Методические разработки вводных уроков химии по технике безопасности (8-11кл.).
Методические разработки вводных уроков химии
по технике безопасности. (8-11кл.)
Пояснительная записка: Исходя из специфики предмета химии, каждый первый урок нового учебного года учитель химии обязан начинать с повторения или изучения правил техники безопасности при работе в химической лаборатории. Вместе с тем, в учебниках химии этому вопросу уделяется очень мало внимания. Только в 8 и в 10 ЕМ классе идет подробный перечень правил поведения в кабинете химии. В последующие годы учитель вынужден повторять эти правила, что явно надоедает детям, или ставить отметку о проведенном с учащимися инструктаже почти фиктивно. Таким образом, возрастает риск получения травм и несчастных случаев при проведении опытов, особенно в старших классах, когда практические работы усложняются. Более чем двадцатилетний стаж работы привел меня к разработке данного курса, которым я пользуюсь уже много лет.
8 класс (2ч.)
Цель занятия:
Дать понятие учащимся о технике безопасности при работе в химической лаборатории школы и на производстве.
Раскрыть необходимость и важность соблюдения правил техники безопасности при проведении опытов в химической лаборатории.
Изучить основные правила техники безопасности, освоить работу с нагревательными приборами, хим. посудой, реактивами.
Знать правила оказания первой помощи при несчастных случаях и уметь оказывать первую помощь при этом.
Урок. Тема: Техника безопасности при работе в хим. лаборатории.
Вступительное слово учителя:
Химия – сложная, но очень интересная и нужная человеку наука. Без химии в настоящее время человек не может нормально, комфортно жить. Почти 100% одежды, которую мы носим, составляют искусственные и синтетические волокна, а это продукты химического производства.
Где еще применяет человек продукты химического производства?
Обувь (кожзаменитель), искусственный мех, бензин, краски, мебель, лекарства и др. - все это результат победы человека над природой с помощью химической науки.
Но, большинство химических веществ – это вредные, а порой и опасные для организма вещества. Они могут быть, как говорят химики агрессивными, или даже ядовитыми. Иные вещества легко воспламеняются и могут вызвать взрыв.
А есть ли, по вашему, безвредные вещества, которые мы даже употребляем в пищу?
Подумайте и назовите их. (ребята называют соль, сахар, сода, уксус, учитель подчеркивает, что только разбавленный водой, и т.д.).
Но в химической лаборатории чаще всего химики имеют дело с другими, более вредными веществами, поэтому, для того, чтобы проводить опыты и изучать вещества, не повредив здоровье, необходимо строго соблюдать определенные правила. Эти правила называются ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ.
Далее можно по учебнику произвести разбор правил поведения в хим. лаборатории, обращая внимание ребят на необходимость этого правила и несчастные случаи, которые могут произойти при несоблюдении его. Одновременно можно демонстрировать визуально посуду, нагревание и т. д.
Хим. реактивы нельзя пробовать на вкус. (Многие химические реактивы похожи на те, которые мы употребляем в пищу, они могут быть белые, кристаллические как соль или сахар или прозрачные и бесцветные как вода).
Использовать реактивы, имеющие надписи и этикетки.
При выполнении опытов пользоваться только чистой посудой.
Нельзя принимать пищу в химической лаборатории.
Химические реактивы можно брать только специальными приспособлениями,- ложечками, шпателями, наливать жидкие растворы с помощью воронок или пипеток, груш.
При нагревании вещества в пробирке, сначала прогреть всю пробирку, а затем там, где вещество.
Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей.
Не пользоваться посудой с трещинами, сколами.
Чтобы определить вещества по запаху, необходимо направлять к себе воздух из пробирки движением руки.
Нельзя наклоняться над сосудом с кипящей жидкостью.
Не бросать в водопроводные раковины бумагу, битое стекло, остатки металлов и т.д. Для этого есть специальные емкости.
Нельзя смешивать неизвестные вам вещества. Вы должны предполагать исход вашего опыта и результат, который может получиться.
Если на кожу попала кислота или щелочь, необходимо сообщить об этом учителю, промыть рану большим количеством воды.
При необходимости можно добавлять правила, конкретно для вашей лаборатории.
В заключении урока предложите ребятам ребусы и загадки по технике безопасности. (А.А. Тыльдсепп, В.А. Корк «Мы изучаем химию»).
1. Начав с левого верхнего угла таблицы, расшифруйте правило техники безопасности.
Х→ И↓ Р Е А К П Р О Б О У С
И ←М Е И И Т Я З Ь А В К В
Ч→ Е С К В Ы Н Е Л Т Ь Н А
Химические реактивы нельзя пробовать на вкус.
2.
П У С Н Р Е В А Е
Р К Р А Г Д И Ж М
О Б И Д Ю К О Й О
А Ж Р Е Ь Т С Р О
Т И Е М В С Т О Н
Ь Т С А В О Т Т У
О Е Р Р И Я И О О
Т В Й Е Щ Б Е С Т
Пробирку с нагреваемой жидкостью держать отверстием в сторону от себя и от товарищей.
Домашнее задание: Составить загадку, ребус или кроссворд по теме сегодняшнего урока. Выучить правила техники безопасности, подготовиться к зачету.
2 Урок Тема: Знакомство с химической посудой.
Вводная часть урока – проведение зачета по технике безопасности. Формы проведения могут быть различные. Один из вариантов – письменный зачет по билетам.
I вариант
Почему посуда для опытов должна быть чистой.
Как нагревать пробирку с веществом.
Почему нельзя есть в химической лаборатории.
II вариант
Как определить вещества по запаху.
Почему нельзя смешивать неизвестные вещества.
Какой посудой можно пользоваться для опытов.
III вариант
Что делать при попадании кислоты или щелочи на кожу.
Почему нельзя наклоняться над нагреваемым веществом.
Куда следует помещать остатки неиспользованных реактивов, металлов.
Разбор новой темы:
Посуда, которой пользуются химики для проведения опытов, обычно отличается от той, которую вы используете в быту. Отличие объясняется назначением той или иной посуды. Например, в химии часто бывает нужно видеть результат превращений, которые происходят с веществами, поэтому здесь очень много используется стеклянной посуды. Но она должна одновременно быть прочной и выдерживать высокие температуры при нагревании и кипячении. Вместе с тем, трудно себе представить, чтобы вы варили борщ в стеклянной кастрюле. В этом нет необходимости.
Но некоторые виды химической посуды похожи на те, что есть у вас дома.
Рассмотрим некоторые из них.
Учитель демонстрирует различные виды химической посуды, обьясняя назначение каждого вида, предлагая учащимся зарисовать их в тетради и записать название.
Химический стакан.
Химическая стеклянная воронка.
Колба.
Пробирка.
Прибор для нагревания.
Стеклянная палочка.
Фильтровальная бумага.
Предметное стекло.
Держатель.
Ложка, шпатель.
Чашка Петри.
Мерный цилиндр, мензурка.
Капельница.
Штатив.
При закреплении материала можно провести химический диктант, при котором учитель показывает какую-либо химическую посуду или прибор, а учащиеся определяют название и назначение.
Также можно предложить ребятам кроссворд по названиям химической посуды или использовать интерактивную доску, программа СhemLab Pro.
9 класс (2ч.)
Цель занятия:
Расширить знания учащихся по вопросам техники безопасности при работе в химической лаборатории
Дополнить знания разделами «Содержимое аптечки», «Основные средства пожаротушения», и другими.
Более подробно разобрать наиболее распространенные несчастные случаи в лаборатории и оказание первой помощи при этом.
Повторить некоторые химические формулы веществ.
Урок. Тема: Техника безопасности при работе в хим. лаборатории.
Содержимое аптечки.
В начале урока учитель предлагает учащимся вспомнить, что такое техника безопасности и для чего каждый год надо повторять правила работы в химической лаборатории.
Какие правила техники безопасности изучались в 8 классе. Вспомните их.
Были ли случаи, когда приходилось применять эти знания?
Для оказания первой помощи при несчастных случаях в каждой химической лаборатории должна быть аптечка с необходимыми препаратами.
Что же должно быть в аптечке?
С помощью учителя ребята записывают и разбирают назначение каждого препарата.
Бинт, вата, иод. Применяется при порезах стеклом, других травмах.
Раствор марганцовки (Вспомнить формулу перманганата калия КMnO4) Применяется как дезинфицирующее средство, а также при отравлениях для очищения желудка.
Раствор этилового спирта (учитель дает формулу C2H5OH). Применяется как дезинфицирующее средство.
Нашатырный спирт (NH4OH). Используется для приведения человека в чувство при обмороках.
Раствор соды (NaHCO3). Используют для нейтрализации кислоты на поверхности кожи.
Раствор борной кислоты (Н3ВО3). Применяется при попадании щелочи на кожу или в глаза.
Раствор перекиси водорода (Н2О2). Применяется для обеззараживания ран, как дезинфицирующее средство.
Активированный уголь (С). Применяется в случаях отравления организма, обладает свойством адсорбции – впитывает своей поверхностью частицы вредных веществ.
Оказание первой помощи при несчастных случаях.
При разборе этой темы можно привлекать ребят, посещающих занятия санитарных постов.
1. В лаборатории часто приходится иметь дело со стеклянной посудой. Один из самых распространенных несчастных случаев здесь – это порезы.
При порезах стеклом необходимо удалить стекло из раны, продезинфицировать и, если порез обширный, наложить бинт.
2. При попадании кислоты или щелочи в глаза промыть несколько минут под струёй холодной воды. Остатки вещества нейтрализовать,- при попадании щелочи – раствором борной кислоты.
3. При отравлении газом,- вывести пострадавшего на свежий воздух, проветрить помещение.
( Обратить внимание учащихся на вытяжные шкафы, которые должны быть в химической лаборатории, их назначение).
4.При попадании вредных веществ внутрь организма, выпить большое количество теплой кипяченой воды, подкисленной марганцовкой, для очистки желудка вызвать рвоту.
Основные средства противопожарной безопасности в лаборатории.
Так как химикам часто приходится иметь дело с огнем или нагревательными приборами, в каждой лаборатории обязательно имеются средства для тушения пожаров. К ним относятся:
огнетушитель,
ящик с песком, расфасованным мелкими порциями,
асбестовое одеяло или другая негорючая ткань
(Во время беседы продемонстрировать, где эти средства находятся в вашей лаборатории).
Урок. Тема: Зачет по технике безопасности.
Зачет проводиться в любой, доступной форме, это может быть письменная проверочная работа, тест, с использованием интерактивной доски, взаимопроверка, работа в парах и т.д. Можно дополнить вопросы, разбираемые в 9 классе вопросами прошлого года. Ребята обычно быстро вспоминают правила техники безопасности из 8 класса.
10 класс ЕМ (1ч.)
Цель занятия:
Углубить знания учащихся по технике безопасности,
дать понятия техники безопасности на производстве, познакомить с различными видами инструктажей,
разобрать правила противопожарной безопасности, работу с электронагревательными приборами, меры при возникновении пожаров
дать понятие ожогов различных степеней и оказание первой помощи при ожогах.
Урок. Тема: Техника безопасности при работе в хим. лаборатории.
Вводная часть урока – повторение правил техники безопасности предыдущих лет.
На химическом производстве выполнение техники безопасности напрямую связано с жизнью и здоровьем работников, поэтому каждый поступающий на работу обязательно проходит инструктаж по технике безопасности, ставит свою подпись в специальном журнале или даже сдает экзамен.
При дальнейшей работе инструктажи периодически повторяются.
Инструктажи бывают:
Вводный (работника знакомят с основными правилами техники безопасности на данном производстве, обращая внимание на наиболее опасные участки работы)
Первичный инструктаж на рабочем месте (речь идет о правилах поведения и основных опасностях, подстерегающих человека на рабочем месте).
Повторный инструктаж ( каждые полгода или год происходит повторение инструктажей и в зависимости от характера производства, сдача экзаменов или зачетов по технике безопасности)
Внеплановый инструктаж ( проводится в случае чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться потерей здоровья людей)
При закреплении можно разобрать с ребятами виды инструктажей, перенеся их на школьную действительность.
Какой инструктаж мы с вами проходим сегодня? (Повторный)
Правила противопожарной безопасности
В помещениях лабораторий или других производств обязательно должны быть основные средства пожаротушения. Повторим их (огнетушитель, ящик с песком, негорючая ткань).
Каковы основные правила противопожарной безопасности?
При возгорании электропроводки нельзя тушить пожар водой, необходимо прежде всего отключить рубильник (обесточить место возгорания), а затем тушить пожар подручными средствами, используя песок или негорючую ткань.
Нельзя применять для тушения воду, если горит нерастворимое в воде вещество (бензин, керосин, скипидар и т.д.)
При возникновении пожара все огнеопасные и взрывчатые вещества должны быть вынесены в безопасное место.
В случае возгорания одежды на человеке гасить пламя обертыванием в любую подручную плотную ткань, ни в коем случае не бежать!
Ваши действия при пожаре: необходимо сообщить руководителю о возгорании и одновременно использовать средства пожаротушения, если очаг пожара небольшой, или вызвать пожарную службу и эвакуироваться согласно плана эвакуации, который должен быть в каждой лаборатории на видном месте.
Ожоги.
Ожоги бывают химические и термические.
Химические – это ожоги кислотами, щелочами и другими едкими веществами. Основная помощь при таких ожогах – нейтрализовать вредное вещество и обязательно обратиться к медицинскому работнику.
Термические ожоги - это ожоги высокой температурой пламени или прикосновением к раскаленному предмету. Они имеют несколько степеней.
1 степень характеризуется покраснением кожи, болью, жжением. Первая помощь при этом – сразу же охладить место ожога водой, смочить концентрированным раствором перманганата калия, так, чтобы кожа побурела. Существуют специальные препараты – пены, кремы, помогающие при ожогах первой степени. Можно также использовать народные средства – белок куриного яйца, облепиховое масло и т.д.
2 степень ожога – это появление волдырей на коже. Это более тяжелая степень, сопровождается сильной болью и жжением. Ни в коем случае нельзя прокалывать волдыри, так как можно занести инфекцию. Первая помощь та же, что и при первой степени, но многократно.
3 степень ожога – самая сложная, она сопровождается обугливанием участков кожи и тканей. Это ожог, опасный для жизни человека. Первую помощь может оказать только врач. Единственное, что можно сделать на месте, наложить стерильную повязку.
В заключительной части урока можно провести закрепление материала или зачет по технике безопасности.
11 класс ЕМ (1ч.)
Цель занятия:
Углубить знания учащихся по технике безопасности,
Разобрать понятия предельно допустимой концентрации вредных веществ.
Познакомить с ядовитыми веществами и ядовитыми газами, разобрать оказание первой помощи при отравлениях.
1 Урок. Тема: Обобщение знаний по технике безопасности при работе в химической лаборатории.
Вводная часть – повторение изученного в 10 классе, вопросы о противопожарной безопасности, ожоги и первая помощь при ожогах различной степени.
Предельно допустимая концентрация. ПДК.
Для вредных и ядовитых веществ устанавливаются ПДК – предельно допустимые концентрации вредных веществ в воздухе рабочего помещения, в воде или в почве.
Превышение этих научно обоснованных концентраций недопустимо, так как может нанести вред здоровью человека, загрязняет атмосферу и почву, разрушая природу.
В лабораториях и помещениях химического производства ведется контроль над тем, чтобы концентрации вредных веществ, которые могут присутствовать в рабочих помещениях по условиям проводимой работы, не превышали ПДК.
Примеры: ПДК аммиака (NH3) = 5мг\м3
ПДК (СО)= 20 мг\м3
ПДК (С6Н6)=20 мг\м3
ПДК (толуола С6Н5СН3) = 50 мг\м3
ПДК бензина = 300мг\м3
Решите задачу: При производстве аммиака в воздухе рабочего помещения, площадью 34 м2 и высотой потолка 2,5 м оказался аммиак, объёмом 1,12л. Превышена ли ПДК данного газа? (Ответ: да, ПДК превышена в 2 раза)
Ядовитые вещества и газы.
К ядовитым веществам или попросту ядам относятся вещества, даже в крайне малых количествах опасные для организма человека. Они могут оказывать внешнее воздействие, попадать в организм через органы пищеварения, дыхания, попадать через раны или проникать через кожу.
Человек очень давно научился применять растительные яды и яды животных в своих целях. Это могла быть охота, когда люди готовили отравленные стрелы, яды змеи использовались как лекарство от многих болезней. Французские монархи во время правления династии Людовиков очень опасались быть отравленными в борьбе за корону…
Отрывок из романа Мориса Дрюона «Яд и корона».
…Опять магия, воск и заклинания! – воскликнула графиня Маго. – На Людовика уже насылали порчу, а посмотри-ка на него! Нет, мне нужно, чтобы он сейчас сдох, немедля. Вот что, Беатриса,- обратилась она к служанке,- достань-ка ты яду, да не забудь сказать, что мы будем травить оленей,…
Приблизившись к изголовью королевского ложа, графиня Маго, несмотря на мучительную боль в зубе, взяла кубок с драже и мужественно стала грызть конфетку здоровыми зубами.
- Ой, мне попалась горькая миндалина, - воскликнула она. – Попробую другую.
Повернувшись спиной к королеве и Жанне Пуатье, стоявшим в шагах пяти от неё, Маго вытащила из сумки начиненные ядом драже и положила их в кубок.
«Поди отличи одно от другого,- подумала она,- а если оно покажется ему чуточку горьковатым, он подумает, что это из-за миндалины»…
Изобретательность отравителей того времени была удивительна. Ядами пропитывались листы книг, мышьяк подсыпался в вино и еду, мучительной смертью умирала жертва, одежда которой была пропитана ядом.
В настоящее время ядовитые вещества разделяют на следующие разряды:
1 разряд – самые сильные яды.
Это мышьяк и его соединения, белый фосфор, соединения ртути, метанол и другие вещества.
разряд: Бром, плавиковая кислота НF, нитробензол, соединения урана.
разряд: Анилин, уксусная кислота (от 80%-ной), соединения свинца и др.
Особо выделяют ядовитые газы, например, пары анилина, аммиак, пары бензола, оксиды азота NO2 и NO и другие.
При отравлении газами пострадавшего необходимо вывести на свежий воздух, при необходимости сделать искусственное дыхание, вызвать врача, помещение проветрить
Закрепление знаний техники безопасности можно провести в форме зачета, устного или письменного по усмотрению учителя. Примерные вопросы в билетах.
1 вариант
1) Почему твердую щелочь нельзя брать руками
а) можно отравиться
б) плавится в руках
в) получишь ожог рук
г) пачкаются руки
2) Окажите первую помощь при порезах стеклом
а) продезинфицировать спиртом или перекисью водорода
б) смазать иодом
в) перевязать бинтом
г) всё, указанное в п а),б),в).
3) Куда следует сливать агрессивные жидкости
а) в раковину
б) в специальные емкости, в вытяжном шкафу, сэтикетками
в) вынести и вылить на улицу
г) куда угодно.
вариант.
Окажите первую помощь при ожоге первой степени огнем
а) смыть водой
б) охладить рану водой, льдом или снегом
в) обработать уксусной кислотой
г) обработать щелочью
2) Как приготовить разбавленный раствор серной кислоты
а) кислоту льем в воду
б) воду льем в кислоту
в) нет разницы
г) сливаем все вместе
3) Почему нельзя пробирку с раствором нагревать в одном месте
а) плохо нагревается раствор
б) может произойти выброс жидкости при вскипании
в) долго не закипит
г) неравномерный нагрев, пробирка может лопнуть.
Литература:
Методическое пособие Томского политехнического университета.- Томск:
Издательство ТПУ, 2005г.
uznavanii.com›tehnika_laboratornyh_rabot…П. И. Воскресенский "Техника лабораторных работ" Издание 10-е, стереотипное.
Учебник химии 8 кл. для общеобразовательных школ /Н.Н. Нурахметов, К.А.
Сарманова, К.М. Жексембина.- Алматы: Издательство «Мектеп», 2004.
Учебник химии 10кл. естественно-математического направления
общеобразовательных школ/Н.Н.Нурахметов, К.Б. Бекишев, Н.А. Заграничная.
– Алматы: Издательство «Мектеп», 2006.
Автор-разработчик Ряскина Елена Владимировна
школа-гимназия №4 г. Степногорск Акмолинская область
Методические
разработки вводных уроков химии по технике безопасности
8-11классы