Литература 8 класс 4 урок Житие Александра Невского
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ«ЖИТИЕ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО» (ФРАГМЕНТЫ) Урок 4. * Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Домашнее задание Подготовить пересказ «Последний подвиг Александра» с сохранением особенностей языка жития. Составить письменную характеристику Александра Невского или письменно ответить на вопрос «Каковы художественные особенности воинской повести и жития?».Индивидуальные задания. Прочитать фрагменты «Жития Сергия Радонежского» и выполнить задания практикума «Читаем, думаем, спорим...». Прочитать статью учебника «Русская история в картинах» и письменно ответить на один из вопросов:Каким предстаёт Александр Невский (Сергий Радонежский) на картинах русских художников?Какие исторические события отражены на картинах об Александре Невском?Подготовить справку об имени (о прозвище) Шемяка с использованием справочной литературы и ресурсов Интернета.Групповое задание. Подготовиться к выразительному чтению «Повести о Шемякином суде» (по группам). Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * ■ Основное содержание урока. Житие как жанр древнерусской литературы. Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести.■ Основные виды деятельности. Чтение и обсуждение статьи учебника. Письменный ответ на вопрос. Восприятие и выразительное чтение по ролям фрагментов «Жития...». Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров (см. задания фонохрестоматии). Составление лексических и историко-культурных комментариев. Устный или письменный ответ на вопрос. Участие в коллективном диалоге. Соотнесение содержания жития с требованиями житийного канона. Работа со словарём литературоведческих терминов. Поиск примеров, иллюстрирующих понятие воинская повесть. Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский».Планируемые результаты:Личностные: воспитание уважения к русской истории и культурному наследию Древней Руси, патриотизма и уважения к Родине. Метапредметные: умение определять способы действий в рамках предложенных условий; работать индивидуально и в группе; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, выбирать основания для сопоставления и делать выводы.Предметные: умение осознавать художественную картину прошлого, отражённую в литературе; воспринимать, анализировать и интерпретировать прочитанное, участвовать в его обсуждении; создавать развёрнутые высказывания; сопоставлять литературу с произведениями других искусств. Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Житие как жанр древнерусском литературы.Развитие представлений о житии и древнерусской воинской повести Актуализация имеющихся знаний о жанре жития:—С каким произведением древнерусской литературы, имеющим жанровые черты жития, вы познакомились в 7 классе?—Что такое житийная (агиографическая) литература?— Каковы её основные признаки? (Вид церковной литературы, представляющий собой жизнеописание людей, канонизированных христианской церковью, т. е. признанных святыми; религиозная оценка описываемого; автор жития неизвестен или не назван, жития святых — канонические, признанные церковью книги) Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Требования житийного канона: Описание пути подвижника к спасению. Отбор биографических черт святого (по схеме христианского идеала): рождение святого от благочестивых родителей; равнодушие к детским играм, чтение божественных книг; отказ от брака, уход от мира, монашество; основание обители; предсказание даты своей кончины, благочестивая смерть; посмертные чудеса и нетление мощей. Строгая композиционная структура жития: пространное предисловие; особо подобранный ряд биографических черт, подтверждающий святость подвижника; похвальное слово святому; четвёртая часть жития, появившаяся позже в связи с установлением особого культа святых (молитва мученика перед кончиной и рассказ о видении Христа или Царствия Небесного); бессмертие святого после завершения его земной жизни; посмертные чудеса, нетление и чудотворение его мощей.Особое словесное выражение и стиль жития. Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Какие черты житийной литературы присущи «Повести о Петре и Февронии Муромских»? * Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Черты жанра древнерусской воинской повести: —Воинская повесть — жанр древнерусской литературы XI— ХIV веков.—В основе воинской повести лежит изображение исторического события, связанного с героической борьбой народа против внешних врагов.—Патриотический пафос воинской повести сочетается с публицистической оценкой событий, эпичность — с взволнованным лиризмом.—Центральный герой воинской повести — реальная историческая личность, представленная в качестве идеального воина-христианина.—Важное место в воинской повести занимает красочное описание сражений.—Центральной темой воинских повестей ХIII—XIV веков стала борьба с татаро-монгольскими завоевателями; усилилась религиозная трактовка событий и воздействие устного народно-поэтического творчества.—В конце XIV — начале XV века воинская повесть испытывает воздействие агиографии и деловой письменности. Положительные герои начинают предаваться благочестивым размышлениям, молятся, в произведениях рисуются религиозные картины помощи небесных сил.—Во второй половине XVII века воинская повесть уступает место новым жанрам — бытовой и авантюрно-приключенческой повести. Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Чтение и обсуждение статьи учебника «Из древнерусской литературы»: Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Проверьте себя». —Чем, по мнению О. В. Творогова, «Повесть о житии... Александра Невского» (конец XIII — начало XIV века) отличается от традиционного житийного канона?Письменный ответ на вопрос «Что нового появилось в русской литературе XVII века?».Примерный вариант записи ответа на вопрос:—Литература XVII века не только изображает реальные события, но и обращается к художественному литературному вымыслу. —Героями произведений становятся как представители высших сословий (князья и бояре), так и простые люди (купеческий сын, крестьянин).--Появляется сатирическая литература (сатира на судебные порядки). Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвига Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования Чтение и обсуждение статьи учебника «Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»:Кто и когда создаёт «Житие Александра Невского»?Что можно сказать об авторе «Жития...»? О каких трёх подвигах Александра Невского повествует автор? Какова роль «Жития...» в истории древнерусской литературы? Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * * Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет русская земля! * Учитель литературы: Муллаянова А. Р. Александр Невский.flv Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Групповая работа: Группа 1. Первый подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» с начала до слов «Князь же Александр возвратился с победою, хваля и славя имя своего Творца». Найдите во фрагменте черты жанра жития и воинской повести. Ответы на вопросы 1—2 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном». Ответ на вопрос 1 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Какие черты личности князя Александра воспевает автор «Жития...»? Приведите примеры.Группа 2. Второй подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» со слов «На третий год после победы над королём...» до слов «...по ту сторону моря Варяжского и до великого Рима». Почему Александр пошёл войной на немцев? Как в речах князя проявился его патриотизм и гордость «за народ, славянский»? Выполнение задания 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном*.Группа 3. Третий подвиг князя Александра. Прочитайте фрагмент «Жития...» со слов «В то время был царь, сильный в стране Восточной» до конца текста. Почему князь Александр не отказался от поездки в Орду? Найдите во фрагменте черты публицистики и объясните их роль. Ответы на вопросы 2—3 из раздела учебника «Обогащаем свою речь». Зачем князь Александр вторично поехал в Орду? Как реагировал народ на смерть князя? Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Практическая работа. Составление характеристики Александра Невского. План:Происхождение князя.Внешность, голос.Премудрость.Смелость; создание мощного, непобедимого войска (сила к мужество дружинников из войска князя).Воинские подвиги князя: победа над иноземными завоевателями и их королём на Неве, победа в сражении с немецкими рыцарями на Чудском озере.Патриотизм, гордость «за народ славянский».Христианские добродетели: обращение с молитвами к Богу, принятие благословения от архиепископа, вера в помощь небесных сил.Способность князя к духовному подвигу самопожертвования. Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Художественные особенности воинской повести и жития Обобщающая беседа: Какие особенности художественного стиля можно обнаружить в «Житии Александра Невского»?Примерный вариант записи: Восхваление личности святого (эпитеты, сравнения, речевая характеристика героя, особенности его молитв).Историзм повествования (точные даты, историческая панорама эпохи). Патриотический пафос повествования.Публицистическая оценка событий. Соединение эпичности с взволнованным лиризмом.Красочное описание сражений.Фантастические элементы.Самохарактеристика автора «Жития...».Приведите примеры из текста «Жития...», подтверждающие его художественные особенности.Обсуждение картины П. Корина «Александр Невский». Ответ на вопрос из раздела учебника «Литература и другие виды искусства». Учитель литературы: Муллаянова А. Р. * Итоговый вопрос: В чём специфика содержания и формы «Жития Александра Невского»? Учитель литературы: Муллаянова А. Р. *