Исследовательская работа Игрушки Пензенской области
Актуальность темы.
Тему «Игрушки Пензенской области» мы считаем актуальной, т.к.народная игрушка- это наша история, традиции, культура. В ней причудливо сплелись отголоски древних верований и народный идеал красоты. Как и у других народов, в игрушку Сурского края вкладывали определенный смысл. Вот почему часто игрушка могла быть - оберегом, свадебным атрибутом или предназначаться для забавы детям.
Гипотеза: Мы предполагаем, что тряпичная кукла была традиционной игрушкой в быту русской деревни и несла определённый символический смысл.
Цель исследования: систематизировать материал о куклах Пензенской губернии. Создать коллекцию кукол Закруток
Задачи исследования:
1.Изучить историю возникновения игрушек .
2.Познакомиться с центрами по изготовлению игрушки Пензенской губернии.
3.Познакомиться с культовыми, обрядовыми игрушками и народными обрядами с ними связанными.
4. -Освоить технологию изготовления куклы Закрутки (иcследовать на практике особенности изготовления тряпичных кукол).
Методы исследования:
- работа с литературными источниками и информационными ресурсами Интернета;
- анкетирование;
- практическое освоение технологий изготовления различных текстильных кукол.
Объектом исследования является - традиционная народная игрушка.
Предмет исследования - процесс изготовления традиционной русской куклы.
Материалы и оборудование: различные ткани, пряжа, нитки, тесьма, проволока, бусины; ножницы.
Практическая значимость.
Результаты нашего исследования могут быть использованы на уроках трудового обучения и внеклассной работе.
1.
План:
Основное содержание работы:
Введение
1.История развития народной игрушки Пензенской губернии
Центры по изготовлению игрушек в Сурском крае.
Абашевская игрушка.
Языковская игрушка.
Игрушка села Полеологово.
Лунинская соломенная игрушка.
2. Типы и назначение тряпичных традиционных кукол. Сурского края.
2.1 Кукла «Стригуша»
2.2 Куклы куватки, закрутки.
2.3 Кукла – способ знакомства детей с традициями, культурой, верованиями народа.
2.4 Применение кукол в ритуальных обрядах.
2.5 Характерные особенности деревенской куклы.
2.6 Способ и приёмы изготовления куклы «Барыня» (фрагменты проведённого урока
технологии).
3. Заключение.
Литература.
Приложение
2.
Введение
Мы решили провести социологический опрос и выяснить, в какие игрушки играют наши сверстники и что им известно о народных куклах.
Было опрошено 40 учащихся начальной школы. Им было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Какие игрушки есть у тебя?
2.Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
3. Какие народные куклы вам известны?
Результаты социологического опроса учащихся
1. Какие игрушки есть у тебя?
Название
Количество
Барби, Братс, Мокси, Бэби Бон
22 %
Плюшевые игрушки
27 %
Мячи
4 %
Компьютерные игры
34 %
Машинки
4 %
Другие игры и игрушки
9 %
3. Любишь ли ты игрушки, сделанные своими руками?
Да - 64%
Нет -36%
4..Какие народные куклы вам известны?
Матрёшки – 80%
Глиняные свистульки – 48%
Не знакомы – 8 %
Вывод: наши сверстники любят мастерить и играть в игрушки, сделанные своими руками, но о народных игрушках знают немногие. Поэтому мы решили поделиться своими навыками.
История развития народной игрушки Пензенской губернии
Своё исследование мы начали с истоков возникновения игрушки. .
и в первую очередь задали себе вопрос: что же такое кукла? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратилась к толковым словарям русского языка. В словаре Сергея Ивановича Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека.У Дмитрия Николаевича Ушакова слово «кукла» значится как подобие человека, животного, сделанное из какого-нибудь материала для забавы детей или для театральных представлений. По мнению других учёных, это любая фигурка человека, даже если она не является детской игрушкой. 3.
Самые ранние игрушки, обнаруженные на территории нашей страны, относятся ко II
тысячелетию до нашей эры. Это глиняные погремушки, посуда, топорики, фигурки людей.
На территории Пензенской губернии так же издавна изготавливали народную игрушку. Существовало несколько центров по производству детской забавы.
1.1 Самый знаменитый - гончарный промысел в селе Абашево Спасского уезда.
Известность, которую приобретает промысел в конце 20-х гг., связана с именем Лариона Зоткина, талантливого мастера автора многих интересных игрушек.
Н. М. Церетелли, автор книги «Русская крестьянская игрушка» так пишет о своей встрече с этим незаурядным умельцем: «Я помню, например, как я спросил его, что означает игрушка, изображавшая, очевидно, офицера в парадной форме, держащего подмышкой какую-то птицу. Глаза Лариона Зоткина, так звали кустаря, как-то робко вздрогнули, и он, застенчиво улыбаясь, сказал: «А это офицер украл петуха»... Вынимая из корзины несколько глиняных собак, совершенно одинаковых по форме, но разной окраски, он долго любовно держал в руках одну из них, коричневую с зелёной головой, всю покрытую крупными серебряными горошинами.- А вот это... замечательная собака, с какой-то особой нежностью в голосе сказал он... И я поверил, что передо мной «Замечательная Собака»
Абашевская игрушка донесла до нас голоса давно ушедших времён. Несмотря на неблагоприятные прогнозы, сделанные в конце прошлого, XX века, она существует и не нуждается в возрождении. Мастерство передавалось в Абашеве из поколения в поколение. И неудивительно, что самая известная династия носит фамилию Зоткины Самый известный представитель этой династии - Тимофей Никитич Зоткин
Ещё при жизни Т.Н. Зоткина в Абашеве была создана керамическая мастерская по выпуску абашевской игрушки. Начали обучать древнему промыслу и учащихся местной школы. Нашлись последователи у мастера и в Пензе лепить абашевскую игрушку начали профессиональные художники Соловьёвы.
1.2 Продолжили традицию изготовления керамической игрушки мастера Василий и Равиля Кучер. Сначала они лепили изделия в традициях абашевских мастеров, но постепенно игрушка начинала принимать другие очертания и формы - появилась новая яркая, самобытная игрушка села Полеологово Бессоновского района
1.3 Языковскому гончарному промыслу повезло меньше ныне он почти забыт, а в начале XX века он занимал в Пензенском крае второе место после абашевского и по числу мастеров (в 1902 г. - 147 человек) и по количеству производимых ими изделий. 4.
Село Языково расположено в 10 километрах от г. Белинского, на пути в лермонтовские «Тарханы». Глиняные горшки, кувшины, крынки, игрушки и свистульки делали здесь с незапамятных времён. Языковских мастеров знали по всему Поволжью: ни одна сельская ярмарка не обходилась без языковских гончаров. В XX веке гончарный промысел здесь был почти забыт, но не умер. Нашлись талантливые упорные мастера, чьим старанием возродилось древнее ремесло. А.И. Арбин и С.П. Почивалов в послевоенные годы начали лепить горшки, тарелки, кружки и для семьи, и для продажи. Были ещё в Языкове старики, которые помнили секреты ремесла; они-то и учили молодых мастеров. Глиняные, деревянные, тряпичные игрущки бытовали в крестьянской среде несколько веков были очень популярны . Но самыми распространёнными в крестьянских семьях были все таки тряпичные куклы.
Типы и назначение тряпичных традиционных кукол. Сурского края.
По своему назначению тряпичные народные куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые
Куклы – обереги. Оберег – это амулет или волшебное заклинание, спасающее человека от различных опасностей, а также предмет, на который заклинание наговорено.
Куклы –обереги оберегали людей, жильё, защищали от злых духов, смерти, принимали на себя болезни и несчастья, давали силу маленьким
О куклах-оберегах сочиняли сказки, в которых они являлись волшебными помощницами: охраняли, спасали, давали своим хозяйкам мудрые советы. Все помнят сказку Афанасьева «Василиса Прекрасная», в которой кукла помогла Василисе пережить много горя и пройти через все испытания, которые готовили ей мачеха и Баба-Яга.
Куколки «День и Ночь» оберегают смену дня и ночи, порядок в мире. Днем выставляют вперед светлую, а ночью - темную. Куколка «День» следит за жизнью людей при свете дня, оберегает день. Чтобы день не зря прошел, а с толком. Тогда и куколка довольна, и у людей все ладно. Куколка «Ночь» - мудрая, задумчивая, спокойная, она хозяйка ночи. Она следит, чтобы все угомонились и легли спать, отдыхать от дневных дел, набираться сил. Она дарит сон и оберегает его.
Колокольчик - кукла добрых вестей. Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость и веселье. Это оберег хорошего настроения. Даря Колокольчик, человек желает своему другу получать только хорошие известия и поддерживает в нем радостное и веселое настроение.
Одна из наиболее распространенных кукол-оберегов – Куватка. Считалось, что если ее повесить над кроваткой ребёнка, то она будет отгонять злую силу
5.
Пеленашка - древнейшая кукла-оберег. Пеленашка находилась в люльке до крещения ребёнка. Спеленатая кукла могла быть использована детьми в играх. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.
Игровые куклы предназначались для забавы детям. Зайчика на пальчик делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома, и если становиться скучно или страшно к нему можно обратиться как к другу, поговорить с ним, пожаловаться или просто поиграть.
Игровые куклы делились на сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол была кукла Столбушка.
В отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит. Также повсеместно были распространены обрядовые куклы, которые использовались в различных праздниках народного календаря. Таких кукол было много и они выступали посредником между человеком и природой. Куклам приписывали волшебные свойства: они могли помочь уродиться хорошему урожаю, принести счастье в семейной жизни.
Поэтому выбрасывать таких кукол считалось делом грешным. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол.
Кукла Коза. Коза и медведь - непременные участники святочного рождественского обхода дворов, так как эти животные у славян издавна связаны с культом плодородия. Коза была символом жизненной силы, и эту силу она должна была принести хозяину избы и его земле, полю, чтобы лучше родился хлеб.
Кукла Купавка - это обрядовая кукла одного дня. Она олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды. Эта кукла праздников Аграфены Купальницы и Ивана Купала.
Неразлучники. В русской традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания, под дужкой упряжи подвешивали пару кукол: куклу Невесты и куклу Жениха, чтобы они отводили недобрые взгляды на себя.
Для того чтобы в доме сытно было и богато, хозяйка дома делала куклу Зернушку. Её делали после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля.
.Кукла – стригуша была связана с богатым урожаем. В красный угол усаживали незамужнюю девушку, оказавшуюся проворнее других в уборке урожая. Именно ей доверяли сделать из первого снопа несколько стригушек. Обряд сопровождался песнями, а кукла оставалась в красном углу до следующего урожая. Делали подобные куклы из соломы, лыка. Иногда кукла
была одета, но нередко её украшали только яркими шерстяными нитками. Красивую куклу из
· 6.
соломы мог сделать не каждый. В деревнях были специальные мастера. Центром изготовления кукл –стригушв Пензенской губернии была деревня Михайловка Лунинского района .
В начале исследования нас удивило, что лицо куклы оставалось “безликим”,. Затем мы узнали о том , что безликая кукла считалась предметом неодушевленным, поэтому злые силы не могли в неё вселиться. Таким образом, она была безобидна для ребёнка, должна была принести ему благополучие, радость, здоровье
А ещё”, это позволяло детям мечтать и фантазировать. Они могли выдумывать настроение игрушки и её характер. Недостатком тряпичной куклы было то, что её нельзя было помыть, причесать и сшить новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Но в этом и проявлялась ее индивидуальность. Такая добротно и ладно сшитая кукла была живой, яркой, наполненной детской фантазией и характером. Она считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия.
В изученной литературе мы нашли несколько описаний изготовления старинных кукол.
Нас заинтересовала бесшовная кукла – закрутка «Барыня». Игрушка проста в изготовлении, в неё играли дети нашего возраста. Поэтому, на уроках технологии мы познакомили одноклассников со способами изготовления именно этой куклы.
Вот как делали «Барыню»: (см. приложение).
Вывод: Изготовленная нами игрушка проста в исполнении. Она почти не требует материальных затрат. Но при этом может принести радость детям. Это игрушка – как эстафетная палочка от прошлого к настоящему, а затем и будущему.
Заключение
Кукла не рождается сама, ее создает человек. Главная ценность традиционной народной куклы в том, что она сохраняет в своём образе характерные черты создающего её народа.
Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, хорошим подарком. Большинство людей хочет иметь индивидуальную куклу, сделанную вручную. Поэтому самой любимой всегда будет кукла, сделанная своими руками и оживленная собственной фантазией. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу. У неё будет свой характер, своя яркая индивидуальность. Пусть она не будет исполнена с безукоризненной точностью, но в ней будет что-то такое, что мы называем душой. Поэтому, несмотря на обилие кукольной продукции в магазинах, самой дорогой и любимой, оберегаемой и хранимой , становится та кукла, которую сшил сам.
Эта работа помогла нам узнать культурные народные традиции и приобрести умение
7.
создавать кукол своими руками.
В дальнейшем мы планируем освоить технологию изготовления других традиционных народных кукол и создать интересные презентации, которые помогут нашим сверстникам приобрести прекрасное увлечение. Мы считаем, что традицию изготовления народных игрушек нужно сохранять.
-8-
Литература.
Юрина М. Куклы. – М. Слово.- 2002- 48 с.,ил.- (Что есть что).
Соловьёва Л. Игрушка: Альбом.- Интербук-бизнес.- 2002.-120с.,ил.
Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки. Автор составитель М.Юрина.- М: ООО «Фирма» «Издательство АСТ» - 1999.- 496с., ил.
Куклы мира. – М.: Аванта +. – 2005г. – 184с., ил. (Самые красивые и знаменитые).
Смирнова Н. « И оживают куклы: Книга о кукольных театрах. – М: «Детская литература».- 1982. – 192 с.
Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся. М «Просвещение». – 1994.288с.
В.А.Рудников Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. Электронное энциклопедическое издание.
.Детская энциклопедия «Всё обо всём», т.17. – М., 1993. 9. Ожегов С.И. «Толковый словарь». – М., 1992.
Головачёва Р.М.Обрядовые куклы. Куклы – обереги.
11.Котова И.Н., Котова А.С. Русские обычаи и традиции. Народная кукла. СПб., 2003 г.
Информационные ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - история кукол
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - традиционная русская кукла
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - кукла-куватка и другие
http://www.unn.ru/folklore/ris17.htm - тряпичная кукла, Нижний Новгород
http://kenunen.boom.ru/igru/toys_3_2.html- сайт Елены Кенунен
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - авторский проект RUKUKLA.RU
9.
Приложение
Технологическая карта
Для работы нам понадобятся: 70см хлопчатобумажной ткани при ширине 80см, белые х/б нитки №40, цветные х/б , нитки №40, нитки мулине, ножницы, иголки, булавки (для изготовления наряда), разноцветные лоскутки х/б тканей, шитьё.
Делаем куклу: Возьмите приготовленный кусок белой х/б ткани(70х80см). Отмеряйте 50см по кромке и разорвите на две части. У вас получатся 2 куска ткани: 50х80см и 20х80см. Скатайте поочерёдно оба куска в плотную «скалку», располагая открытый срез ткани посередине «скалки».Это будут туловище и руки куклы. Ширина «скалки» в готовом виде 4ч5см
Делаем кукле туловище.
Сложите большую «скалку» пополам так, чтобы открытый срез оказался внутри, уровняйте линию низа. На срезах ткань осыпается, поэтому выдерните по 2 -3 нитки с каждого края, на их месте образуется небольшая бахрома. Этого вполне достаточно, чтобы в дальнейшем предотвратить осыпаемость нитей и сохранить при этом эстетичный вид и ткани и самого изделия (такой приём подходит только для х/б и полульняных тканей).Разделите туловище куклы на 5 частей. 1/5 часть занимает голова куклы. Отделите это место несколькими витками нитки вокруг туловища.Нитку завяжите на 2-3узелка.
Вставьте «скалку – руки» в туловище куклы, плотно прижимая их верхнюю часть к «шее», симметрично располагая с двух сторон.
Если ткани мало, то нижнюю часть туловища, ниже рук, можно сделать короче настолько, чтобы удобно было на нём в дальнейшем закрепить юбку, фартук и пр.
Плотно обвяжите ниткой туловище под руками. Сделайте так же 2 -3 узелка.
Тщательно расправьте ткань на голове и туловище куклы. Та сторона, где меньше всего складок или симметрично расположенные складки, будет лицом.
Оформляем руки. Для этого отступаем от края «рукавов» на 1см и так же перетягиваем несколькими витками нитки, приэтом стараемся равномерно распределить складочки, образовавшиеся на рукавах. Закрепляем 2 узелками.
Основа (туловище) готова.
Чтобы сделать кукле волосы, подойдут х/б швейные нитки (оранжевые, жёлтые, коричневые) и плотная основа, на которую мы эти нитки будем наматывать (учебник, тетрадь и т.д.). Наматываем нитки на плотную основу. Чтобы катушка не «бегала» по столу, положим её в какую – нибудь ёмкость с высокими бортиками.Аккуратно снимем нитки с основы и перевяжем их посередине ниткой того же цвета. В будущем это место будет пробором на «волосах» куклы.
Держим «волосы» за пробор и аккуратно разрезаем снизу.
Всё это необходимо делать крайне осторожно, чтобы нитки не путались.
У нас получится две большие пряди на две косы.
Приложим волосы к голове куклы, расправим их на макушечной части.
Данная «причёска» не закрывает затылочную часть головы, а располагается только сверху и спереди, обрамляя лицо. Поэтому головной убор должен обязательно прикрывать голову куклы сзади (платок).
Чтобы закрепить волосы, протягиваем пряди «сквозь голову»: левая прядь выводится справа, а правая, соответственно, слева. Расправим тщательно «волосы» и заплетем косы, завязывая их на конце нитками того же цвета.
Есть ещё один способ закрепления волос. Начало такое же, как и в первом случае, но только косы мы заплетаем сразу же в обе стороны от пробора, а затем пропускаем их внутри головы и расправляем. В этом случае вся верхняя часть головы остаётся открытой, но под головным убором этого видно не будет. Причёска готова, а ленточки будем подбирать к наряду!
Наряжаем куклу.
Замеряем длину юбки (от талии до линии низа). Ширина определяется несколько нетрадиционно, «размахом рук» куклы (от «кулачка» до «кулачка»). Для нижней юбки достаточно будет двух «размахов рук», а вот для верхней берём три размаха, если позволяет ткань.
Шьём нижнюю юбку с оборкой, отделываем тесьмой. Оборку делаем попышнее, тогда верхняя юбка на ней будет очень красиво лежать.
Линия талии. Шов «вперёд иголку» прокладываем на расстоянии 0,7 -1см от верхнего среза. Длина стежка не более 0,5см.
Верхний срез нижней юбки присобираем на двоцной нитке (шов «вперёд иголку, длина стежка не более 0,5см.), равномерно распределяем складочки и туго обвязываем вокруг талии.
Грудь можно оформить небольшим кусочком кружева или шитья.
Далее фантазируйте, наряжаете куклу на свой вкус. Не забудьте про бусы! Они должны быть яркие, разные по длине и много.
Красный, жёлтый, золотой цвета в наряде куклы должны присутствовать обязательно или, хотя бы, один из них. Это обереговые цвета.
Кукла готова!
Технология изготовления куклы «Пеленашки».
В изготовлении «Пеленашка» проста.
Способ №1.
Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Ношеная ткань – тонкая, поэтому скатывается он довольно долго. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.
Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. А поясок, он просто свит из двух нитей. Говорят, что старообрядцы носили такие пояски на теле всю жизнь.
Завязывают узел, символизирующий пуп - центр жизненной силы. Концы у пояска откусывают, как и в старину пуповину ребенка.
Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек, запеленывают плотно в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова.
Способ №2. (авторская разработка)
Скатайте небольшую, но плотную «скатку» из х/б ткани розового, бежевого или персикового цвета. Длина «скатки» примерно 5см, можно чуть короче.
Для пелёнки отрываем квадратный кусочек х/б ткани с мелким рисунком. Длина пелёнки на 4 -5см длиннее «скатки».
К примеру 10х10см.
Укладываем «младенца» посередине пелёнки и начинаем пеленать «столбиком».
Можно «голову» повязать платочком, а туловище запеленать. Это как кому нравится
. Оформляем голову.
Аккуратно огибаем верхним срезом пелёнки «скатку» примерно на 1см от края.
Формируем что-то вроде чепчика или платочка.
Загибаем правый угол пелёнки, плотно прижимая одну из сторон к туловищу.Следим за тем, чтобы пелёнка со всех сторон очень плотно облегала «скатку».
Перегибаем пелёнку еще раз, формируя «лицо».
Следим за тем, чтобы нижний срез пелёнки был ровным.
Пеленаем «ножки».
Все срезы пелёнки расправляем и ровняем.
Левый угол пелёнки перегибаем так же, как и правый, плотно прижимая одну из сторон к туловищу.
Завернём ещё раз уголок.
«Пеленашка» готова!
Тщательно выправим все уголки, расправим складочки.
Последний штрих
Мальчик или девочка?..
Подвязываем атласной ленточкой
и делаем бантик.
Когда «Пеленашки» будут готовы, прикрепляем их к «маме» одним из удобных способов:
Аккуратно привязываем к подолу юбки (не пришиваем).
Привязываем тесьмой – поясом вокруг талии.
Связываем руки в колечко и вставляем в него малышей.
Кукла, по технологии которой мы изготавливали основу для куклы «Куватки», называется крестовой. В этой же технике можно изготовить множество самых разных кукол, меняя наряды, получаем новый образ.
Н
Научно–практическая конференции школьников МБОУ ФЭЛ №29
Тема работы: «Игрушки из прабабушкиного сундучка»
Исследовательская работа учениц 4 класса
Разумовой Софьи и Поповой Марии
Руководители: Мухаева Ирина Юрьевна,
Пикалова Елена Александровна
г. Пенза 2015- 2016 г.
Рисунок 2сундук из икеевского комода Календарь по дням на весь годЗаголовок 1Заголовок 315