Окружающий мир Моя семья 1 класс Школа России


Класс 1В
Учитель: Шевцова Наталья Борисовна
Урок: окружающий мир
Тема: Как живёт семья?
Познавательные универсальные действия:
Уметь сравнивать, обобщать, выделять главное, знать правила поведения в семье, формировать нравственные понятия «терпение», «взаимоуважение», «взаимопомощь»;     называть по именам (отчествам, фамилиям) членов своей семьи;     рассказывать о трудовых обязанностях членов семьи.    обсуждать выступления учащихся.
Предметные: узнать, что такое семья, научиться называть по именам, отчествам, фамилиям членов своей семьи, рассказывать о жизни семьи.
Регулятивные УУД
      понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить     анализировать, обобщать, выделять главное, выполнять правила работы в группе, при необходимости регулировать свою деятельность,        оценивать свои достижения и достижения других учащихся;      оценка качества и уровня усвоения.
Коммуникативные УУД
    Слушать друг друга, участвовать в коллективном обсуждении, высказывать свою точку зрения, строить продуктивное взаимодействие со сверстниками.
Личностные УУД
       Проявлять заботу к членам семьи, уважать старших, ценить семейные традиции, быть внимательным, добрым, заботливым.
Оборудование: ИКТ, учебник «Окружающий мир»  автор А.А. Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир» автор А. А. Плешаков, листы с заданиями для каждой группы .Ход урока
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1
2.
3.
Мотивация к учебной деятельности
Этап актуализации знаний
Проблемная ситуация
Этап открытия новых знаний (работа в парах)
Рефлексия
Поприветствуем друг друга и наших гостей. Улыбнёмся. Пожелаем удачи.
Ребята, сегодня на уроке ОМ мы поговорим о чем-то приятном и согревающем душу каждого человека.
В семейном кругу мы с вами растём.
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои.
И в жизнь ты выходишь из….(семьи).
Вы уже догадались о чём пойдёт речь сегодня на уроке? Точнее автор учебника сформулировал тему так: прочитаем с56- Как живёт семья.
Семья - слово, знакомое с детства. Такое простое и понятное как «мама», «хлеб», «родина». Семья с первых мгновений жизни с каждым из нас. Можете вы ответить:
-Как зовут вашу маму?
-Кто называет тебя сыном?
-Как зовут папу?
У мамы есть мама. Кто она тебе?
-А бабушка и дедушка –это члены семьи?
У мамы есть родная сестра. Кем она тебе приходится?
-А дядя и тётя являются членами семьи?
А как фамилия твоей бабушки?
-Если в доме живёт питомец, например, кот, будет ли он членом семьи?
Вот и получилось, что некоторые вещи о своей семьи вы ещё не знаете.Сегодня мы уточним, кто является членом семьи. Что же такое семья? Научимся называть членов семьи . Кто захочет, может поделиться рассказами о своей семье.
Разделим на слоги слово «семья»-7Я, то есть семеро таких же как Я.
Действительно, в семье все чем-то похожи друг на друга. Чем похожи люди одной семьи? (лицом , взглядом, голосом. )Семья часто носит одну фамилию. Семью объединяет кровное родство. А может ли быть в семье родственников больше 7? А меньше? Какой может быть семья по составу?
Послушайте небольшой отрывок из рассказа В. Драгунского про Дениску Кораблёва.
«У меня слишком маленькая семья. Папа, мама и я. Это потому, что я ещё сам маленький. А стану большим и семья у меня станет большая: папа, мама, бабушка, дедушка, сестра, брат, сынок, дочка и четверо внучат.»Почему Дениска считал свою семью маленькой? О какой семье он мечтал?
В старину на Руси жили большими семьями. Все друг другу помогали. Малыши старость уважали, а старики малых жалели.
А сейчас есть семьи большие, есть и маленькие. А у вас какая семья? Построим модель своей семьи.
Работать мы будем в парах. Вспомним правила работы в парах.
Для создания модели своей семьи, выберите нужные фигурки и наклейте их в рабочую тетрадь на с. Песочные часы укажут вам время работы.
А если в семье есть приёмные дети, будут они членами семьи?
Конечно, ведь родственники- люди, не всегда близкие по крови, но они никогда не забывают заботиться друг о друге.
Прочитаем выделенные предложения на с 57 учебника.
Крепка бывает та семья, где нет владенья буквы Я.
Где правит только слово МЫ,
где есть совместные мечты.
Работа по учебнику
Рассмотрите рисунки на с.56-57 учебника.
Знакомьтесь: это семья первоклассницы Даши.
Поговорим об этой семье. Назовите всех членов семьи по имени. Как зовут брата и сестру по имени отчеству? Как зовут дедушек Даши и Пети? Чем заняты члены семьи?
Семью объединяет труд.
Семья-это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно, семья – это сложно.
Но счастливо жить одному невозможно.
У вас есть карточка с заданием 1. Что на ней написано?
Распредели трудовые обязанности в семье.
Песочные часы- 5 минут.
Выслушать ответы детей.
Физкультминутка:
Осенью, весною, летом и зимою
Мы во двор выходим дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо- влево делает мой братец Сева.
Я и сам бегу трусцой, и качаю головой.
В каждой семье происходит много интересных событий. Какое радостное событие произошло в жизни первоклассника Алёши? Назовите родственников Алёши?
Используя иллюстрации учебника на с.56-57, догадайтесь о каких двух мамах, папах и сыночках идёт речь:
Задам сейчас задачу я.Послушай, вот моя семья:Дедуля, бабушка и брат.У нас порядок в доме, лад.И чистота, а почему?Две мамы есть у нас в дому.Два папы, два сыночка,Сестра, невестка, дочка.А самый младший – я,Какая же у нас семья?
Выступления двух учеников с рассказами о том, как живёт их семья.
А теперь про свою семью расскажут Давыдова Полина и Широкова Виктория.
Русский народ поговорками славен-
В них мудрость, накопленный опыт и знанья.
Что для человека главнее всего?
Конечно семья: родители, дети.
Пословицы учат семью уважать.
Родных беречь и не обижать.
Продолжим работу в парах. Перед вами карточка 2. Прочитайте задание.
Составьте пословицы о семье.
В гостях хорошо, а дома лучше.
В своём доме и стены помогают.
В дружной семье и в холод тепло.
Как вы понимаете смысл пословиц?
Семья похожа на дерево. Недаром говорят: дерево держится корнями, а человек семьёй.
У каждого ряда на столе изображение дерева. А листьями на нём будут слова , которые вы считаете важными для жизни в семье. Наклеим листья на деревья. Работаем в группах.
Посмотрите на деревья. Какая от них исходит радость, теплота. Я вижу здесь листочки добра, счастья.
Если бы к нам на урок пришли самые близкие вам люди, то чтобы вы могли им сказать (помогут нам в этом предложения, но они не закончены).
Ваша задача: закончить предложение.
- Я хочу, чтобы мои мама и папа были …
- Я люблю, когда бабушка…
-Я хочу своим родителям пожелать…
3.               Все семьи разные – бывают большие и маленькие. Люди из разных семей различаются фамилиями, именами, внешностью. Для того чтобы семья была крепкой нужна взаимовыручка, поддержка, и, конечно, любовь.
Семья – нашей жизни надёжный оплот.
И в детстве, и в старости нас бережёт.
Семья на любви построенный дом.
Пусть радость и счастье царствуют в нём!
Благодарю за внимание!
Слушают учителя, настраиваются на работу. Догадываются, какое надо сказать последнее слово.
Формулируют тему урока. Читают на с.56 учебника.
Дети отвечают на вопросы.
Анализируют проблему.
Дети отвечают на вопросы.
Формулируют правила работы в парах.
1.Работать должны оба.
2.Один говорит, другой слушает.
3.Своё несогласие выражай вежливо.
4.Работаем тихо, не мешаем другим.
Два ученика рассказывают о моделях семьи.
Дети читают:
Семья- это самые близкие люди. Членов семьи объединяет любовь, уважение друг к другу.
Дети работают в рабочих тетрадях. Звучит спокойная музыка
.
Выполняют движения.
Отвечают на вопросы учителя.
Две мамы-это мама Татьяна Ивановна и бабушка Вера Борисовна; два папы –это папа Сергей Викторович и дедушка Иван Александрович; два сыночка –это Алёша и папа Сергей Викторович. Дедушка- отец мамы или папы, бабушка – мама папы или мамы
Девочки рассказывают у доски и показывает презентации или фотографии. 
Составляют пословицы.
Проверка по эталону
У каждой группы – изображение дерева и набор карточек ( уважение, любовь, ссоры, терпение, капризы, взаимопомощь, дружба и пр.)
Дети вывешивают деревья на доску.
Представитель каждой группы читает, что написано на листочках.