Конспект урока по математике на тему Сложение двузначных чисел с переходом через десяток ( 2 класс)
Урок: Математика УМК «Планета знаний»
Класс: 2 класс АУчитель: Изендеева Ирина Васильевна
Дата проведения: 27 ноября 2015
Тема урока : «Сложение двузначных чисел с переходом через десяток»
Цели урока:
Обучающие: 1) Обеспечить самостоятельное «открытие» учащимися способа сложения двузначных чисел с переходом через десяток;
2) Совершенствовать умение находить значения сумм двузначных чисел с переходом в другой разряд;
3) Формировать умения решать задачи.
Развивающие: 1) Развивать мыслительные операции: логическое мышление, умение анализировать, обобщать материал.
2) Развивать память, внимание, математическую речь.
Воспитывающие: 1) воспитывать интерес к изучаемому предмету, прививать желание владеть новыми знаниями;
2) Развивать умение преодолевать трудности, самостоятельность общеучебной деятельности, коммуникативные навыки.
Ожидаемые результаты урока:
Все дети должны усвоить базисный минимум: самостоятельно добыть и осознать способ действия при сложении двузначных чисел с переходом в другой разряд (без отработки навыка).
Диагностика ранее полученных знаний, умений, навыков детей.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Начинаем урок математики. Я хочу пожелать вам, чтобы хорошее настроение не покидало вас на протяжении всего урока. Садитесь, ребята.
Проверьте всё ли готово к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности. Оцените свою готовность к уроку при помощи оценочных карточек.
2. Каллиграфическая минутка.
Открываем тетради, пропускаем 4 клетки вниз, на полях записываем число, классная работа. Сегодня 27 ноября.
Каллиграфическая минутка. Пропишите, чередуя между собой через клетку числа 27 и 72. Чем похожи эти числа? (двузначные, состоят из одинаковых цифр, сумма цифр в каждом числе равна 9). Чем отличаются? (разное количество десятков и единиц, одно число чётное, другое нечётное).
3. Актуализация знаний. Математический диктант.
Проведем математический диктант. Записываем только ответы, через клетку.
Запишите число, в котором…
2дес. 5 ед.
4 дес.
5 ед.
8 дес., а единиц на 2меньше
3 дес., а единиц на 2 больше
6 дес., а единиц на 4 меньше
5 сот., 4 дес., 1ед.
Наибольшее двузначное число
Наименьшее двузначное число
25, 40, 5, 86, 35, 62, 541, 99,10
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверка по слайду. Поднимите белый кружок те, у кого нет ошибок. Кто допустил 1-3 ошибки – желтый кружок. Красный – 3 и более ошибок.
Что повторили, выполняя это задание? (Разряды чисел). Какие вы знаете разряды?
4. Постановка учебной задачи. Выявление места и причины затруднения.
На доске работают 2 ученика. Решить примеры в столбик.
Проверим, какие ответы вы получили. Ученик читает пример и называет ответ.
Что общего в примерах? (примеры на сложение двузначных чисел)
Какие примеры вызвали затруднение?
Почему эти примеры решали долго? Чем они отличаются от остальных? (при сложении единиц получается число больше десяти. Такие примеры мы ещё не решали). Это примеры на сложение с переходом через десяток, через разряд. А так как мы выполняли запись в столбик, то это письменное сложение.
Сформулируйте тему нашего урока.
Тема урока: «Сложение двузначных чисел с переходом через разряд».
Будем учиться решать такие примеры.
5. Построение проекта выхода из затруднения.
Как же нам выйти из положения? Как решить пример? Как правильно записать решение… Поможет в этом алгоритм. Давайте его уточним.
1. Записываю единицы под единицами, десятки под десятками.
2. Складываю единицы. (Если получается двузначное число, то цифру единиц пишем под единицами, а цифру десятков над десятками, и их запоминаю.)
3. Складываю десятки. Прибавляю тот десяток, который запомнили к десяткам.
4. Читаю ответ.
ФИЗМИНУТКА.
6. Реализация построенного проекта. Закрепление.
Откроем учебник на странице 94. В рамочке записан тот алгоритм, который мы проговорили. Опираясь на него, решим №4 с комментированием
Как же выполняется сложение двузначных чисел с переходом через разряд?
Вывод: Нужно сложить единицы, количество единиц записать под единицами, а количество десятков добавить к десяткам.
7. Решение задачи. Стр. 95 №5
Прочитайте отрывок из стихотворения С.Я.Маршака. Какие слова вам не понятны?
Бага́ж — груз (вещи, иные материальные ценности), упакованный для отправления транспортом и перевозимый отдельно от пассажира.
Саквояж- сумка среднего или чуть больше среднего размера с небольшой ручкой, обычно кожаная.
Картонка - коробка из картона для хранения шляпы.
Прочитайте задачу №5.
Составим к ней схему. Нарисуем овал и прямоугольник. О скольки предметах говорится в задаче?(3- дама, собачка, Саквояж). Разделим овал на 3 части. Что запишем в прямоугольнике? ( 98 кг- масса всех предметов). Запишем сколько весит Саквояж, собачонка….Что нужно найти? Повторим задачу по схеме. Можем ли мы сразу узнать сколько весит Дама? (нет, не знаем сколько весит Саквояж и собачонка.) Как узнаем? Запишите решение.
1) 16+2= 18(кг)
2) 98-18=80(кг)
Ответ: дама весит 80 кг
Как по-другому решить задачу?
1) 98-16=82(кг)
2)82-2=80(кг)
Какой способ легче? Почему?
8. Повторение пройденного материала.
Будем работать в парах. На партах, на карточке лежит задание. Посчитайте, сколько треугольников на рисунке. Сам посчитай и сверь свой ответ с соседом.
У кого в паре получились разные ответы? Покажите каждый треугольник у доски.
Ребята, что вы знаете о треугольниках?
8. Рефлексия.
Наш урок подошел к концу. Чему мы учились на уроке? (складывать двузначные числа с переходом через разряд). Чему вы научились?
Оцените свои знания на уроке. Поднимите белый кружок те, которые считают, что научились решать новые примеры и без труда сможете решить их.
Поднимите желтый кружок те, кто научился решать примеры, но все-таки еще нужна помощь учителя.
Красный кружок - те, кто считает, что всё было сложно и он ничего не понял.
______, оцени работу одноклассников на уроке. Как ты думаешь, кто работал активно, кто нет. Кому нужно больше отвечать, не стесняться. Ребята, вы согласны с ней?
9. Домашнее задание. Р.Т. с. 42 №1(а,б)
Урок окончен. Всем спасибо.