Урок Отделы продовольственного магазина Торговля 
        Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
  «Воткинская специальная (коррекционная) школа» для обучающихся
                        с ограниченными возможностями здоровья
                        города Воткинска Удмуртской Республики
                                            КОНСПЕКТ УРОКА                                                    
                                            Раздел: Торговля                                  6 класс                                                 
Тема:  Отделы продовольственного магазина.
Цель: Знакомство и закрепление  знаний учащихся об отделах продовольственного магазина
Задачи:
Образовательные:
1. Познакомить учащихся с основными отделами продовольственного магазина.
3. Уточнить и расширить перечень продуктов питания в конкретных отделах продовольственного магазина.
Коррекционно – развивающие:
 1. Продолжать работу по формированию умений составлять развернутые ответы с опорой на наглядный материал.
 2.  Развивать операции мышления (сравнение, обобщение, систематизация) на основе формирования групп продуктов, продаваемых в различных отделах. 
Воспитательные:
 1. Воспитывать интерес к познанию нового.
 2. Воспитывать бережное отношение к окружающим  людям и продуктам питания.
Основные термины и понятия:
магазин, отдел, бакалея,  продукты, продовольствие. 
Тип урока:  изучение нового материала
Оборудование:
- картинки с изображением продуктов питания;
- таблички со словами;
 - плакаты;
 - карточки с заданиями;
 - Д/ игра «Купи продукты для ужина»
 - натуральные продукты питания;                                                  
 - корзинка для продуктов питания.                                                   
 - пакет для продуктов.                                             
                                            Ход урока:
I   Организационный  момент. 
            А сейчас проверь дружок, 
            Ты готов начать урок?
            Все ль на месте, 
            В сель в порядке.
            Ручка, книжка и тетрадка?
            Все ли правильно сидят,
            Все ль внимательно глядят?
            Каждый хочет получать
           Только лишь оценку  «5».
II Проверка домашнего задания
У: Ребята, домашним заданием у вас было, записать  5 наименований товаров и 5 видов услуг.
Д:  зачитывают слова.
У: Давайте вспомним, что означает слово «товар»
 Проверка домашнего задания.
Д: Товар - это продукт труда, созданный для купли продажи.
У: Давайте вспомним, что означает слово «услуги»
Д: Услуга - действие, приносящее пользу, помощь другому человеку.
(Пример: подстричь, учить, перевезти груз, лечить, подать билет.)
III.  Актуализация ранее изученных знаний.
У: Ребята, скажите, пожалуйста, где можно товар?
Д: Товар можно купить в магазине.
У:  В прошлом году мы с вами изучали виды магазинов, их назначение.   
 Ходили на экскурсию в магазин. 
- Что можно увидеть в магазине? 
У: Назовите, пожалуйста, оборудование, которое есть в магазине?
Д:  полки, витрина, холодильник, касса, прилавок, весы. 
- У: Люди, каких профессий,  работают в магазине?
 Д: продавец, заведующий магазином, грузчик, техслужащая, фасовщица.
У: Как называют человека, который продает нам товар?
Д: Человек, который продает нам товар, называют продавцом.
У: А кем мы являемся?
Д: Мы являемся покупателями.
У: Для чего нужны магазины? ( покупать продукты и  товары, необходимые
 для жизни человека)
IY.   Изучение нового материала.
У:  Ребята, что вы видите у меня в руке? (сумка с продуктами) 
Д: У вас в руках сумка с продуктами.
У:   Где можно купить эти продукты? 
Д:  Продукты можно купить  в магазине.
У: Я предлагаю вам совершить экскурсию, а куда вам нужно отгадать.
Каждому ученику дается индивидуальное задание: расшифровать
название путешествия.
                « ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ МАГАЗИН»         
Ведение в новую тему. Инсценировка стихотворения.                  
                   Пришла Таня в магазин, 
                   Покупать продукты
                   Развела руками Таня
                   Где ж купить продукты
                   И колбаска, и конфеты, 
                   И чего тут только нет.
                   Долго девочка ходила
                   Не могла найти отдел
                   Посмотрела, повернулась
                   И ушла ни с чем.   
 У: О чем это стихотворение?
Д: Стихотворение о девочке Тане, которая пришла в магазин и не знала, в каком отделе купить продукты. 
У: Вот поэтому мы должны знать, где и в каком отделе  нужно покупать продукты.
У: Сегодня мы совершим экскурсию в продовольственный магазин. Познакомимся с основными его отделами.
Работа в тетради.
У: Запишите тему урока. Отделы продовольственного магазина
Словарная работа:
Магазин, отдел  (дать общее понятие и записать определение)
Бакалея (дать определение при показе и  объяснении данного отдела)
Магазин - здание или помещение для складки и хранения каких-либо запасов. Лавка, склад для продажи, лавка в жилом доме, не в рядах...
Отдел - структурное подразделение организации, а точнее магазина. 
Продуктами    называют все предметы питания, съестные припасы, содержащие элементы, которые необходимы для жизнедеятельности организма.
Продовольствие - съестные продукты, пища.
У: Что означает слово магазин?
Д:  Магазин - здание или помещение для складки и хранения каких-либо запасов.
У: Что мы называем отделом? 
Д: Отдел - структурное подразделение организации, а точнее магазина. 
У: Что означает слово продукты?
Д: Продуктами    называют все предметы питания, съестные припасы, содержащие элементы, которые необходимы для жизнедеятельности организма. 
У: Что означает слово «продукты»
Д: Продовольствие - съестные продукты, пища.
У: Приглашается к доске один из учащихся.
(Ученик берет сумочку с номером 1 и открывает ее)
1. Отдел: Мясной.
У:  Какие продукты можно купить в мясном отделе?
Д:  В мясном отделе можно купить: мясо, колбаса, пельмени, сосиски, шпиг, сардельки, котлеты.
У:  Ребята, в этом отделе можно купить готовые к употреблению продукты, а также продукты, которые нужно приготовить дома.
 Готовые продукты.                          Продукты, которые нужно                         
                                                  приготовить  дома. 
__________________________________________________________________
Работа в тетради: записать название отдела 
У: Ребята давайте посмотрим, какие продукты можно купить в мясном отделе. Просмотр слайдов на ноутбуке.
У: Ребята, у каждого  из вас на столе лежит конверт с картинками, на которых изображены продукты питания.
У: Найдите пожалуйста продукты, которые можно купить в мясном отделе? Назовите их. Составить предложение с конкретным словом
Вопрос: 
- Как называется отдел, где продают данные продукты?
Д: Эти продукты продают в молочном отделе.
У: Приглашается к доске один из учащихся.
(Ученик берет сумочку с номером 2 и открывает ее)
2. Отдел : Молочный
У: Какие продукты можно купить в молочном отделе? 
Д:  В молочном отделе можно купить:   молоко, кефир, сметану, масло, сливки, сыр, ряженку, снежок, сливочное масло, творог.
Все перечисленные продукты можно купить в молочном отделе.
У: Ребята, скажите, пожалуйста, все перечисленные продукты можно употреблять в пищу или их нужно готовить? 
У: Ребята давайте посмотрим, какие продукты можно купить в молочном  отделе. Просмотр слайдов на ноутбуке.
У: Найдите, пожалуйста, картинки с продуктами, которые еще  можно купить в молочном отделе?  Назовите их. Составить предложение с конкретным словом.
Работа в тетради: записать название отдела. 
Вопрос:
У: Как называется отдел, где продают данные продукты?
Д: Данные продукты можно купить в молочном отделе. 
У: Приглашается к доске один из учащихся.
(Ученик берет сумочку с номером 3 и открывает ее)
3. Отдел :  Рыбный
У:  Какие продукты можно купить в этом  отделе?
Д: В этом отделе можно купить рыбу.
У: Какую вы знаете рыбу? 
Д: Форель, навага, скумбрия, сельдь, килька, карп, мойва,  минтай, толстолобик, горбуша  и т д.
Готовые к употреблению                              Продукты, которые нужно                         
продукты.                                                  приготовить  дома. 
Копченая рыба,                       
Соленая рыба                                                             Рыба  в сыром виде.
Консервы из рыбы.
_______________________________________________________________
У: Как называется отдел, где продают данные продукты?
Д: Отдел, где продают рыбу, называется рыбный.
У: Ребята давайте посмотрим, какие продукты можно купить в рыбном  отделе. Просмотр слайдов на ноутбуке.
У: Найдите, пожалуйста, картинки с продуктами, которые еще  можно купить в рыбном отделе?  Назовите их. Составить предложение с конкретным словом.
Работа в тетради: записать название отдела. 
(Ученик берет сумочку с номером 4 и открывает ее)
4. Отдел :  Хлебный.
У:  Какие продукты можно купить в хлебном отделе?
Д: В хлебном отделе можно купить хлебобулочные изделия. 
 У: Какие?   
 Д: Хлеб, булочки, баранки, батоны, сушки, хлебцы.
У: Ребята давайте посмотрим, какие продукты можно купить в хлебном отделе. Просмотр слайдов на ноутбуке.
У: Найдите, пожалуйста, картинки с продуктами, которые  можно купить хлебном отделе?  Назовите их. Составьте предложение с конкретным словом.
Работа в тетради: записать название отдела.
У:  Ребята мы с вами посетили много отделов продовольственного магазина, пришло время отдохнуть. 
 Физкультминутка.
Настал в магазине  перерыв     
И мы форточки открыв,
Физзарядку начинаем, 
Мышцы шеи разминаем
Влево, вправо и вперед,
А затем наоборот,
Чтоб осанка не страдала, 
Не сутулилась спина.
Двигательная активность
Мышцам плеч  и рук, нужна.
Приседательным  движеньем
Мышцы ног начнем качать,
А дыхательным движеньем,
Утомленье можно снять.
У:  Вспомните ребята, в каких отделах продовольственного магазина мы побывали.
Д: Мы побывали в мясном, молочном, рыбном, хлебном отделе. 
У: Продолжаем  экскурсию.
У: Приглашается к доске один из учащихся.
(Ученик берет сумочку с номером 5 и открывает ее)
5.  Отдел :  Кондитерский
 У: Что  можно купить в этом  отделе?
Д:  В кондитерском отделе можно купить: торт, пирожное, безе, рулет, кекс.
Вопрос:  Как называется отдел, где продают данные продукты?
Д: Отдел, в котором продают торт, пирожное, безе, рулет называется кондитерским.
У: Ребята давайте посмотрим, какие продукты можно купить в кондитерском отделе. Просмотр слайдов на ноутбуке.
У: Найдите, пожалуйста, картинки с продуктами, которые  можно купить этом отделе?  Назовите их. Составьте предложение с конкретным словом.
Работа в тетради: записать название отдела.
У:  Приглашается к доске один из учащихся.
(Ученик берет сумочку с номером 6 и открывает ее)
6. Отдел :  Овощи и фрукты
У: Что можно купить в этом  отделе?
Д: В этом отделе можно купить овощи и фрукты.  
У: Какие? Назовите их.
Вопрос: Как называется отдел, где продают данный вид товара?
У: Найдите, пожалуйста картинки с продуктами, которые можно купить отделе?  Назовите их. Составьте предложение с конкретным словом.
Работа в тетради: записать название отдела
У:  Приглашается к доске один из учащихся.
(Ученик берет сумочку с номером 7 и открывает её)
7 Отдел : « Напитки»
У: Что можно купить в этом  отделе?
Д: В этом отделе можно купить различные напитки.
У:  Назовите их.
Д: К напиткам относится сок, минеральная вода, лимонад.
У: Ребята давайте посмотрим, какие продукты можно купить в кондитерском отделе. Просмотр слайдов на ноутбуке.
У: Найдите, пожалуйста, картинки с продуктами, которые можно купить отделе?  Назовите их. Составьте предложение с конкретным словом.
Работа в тетради: записать название отдела.
У: Этот отдел я открою сама.
(берет сумочку с номером 8  и открывает её)
8.  Отдел : «Бакалейный»
У: это слово для вас не знакомо. Бакалея – съестные, сухие товары. Можно дать и другое определение.  Бакалея – это отдел, где продают сыпучие продукты. Кто из вас знает, что можно отнести к сыпучим продуктам? 
Д:  К сыпучим продуктам относятся: чай, мука, сахар, соль, макаронные изделия, кофе, кисель, какао.
     В бакалейном отделе можно купить не только эти продукты, а также конфеты, печенье, зефир, вафли, шоколад, пряники и т д. Бакалейный отдел является самым большим отделом в продовольственном магазине.
У: Как называется отдел, где продают данные продукты?
Д: Отдел, где продают сыпучие продукты, называется  бакалейным.
У: Найдите, пожалуйста, картинки с продуктами, которые можно купить в бакалейном отделе?  Назовите их. Составьте предложение с конкретным словом.
Работа в тетради: записать определение   название отдела.
Y.   Закрепление.
У: Ребята, вам понравилось экскурсия?
Д: Нам понравилась экскурсия.
У: Что нового вы узнали?
Д: Мы узнали, что в продовольственном магазине есть отделы.
У: Перечислите отделы, в которые мы совершили с вами экскурсию.
Д: К отделам продовольственного магазина относятся: рыбный, молочный, мясной, кондитерский, овощи и фрукты, 
 бакалейный, хлебный, напитки.
Учащимся на закрепление  предлагается  дидактическая игра
 «Купи продукты для ужина».
Цель: закрепление знаний учащихся об отделах продовольственного магазина (проблемная ситуация).
Инструкция:
-Учащимся предлагается меню ужина.
Вопрос: В каких отделах продовольственного магазина нужно купить продукты, которые перечислены в меню?
Работа  учащихся группами. 
YI. Домашнее задание.
У: Ребята предлагаю вам домашнее задание.
Каждому ученику дается карточка с заданием, по предлагаемому перечню продуктов нужно поставить данный отдел.	
YII  Итог  урока.  Оценивание учащихся.
                                        Задание  №1
Мама оставила записку Игорю.
«Игорь приду поздно. Купи, пожалуйста, продукты  и приготовь ужин согласно меню» 
Меню:
1. Салат из свежих огурцов с помидорами со сметаной.
2. Картофельное  пюре с котлетой.
3. Хлеб.
4. Кефир с булочкой.
 5. Мандарины.
                                       Задание  №2
Мама оставила записку Марине.
«Марина приду поздно. Купи, пожалуйста, продукты  и приготовь ужин согласно меню» 
Меню:
1. Салат из свежей капусты с морковью. 
2. Рожки с сарделькой.
3. Хлеб.
4. Чай с молоком (сахар)
5. Пряники.
6.  Яблоки.                                       
                                         Задание  № 3
Мама оставила записку Кристине.
«Кристина приду поздно. Купи, пожалуйста, продукты  и приготовь ужин согласно меню» 
Меню:
1. Салат из свеклы и чеснока со сметаной. 
2  Творожная запеканка.
3. Хлеб.
4. Кисель (сахар) 
5. Булочка с маслом.
 6. Апельсины.
Дидактическая  игра  «Купи продукты для ужина» 
(если останется время)
Дидактическая игра «Чудесная сумочка».
Цель: закрепление знаний учащихся об отделах продовольственного магазина.
Инструкция:
-Учащимся предлагается рукой взять в сумочке один из продуктов
питания. 
-На ощупь определить, что это за продукт,  затем достать из сумочки  и еще раз назвать его.
-Назвать отдел продовольственного магазина, где можно купить этот продукт.
4. Закрепление.
Вопросы: 
- Ребята, вам понравилось экскурсия?
- Что нового вы узнали?
- Как называется магазин, где подают продукты?
- Какие  основные отделы есть в продовольственном магазине?
- Сколько их?
- Назовите их.
- Как называется отдел, где продают булочки, батоны, караваи.
- Какие продукты можно купить  в молочном отделе?
- Как называется отдел, где продают сахар, муку, чай, кофе?
- Назови отдел, в котором продают бананы груши, капусту, лук.
- В каком отделе продают  сардельки, котлеты, паштет?
- В каком отделе продают торты, рулеты, пирожное?
- В каком отделе можно купить скумбрию, минтай, кильку?
- В каком отделе можно купить сок, минеральную воду?
Дидактическая игра «Чудесная сумочка»
Итог урока.
Оценивание учащихся при наличии  у них денежных знаков
Разработала: учитель Рыбакова Людмила Васильевна
13PAGE  15
13PAGE  141015
15