним правила работы в группе. (Учащиеся вспоминают правила работы в группе. Приложение №1)
– Итак, какая группа начнёт представлять свою работу первой?. I группа («Лучики») подготовила народные приметы и пословицы о весне
II группа («Солнышко») подготовила загадки о весне
III группа («Веснянка») народные песни о весне.
– На столах у вас таблица с критериями (см. Приложение №2), по которым вы будете оценивать работу своей группы и групп одноклассников. Постарайтесь быть объективными.
Дети обсуждают в группах, оценивают работу групп.)
Семёнова Алиса из группы «Веснянка»
представляет свою страничку.
– В сборник с каким названием мы можем поместить ваши работы? (1.Весна.
2. Пословицы, приметы, песни и загадки о весне.)– К какому жанру можно отнести все произведения? (К устному народному творчеству)
– Весну в своих произведениях воспевали и художники, и композиторы.
– Рассмотрите внимательно картины великих русских художников в сопровождении музыки П.И Чайковского.
а) Прослушивание произведения П.И.Чайковского «Март» сопровождается показом слайдов с репродукциями картин великих русских художников.
– Какие мысли, чувства испытали вы, когда слушали музыку и рассматривали репродукции?
( Катя: Приходит долгожданная весна, сосульки тают, слышно звонкое пение птиц.)София: Начало теплеть. На полях растаял снег, а в лесу из-под снега появляются подснежники.)Дима: Прилетели грачи. Они строят гнёзда для своих птенцов.)Илья: Весной мы можем увидеть половодье. Все деревья стоят в воде.) – Как вы думаете, кто ещё воспевал в своих произведениях весну? (писатели, поэты)
Познавательные УУД
(умение разделять малые фольклорные жанры на группы по теме, понимание смысла текста)
Регулятивные УУД
(оценивание деятельности с помощью заданных критериев)
Коммуникативные УУД
(умение строить взаимоотношения в группе в соответствии с правилами работы в группе)
Личностные УУД
(формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с картинами и музыкой П.И.Чайковского)
Коммуникативные УУД
(оформление при ответе на вопрос своей мысли в монологическое речевое высказывание небольшого объёма)
«Открытие» нового знания детьми.
Работа над новым материалом.
Физкультминутка.
Подведение итогов.
Домашнее задание
Рефлексия урока. – Да, весну воспевали в своих произведениях и поэты.
– Постарайтесь правильно соединить слоги, чтобы узнать имя поэта, с произведением которого мы познакомимся.
вачевИ
Тют
вич
но
дорФё
( Фёдор Иванович Тютчев).
Дети составляют имя, отчество и фамилию поэта.
– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора, с произведением которого мы сегодня познакомимся. (Фёдор Иванович Тютчев)
– Что вы знаете о поэте Ф.И.Тютчеве? (Алиса: Ф.И.Тютчев любил природу. А.С.Пушкину очень нравились его стихи.)
Дети рассматривают портрет поэта на слайде.
– Да, действительно, говорят, когда Александр Сергеевич Пушкин прочитал рукопись Фёдора Ивановича, то пришёл в восторг и изумление.
– Фёдор Иванович Тютчев родился и вырос в деревне Овстуг под Орлом. Это был ласковый, спокойный, очень талантливый мальчик. В 15 лет он уже был студентом Московского университета. Закончив его в 18 лет, он уехал за границу работать послом. 22 года он прожил там, но не переставал любить свою родину, писать стихи о ней. Однажды его стихи показали А.С.Пушкину. И они ему очень понравились.
– Вспомните, с какими произведениями поэта вы знакомились? (Со стихами «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою...» )– Чему посвящены произведения Ф.И.Тютчева? (Артём: Временам года; Катя: Нашей русской природе.)– Чему, как вы думаете, мы будем учиться на уроке? (Будем учиться читать стихотворение Ф. И. Тютчева.)
Ознакомление со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится».
(стихотворение читает учитель наизусть)
Проверка первичного восприятия стихотворения.
– Понравилось вам стихотворение?(Да.)
– Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?
(Ульяна: Зима злая и не хочет уходить.
Катя: Мне Весну жалко, она хорошая.)– Посмотрите, в стихотворении слова Весна и Зима написаны с большой буквы, хотя это и не имена собственные.
– Как вы думаете, почему? ( Ульяна: Они как будто живые.
Артём: Они ведут себя, как люди.)-Такой поэтический прием, когда предметы неживой природы изображаются, как живые существа, называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ (Слайд)
Словарная работа.
– Прочитайте стихотворение про себя и отметьте непонятные для вас слова.
– Какие слова в стихотворении были непонятны?
1.Засуетилось - всё пришло в движение
2.Нудит (вынуждает) – заставляет
3.Трезвон - звонкое пение
4.Хлопочет- хочет удержать свои права
5.Пуще-сильнее6.Ведьма - злая женщина, колдунья
7.Захватя - быстро взять, схватить
8.Наперекор – назло (Слайд)
– Где можно выяснить значение слова? (в толковом словаре)
В словаре С.И.Ожегова ребята смотрят слово, которое не смогли объяснить– наперекор (не согласен с кем-нибудь, переча кому-нибудь)
Спал цветок и вдруг проснулся, (дети присели, руки вверху)
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся, (приподнимаются)
Взвился вверх и полетел. (стоя, делают взмахи руками)
Солнце утром лишь проснётся. ( руками делают круговые движения)
Бабочка летит и вьётся. (руками делают взмахи)
И порхают у цветка
Все четыре лепестка.
Выборочное чтение.
– Читаем 1-е четверостишие.
– Почему Зима злится? (потому что она злая; она не хочет уходить; хочет ещё остаться;) – Как вы себе представляете, что Весна «стучится и гонит Зиму»?
(весна идёт; дует тёплый ветерок, солнце греет сильнее, сосульки капают; птицы поют;) 2-е четверостишие.
– Как вы понимаете выражение «всё засуетилось, всё нудит Зиму вон»? (Весна выгоняет Зиму своим теплом; всё оживает вокруг; все вокруг радуются, что пришла Весна; Зиму уже никто не хочет;) 3-е четверостишие.
– Как ведут себя Зима и Весна при встрече? (Весна прогоняет Зиму; Зима ещё хлопочет и на весну ворчит; Весна ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит;)4-е четверостишие.
– Как автор называет Зиму? (ведьма злая)
– Почему Зима взбесилась? (потому что Весна её выгоняет)
– Что она сделала напоследок? Прочитайте. (дети читают последние 3 строки четвёртого четверостишия)
– А как автор называет Весну? (прекрасное дитя)
5-е четверостишие
– Как вы понимаете «Весне и горя мало»? (она не расстроилась; Весна не переживает, что Зима её гонит;)– Почему Весна стала «румяней»? (ей смешно, весело, что зима не может с нею справиться)
– Прочитайте стихотворение самостоятельно и найдите слова- действия Весны и Зимы, которые помогают нам представить их живыми.
– 1 группа («Лучики») найдёт слова-действия Весны.
– 2 группа («Солнышко») найдёт слова-действия Зимы.
– 3 группа («Веснянка») найдёт слова противоположные по смыслу.
Весна 1гр Зима 2гр
стучится злитсягонит (Зиму) хлопочет
хохочет ворчит
шумит взбесилась
умылася пустила
стала( румяней)
3 гр.
Весна Зима
Хохочет злитсягонит хлопочет
шумит ворчит
дитя ведьма
прекрасное злая
горя мало взбесилась (слайд)
– Контраст - резкая противоположность.
– Почему, как вы думаете, Ф.И.Тютчев назвал Весну «прекрасное дитя», а Зиму – «злой ведьмой»? (Алиса: -Потому что Весна похожа на шаловливого ребёнка; Катя:- Весна весёлая, игривая; Илья: - Зима вредная и старается сделать Весне плохо;) Отработка выразительного чтения.
– Как вы думаете можно ли при чтении голосом показать характер Зимы и Весны? ( да, строчки ,которые относятся к весне надо читать бодрым, радостным голосом, а о Зиме- ворчливым, недовольным голосом)
– Что нужно сделать, чтобы прочитать стихотворение выразительно? (нужно расставить «ноты» выразительного чтения)
– А поможет нам в этом памятка. (см.слайд)
Зима| недаром злится,|Прошла её пора||–
Весна в окно стучится|И гонит со двора.||И всё засуетилось,|Всё нудит Зиму вон –||
И жаворонки в небе|Уж подняли трезвон.||1 и 2 четверостишие под руководством учителя.
3, 4, 5 самостоятельно.
Проверка по группам. Каждая группа оценивает чтение по критериям.
– Теперь вы готовы прочитать всё стихотворение выразительно?(Да.)
– По одному представителю от каждой группы выходят для чтения своей строфы. (Таким образом звучит всё стихотворение.)
Конкурс чтецов. (ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОТ ГРУППЫ)
Составление синквейна.
–Давайте попробуем составить синквей. Каждая группа может выбрать о ком она хотела бы его составить: о Зиме или о Весне.
– Вспомним требования к составлению синквейна.(см. на слайде)
1 группа составила:
«Весна»
весёлая, прекрасная
хохочет, гонит, стучится
Природа радуется приходу весны.
Царица
2 группа составила:
«Весна»
румяная, прекрасная
шумит, идёт, хохочет
Весна пришла - зима уходит.
Красавица
3 группа составила:
«Зима»
Злая, ворчливая
Прошла, хлопочет, ворчит
Уходи скорей злая зима!
Ведьма
(Представитель от группы читает синквейн )– Ребята, Ф.И. Тютчев дал нам возможность посмотреть на изменения, происходящие в природе совсем по –другому. Он как бы показал, что в природе есть чудесное, волшебное, надо только обратить на это внимание, понаблюдать.
– Что нового узнали на уроке? (Новый прием – олицетворение)
Домашнее задание.
– Кому захотелось выучить стихотворение наизусть?(20 чел.)
– Кому захотелось выучить наизусть и нарисовать рисунок?(14 чел.)
– Кому захотелось подготовить выразительное чтение и нарисовать рисунок?(5 чел.)
– А сейчас выскажите своё отношение к уроку. У вас на партах листки. Выберите и подчеркните слова, которые отражают ваше настроение, вашу работу на уроке.
На уроке я работалактивно/пассивно
Своей работой на уроке ядоволен/не доволен
Урок мне показалсякоротким/длинным
За урок яне устал/ устал
Моё настроениестало лучше/стало хуже
Материал урока мне былпонятен/ не понятен
полезен/бесполезен
интересен/скучен
Домашнее задание мне кажется лёгким/трудным
интересным/не интересным
Познавательные УУД
(осмысление информации)
Регулятивные УУД
(целеполагание)
Личностные УУД
(эмоциональный отклик на прочитанное стихотворение учителем)
Познавательные УУД
(воссоздание в воображении картины, созданной писателем, ознакомление с новым приемом художественной выразительности –олицетворением)
Познавательные УУД
(осознание значимости чтения для дальнейшего обучения, понимание цели чтения: поиск неизвестных слов)
Личностные УУД
(снятие напряжения)
Познавательные УУД
(использование разных видов чтения: сплошного, выборочного, с комментированием;
понимание читаемого, интерпретация смысла читаемого, выделение отличительных признаков зимы и весны на материале учебника)
Познавательные УУД
(логические: анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие)
Коммуникативные УУД
(умение работать в группе по правилам)
Личностные УУД
(формирование личного (эмоционального) отношения к окружающему миру)
Регулятивные УУД
(саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)
Познавательные УУД
(умение пользоваться средствами выразительного чтения)
Личностные УУД
(осмысление образной и эмоциональной сторон произведения, понимание чувств, определение своего отношения к ним, передача их при чтении слушателям. )Коммуникативные УУД
(умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группе; учитывать позицию других, участвовать в коллективном обсуждении)
Познавательные УУД
(общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение свободно ориентироваться в тексте)
Личностные УУД
(оценивание разного вида деятельности на уроке)
Регулятивные УУД
(выделение и осмысление того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения)
Приложение №1
Правила работы в группах
не говорить всем сразу;
всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
перед работой нужно договориться, кто что будет делать;
не спорить зря, а доказывать, объяснять;
стараться понять друг друга;
возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: “Саша, ты не сказал, что …”.
Приложение №2
Критерии оценивания группа отлично хорошо Надо подтянуться
1 Материал соответствует теме.
Лучики Солнышко Веснянка 2 Представлено интересно.
Лучики Солнышко Веснянка (3Активность
Лучики Солнышко Веснянка 4 Оформление Лучики Солнышко Веснянка