Урок на тему Проектирование цветника весеннего цветения

Автор: Сосяк Олеся Викторовна
ГАПОУ ТКСТП
Методическая разработка практического занятия по теме:
«Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур»
Практическое занятие проводится по специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» (СПиЛС) по дисциплине «Цветочно-декоративные растения и дендрология» с использованием проектного метода обучения. Целью является способствовать формированию умения студентов проектировать цветник с использованием компьютерных технологий, проверка умения студентов работать с различными источниками информации и проводить презентацию своей работы.
Тип урока: практическое занятие. На занятие отводится 90 минут.
Методы проведения: словесные, самостоятельная работа над проектом.
Нормирование учебного времени соответствует эргономическим показателям урока:
Организационный момент – 1 минуты. Приветствие и проверка присутствующих.
Подготовительный этап – 4 минуты. Установление рабочей атмосферы. Представляется тема и цели занятия, проясняются условия работы. Определение и формулировка проблемы. Определение цели проекта. Обсуждение критериев оценки проекта.
Рабочий этап – 50 минут. Самостоятельная работа студентов по подбору растений и проектированию цветника.
Защита проекта – 30 минут. Обобщение и конкретизация результатов работы. Оформление работы в соответствии с требованиями.
Подведение итогов занятия и обмен впечатлениями – 5 минут.
В рамках реализации этого метода обучения может быть проведена оценка уровня сформированности общих и ключевых компетентностей студентов на основании понимания социальной значимости полученных знаний в личной или профессиональной деятельности, осуществлять поиск и использование информации, организовывать самостоятельную деятельность, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Планируемые результаты обучения:
Студенты освоят приемы: поиска и анализа информации.
Студенты получат умение: проектировать цветник с использованием компьютерных технологий.
Студенты получат опыт: письменной и устной коммуникации.
Рекомендуется давать обучающемуся качественную оценку по следующим параметрам:
Оформление проекта (объект оценки - папка документов):
письменное предъявление информации, созданной в процессе исследования, в соответствии с логикой вопроса и нормой оформления технической документации;
владение терминологией;
владение информацией.
Коммуникация (объект оценки – выступление):
устное предъявление информации, созданной в процессе исследования, в соответствии с логикой вопроса и нормами научного стиля;
владение терминологией;
умение вести дискуссию;
Проект (объект оценки – цветник)
грамотность подбора растений;
оригинальность дизайна.
Сценарий урока.
Преподаватель: Здравствуйте! Кто сегодня отсутствует? Доведите до их сведения домашнее задание.
Сегодня ...., тема занятия «Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур».
- Для чего нам нужны цветники?
- Студенты: В настоящее время необходимо благоустройство и озеленение города. Изо дня в день мы окружены неухоженными территориями дворов, скверов, парков и т.д. Это конечно отражается на эмоциональном состоянии горожан. Яркие «краски» цветников благотворно влияют на физическое, психологическое здоровье человека, особенно на подрастающее поколение в современном мире. Окружающая природа дает нам положительные эмоции, развивает любознательность, вызывает разнообразную палитру чувств и душевный комфорт, тем самым давая здоровье и комфорт.
Преподаватель: Цель занятия способствовать формированию умения проектировать цветник из луковичных культур. Ознакомьтесь с методические рекомендации (приложение А) на практическую работу, расположенном на рабочем столе в папке «СПиЛС». На выполнение работы отводится 50 минут.
Для разработки проекта цветника откройте программу «Наш Сад». Затем откройте «Ситуационный план».

Для подбора и расстановки растений воспользуйтесь каталогом растений в программе «Наш Сад».

Разрешается пользоваться любой справочной информацией. Результаты работы сохраните в Microsoft Office Word в соответствии с требованиями оформления к проектной документации.
По истечении времени вы должны провести презентацию проекта.
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
№ п/п
Критерии оценки

Само-оценка
Взаимо-оценка
Экспертная оценка


Оформления технической документации





Использование профессиональных терминов





Грамотность подбора растений





Оригинальность дизайна цветника




оценивается по бальной системе – максимальное количество 9 баллов:
оценка «5» – 7-9 баллов;
оценка «4» - 4-6 баллов;
оценка «3» – 0-3 балла.
Домашнее задание: повторить пройденный материал по данной теме.
Приложение А
Практическая работа по теме: «Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур»
Цель работы: способствовать формированию умения проектировать цветник весеннего цветения из луковичных культур.
Задачи:
способствовать развитию у студентов творческого мышления при проектировании цветника;
способствовать формированию умения осуществлять подбор луковичных растений для цветника весеннего цветения;
способствовать формированию умения проектировать цветник весеннего цветения из луковичных культур.
Оборудование: методические рекомендации, цветные карандаши, каталоги растений.
Задание:
Пользуясь литературными данными, изучите биологические свойства луковичных растений.
Заполните экологический паспорт и календарь декоративности растений (вид растения указывается на русском и латинском языках).
Подберите 5 красивоцветущих луковичных растений для цветника в соответствии с требованиями цветового круга, биологическими свойствами растений и графиком декоративности.
Выполните разбивочный чертеж цветника.
Составьте ассортиментную ведомость на растения.
Зарисуйте эскиз цветника на весенний период.
Цветник (Ц.) - это участок с посадками цветочно-декоративных растений, предназначенный для украшения садов, парков, площадок перед зданиями и т.д.

Для Ц. используют декоративные летники, двулетники, многолетники, ковровые растения. Элементом Ц., оформленного в виде партера, является также газон, служащий фоном для цветочных растений. Подбирают растения с учётом биологических особенностей и декоративных свойств отдельных видов. Для декоративности каждый Ц. стремятся создавать из небольшого количества видов, подобранных на основе гармонического сочетания окрасок цветков, форм и размеров листьев, сроков и продолжительности цветения растений и т.д. Отцветающие растения на Ц. часто заменяют другими.
Форма Ц. может быть строго геометрической (квадратной, круглой, прямоугольной в регулярном стиле) и живописной, свободной (в ландшафтном стиле). Размер, форма Ц. и набор растений должны соответствовать значению объекта, в котором устраивают Ц., природным условиям и рельефу местности.
Нередко Ц. украшают скульптурой, фонтанами и др. малыми архитектурными формами. Высаживая на Ц. растения, цветки которых открываются и закрываются в определённое время суток, можно создать "цветочные часы".
Разбивочный чертёж - это чертёж по которому делается вынос планового положения проекта в натуру. Без грамотного выноса в натуру проект генплана, каким бы грамотным и красивым он ни был, так и останется обычной, хоть и красивой, но бумагой...
Разбивочный чертеж планировки объекта озеленения - рабочий чертеж с привязкой к базисным линиям и размерами всех элементов планировки. На разбивочном чертеже указываются: баланс территории, конструкции аллей, площадок, поперечные профили дорог.
Посадочный чертеж озеленения - рабочий чертеж проекта на объект озеленения, предназначенный для выноса в натуру мест посадки деревьев, кустарников, травянистых цветочных растений, с указанием разрезов ям, траншей, размеров прикорневого кома, размера посадочных мест на посадочной ведомости.

Результат обучения: умение проектировать цветник весеннего цветения из луковичных культур.
Литература:
Бобылева О.Н. Цветочно-декоративные растения открытого грунта. 2-е издание. / авт. - сост. О.Н. Бобылева. Гриф Допущено Экспертным советом по профессиональному образованию в качестве учебного пособия (НПО) - М.: «Academia (Академпресс)», 2010г. – 208с. ISBN 978-5-7695-7282-1
Бочкова И.Ю., Соколова Т.А. Декоративное растениеводство: цветоводство. Учебник для студентов вузов. 4-е издание. / авт. – сост. И.Ю. Бочкова, Т.А. Соколкова. Гриф МО РФ // Серия: Высшее профессиональное образование, - М.: «Academia (Академпресс)», 2010 г. - 432 стр. ISBN: 978-5-7695-6566-3
Программа «Наш Сад Кристалл 10.0» © 2004-2015 ЗАО ДиКомп




Ассортиментная ведомость растений
№ п/п
Наименование
Кол-во

1



2



3



4



5



Календарь цветения или график декоративности растений
( - декоративное цветение

· - декоративные листья
№ п/п
Наименование
Высота (см.)
Время года
Цвет




IV
V
VI
VII
VIII
IX
X
зима


1












2












3












4












5













Экологический паспорт растений
Отношение к свету : ( - свет ( - полутень ( - тень
Отношение к почве : ( - плодородная ( - нетребователен
Отношение к влаге: ( - влаголюбивый
Способ размножения: - черенками
· - семенами - делением корневища

Способы размножения







Отношение растения
к почве








к температуре








к влажности








к свету







Название растения







№ п\п
1.
2.
3.
4.
5.























































































Не в масшт.




ГАПОУ ТКСТП


Масштаб

Масса



Реценз.

Группа

2

Листов

Лит.


Эскиз цветника
весеннего цветения



Утверд.



Н. Контр.



Т. Контр.



Провер.



Разраб.

П. р. № 16 на тему: «Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур»


2

Лист

Дата

Подпись

№ докум.

Лист

Изм.

1:




ГАПОУ ТКСТП


Масштаб

Масса



Реценз.

Группа

2

Листов

Лит.


Разбивочный чертеж цветника



Утверд.



Н. Контр.



Т. Контр.



Провер.



Разраб.

П. р. № 16 на тему: «Проектирование цветника весеннего цветения из луковичных культур»


1

Лист

Дата

Подпись

№ докум.

Лист

Изм.



Питер 051