Разработка урока по подготовке МТА к работе.
«ҚОСТАНАЙ ИНДУСТРИАЛДЫ-ПЕДАГОГИКАЛЫҚ КОЛЛЕДЖІ»КМҚК
КГКП" КОСТАНАЙСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕМА: МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРОВЕДЕНИЮ УРОКА ПО ПОДГОТОВКЕ МАШИНО - ТРАКТОРНОГО АГРЕГАТА К РАБОТЕ
РАЗРАБОТАЛ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СПЕЦИАЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН: ШАГУН И.Н
Тема программы: Подготовка «Машино - тракторного агрегата к работе».
Тема урока: Подготовка «Машино - тракторного агрегата к основной и предпосевной обработке почвы».
Воспитывающая - воспитывать у студентов любовь к выбранной профессии, бережное отношение к техники.
Развивающая - развивать у студентов профессиональные знания, умения, навыки, для применения их в трудовой профессиональной деятельности.
Образовательная - научить студентов рациональным методам выполнения трудовых действий. Научить студентов работать на агрегате для сплошной культивации почвы. Научить подготавливать «Машино - тракторный агрегат» к основной и предпосевной обработке почвы.
МТО – Трактор, сеялки бороны.
Тип урока: Урок по формированию профессиональных навыков.
Ход урока.
Организационная часть.
Общегрупповой вводный инструктаж
2.1. Проверка общих знаний правил техники безопасности.
2.2. Указание по организации работы учебной группы. Уточнение состава звеньев и ознакомление с графиком их чередования.
2.3 Выдача заданий и распределение звеньев по рабочим местам.
3. Вводный инструктаж звену по заданию.
3.1 Проверка знаний студентов по следующим вопросам.
С какой целью проводят предпосевную культивацию?
Как контролируют качество работы при культивации?
3.2 Ознакомление с содержанием задания и деление его на части.
3.3 Указания по организации работы. Ознакомление с графиком чередования на рабочих местах.
3.4 Указания по техники безопасности при сплошной культивации.
4. Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж.
4.1 Проведение ЕТО трактора.
4.2 Проверка правильности подготовки агрегата.
4.3 Выдача заданий на подготовку поля.
4.4 Руководство индивидуальной работой на агрегате с периодическим текущим инструктажем по другим частям задания.
4.5 Смена студентов на рабочих местах.
4.6 Приемка оборудования.
5. Заключительный инструктаж звену.
6. Сбор информации о работе других звеньев и ее обобщение.
7. Общегрупповой заключительный инструктаж.
Вводный инструктаж
Вводный инструктаж - это часть урока, на которой проводится подготовка студентов к сознательному, в максимальной степени самостоятельному выполнению заданий с помощью безопасных и рациональных методов и приемов, не допускающих брака и ошибок. Это определение уже само говорит о важности вводного инструктажа, о том внимании, которое должно уделяться его подготовке и проведению.
Изучая данную тему по «Подготовке машино - тракторного агрегата к основной и предпосевной обработке».
Определяя задания на предстоящий урок, преподаватель представляет звеньям мастеров-руководителей. Сам он обучает по трехчасовому заданию с использованием только одного агрегата, что позволяет ему общаться со всеми студентами группы.
Руководитель сообщает студентам цель задания: научиться работать на агрегате для сплошной культивации почвы и одновременно качественно выполнять определенную производственную операцию. Мастер беседует по вопросам, указанным в плане урока, чтобы проверить полученные знания.
Рассказав о содержании составных частей задания, показывают используемое оборудование, предупреждают о необходимости индивидуальной отработки каждой части и знакомят с порядком чередования на рабочих местах. Вводный инструктаж завершают беседой по технике безопасности. Надо добиться у студентов не только знаний правил безопасной работы, но и твердой убежденности в необходимости неукоснительного их выполнения.
Будущие механизаторы по указанию руководителя самостоятельно выполняют ЕТО трактора и культиватора.
Приближенно оценив состояние почвы, проверяют правильность комплектования культиватора рабочими органами. Следует особо обратить внимание на правильность соединения гидроцилиндра прицепного культиватора с гидросистемой трактора, а в случае использования навесного культиватора - на правильность наладки механизма навески. Далее мастер выводит агрегат на загон и предлагает одному из студентов проверить его в работе, как указано в инструкционно-технологической карте. После подналадки агрегат опробует другой студент и так далее до полного соответствия работы МТА установленным требованиям.
При инструктаже по подготовке поля четко формулируют требования и краткие указания, отражающие лишь свойственные данным конкретным условиям особенности. В остальном студентов ориентируют на полную самостоятельность. Линию первого прохода агрегата следует провести заблаговременно или в самом начале урока с тем, чтобы, не дожидаясь разметки всего поля, можно было бы пустить агрегат в работу сразу же после его проверки и подналадки.
Получив задание самостоятельно продолжать подготовку поля, мастер переключает учащегося на практическое выполнение культивации. Перед началом работы уточняют и четко формулируют требования недопустимости огрехов и наволакивания почвы, перекрытия предшествующей обработанной полосы не более 15 см, своевременности выглубления и заглубления рабочих органов при разворотах агрегата, не выходя за границы поворотных полос. Личного показа управления агрегатом обычно не требуется, так как оно сравнительно просто, и учащиеся, уже владея к этому времени достаточными навыками управления самоходными машинами, без затруднения справляются с вождением агрегата.
Мастер, находясь рядом с обучающимся, наблюдает за его действиями и помогает лишь при угрозе аварийной ситуации или браке в работе. В процессе вождения важно создать максимально благоприятные условия для дальнейшего совершенствования сенсомоторной координации и навыков рассредоточения внимания. Студент должен вести агрегат прямолинейно, следить за качеством обработки и показаниями приборов и контролировать работу трактора на слух.
Вначале поле обрабатывают на второй передаче. Если мастер видит, что учащийся действует уверенно, не нарушает прямолинейности хода агрегата, следит за качеством обработки и контрольными приборами, то следует переключиться на третью передачу и так далее до шестой-седьмой, чтобы довести скорость до 10...12 км/ч.
Убедившись в том, что студент действует уверенно, мастер предоставляет ему полную самостоятельность. Умение управлять агрегатом без присутствия мастера — абсолютно необходимое условие для подготовки к последующей стадии производственного обучения: производственной практике.
Оставляя студента одного, не нужно высказывать ему какие-либо сомнения, если даже таковые и возникают. Наоборот, его надо убедить в возможности самостоятелыюй работы и доброжелательно посоветовать, как следует действовать (например, следить за состоянием поверхности поля, снижать скорость и быть внимательным при разворотах, своевременно выглублять и заглублять рабочие органы кулыиватора и т. п.).
Оставив агрегат, мастер проводит инструктаж по подготовке поля. Он проверяет объем и качество проделанной работы. В беседе с ним ученики обосновывают принятые ими решения о выборе направления движения, числе и ширине загонов, размерах поворотных полос.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ И ТЕКУЩИЙ ИНСТРУКТАЖ
После окончания вводного инструктажа, получив задание, студенты приступают к самостоятельному выполнению его. Эта часть урока является основной. К ней предъявляется целый ряд важнейших требований, от соблюдения которых в значительной степени зависит и качество всего урока, и результат обучения.
В процессе работы нужно приучать студентов к самостоятельному решению вопросов, опираясь на ранее полученные знания и имеющийся опыт. Степень самостоятельности, предоставляемая мастером учащимся в работе, должна быть дифференцированной, учитывающей способности и подготовку каждого учащегося.
Однако предоставление самостоятельности в работе ни в коем случае не должно сводиться к бесконтрольности, отсутствию постоянного наблюдения и вмешательства со стороны мастера. Вмешательство мастера не должно иметь форму простой подсказки, оно должно нацеливать учащегося на анализ причин, приведших к ошибке, на последствия, к которым она приведет на пути ее исправления.
Если студент нарушает правила техники безопасности, нельзя ждать момента, когда он сам поймет последствия этих нарушений. Немедленное вмещательство необходимо и в том случае, когда неверные приемы в работе, применение не того оборудования, которое требуется по технологическому процессу, могут вывести из строя машину, инструмент
Текущим инструктажем называется руководство мастером самостоятельной работой студента при вьшолнении задания.
В зависимости от формы организации учебной работы студентов текущий инструктаж может быть индивидуальным, звеньевым или групповым. Если при обходе рабочих мест и наблюдении за работой учащихся мастер убеждается в том, что они допускают однотипные ошибки, не понимают одни и те же вопросы, вместо индивидуального инструктажа целесообразно провести звеньевой или групповой текущий инструктаж.
Руководя работой учащихся на разных стадиях, мастер ставит различные задачи: на первых порах — овладение приемами работы, правильностью организации рабочего места, выбора необходимого инструмента, оборудования, затем — приобретение четкости действий, темпа работы и т. д. Эти цели должны заблаговременно продумываться, исходя из особенностей каждого задания.
Учебный материал, который нужно объяснить студентам в процессе текущего инструктажа, расчленяется
на две группы: запланированный заранее (предусмотренный учебной программой) и возникший по ходу занятия.
К запланированному относится то, что требуется учебной программой, и то, что мастер посчитал целесообразным включить в текущий инструктаж. Чем опытнее мастер, тем он глубже анализирует проведенные занятия; чем лучше сам владеет специальностью рабочего, тем полнее и точнее он может предусматривать содержание текущего инструктажа.
Но и самый большой опыт, и очень тщательная подготовка к уроку не всегда позволяют с абсолютной точностью определить содержание объяснений и показа в процессе текущего инструктажа. Тем более, что подготовка и способности студентов группы различны. Поэтому необходимость в показе и объяснении определяется и ходом выполнения учащимися учебного задания. Значительное место в текущем инструктаже должна занимать проверка мастером осмысленйости действий учащихся по выполнению задания. Содержание проверки также разделяется на предусмотренную заранее и на непредвиденную.
Планируемая проверка определяется анализом, опытом мастера. Непланируемая — требует постоянного наблюдения за ходом работы, внимательностью, умения
мастера видёть заминки, нёточности, которые являются следствием неполного понимания выполняемой работы.
И в том и другом случае требуется беседа, которая помогла бы учащемуся понять, осмыслить выполняемую работу.
После окончания профессионального колледжа при выполнении многих работ учащимся приходится руководствоваться различной технической документацией. Поэтому на занятии мастер должен как можно чаще предлагать студентам находить ответы на возникающие вопросы в руководствах, наставлениях, справочниках, технологических картах и т. д.
Очень часто отдельные учащиеся значительно опережают других в выполнении задания. В этом случае мастер обязан заблаговременно подготовить и выдать студентам дополнительные задания, которые расширяли бы их кругозор, давали возможность приобретать новые умения.
Результаты выполнения учебных заданий в значительной степени зависят от организованности учащихся. Поэтому мастер должен постоянно наблюдать за рабочим местом студента.
В процессе текущего инструктажа мастер перемещает учащихся по рабочим местам согласно графику, если это было предусмотрено планом урока.
Заканчивается эта часть урока проверкой выполнения студентами задания. Индивидуальная проверка проводится чаще всего на контрольных уроках. Если же на следующем занятии студенты будут продолжать выполнение начатого задания, целесообразно проводить общую проверку, чтобы в ходе анализа дать рекомендации, которые могут быть использованы студентами на следующих занятиях.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУКТАЖ
Заканчивается урок заключительным инструктажем, во время которого мастер подводит итоги работы студентов по выполнению учебного или учебно-производственного задания. В зависимости от формы занятий инструктажи могут быть индивидуальными, звеньевыми или групповыми.
Эта часть урока очень важна. На звеньевых и групповых занятиях мастер должен оценивать работу каж-дого студента в отдельности, не допуская оценки работы звена или группы в целом.
Весь ход занятий во время заключительного инструктажа проанализировать невозможно. Поэтому необходимо для каждого инструктажа правильно определить основные вопросы, которые должны исходить из целей, по-ставленных перед уроком, из особенностей урока. Если, например, главная цель урока — отработка студентами отдельных приемов, то и инструктаж должен быть посвящен этому; если урок упражнений, то здесь уже уместно говорить и о темпе работы, и о производительности труда и т. д.
Выполнение некоторых работ бывает связано с повышенными требованиями в культуре труда. В этом случае вопрос культуры труда станет главным в заключительном инструктаже. Если выполнение какого-то задания (например, паяние, лужение, заливка) предъявляет повышенные требования к технике безопасности, следует уделить главное внимание этому вопросу.
В процессе проведения заключительного инструктажа наряду с указанием недостатков, которые должны быть устранены в процессе дальнейшего обучения, необходимо создать у студентов и чувство удовлетворения результатами урока. Для этого нужно остановиться на отдельных положительных моментах работы, а также показать, как в результате занятия учащиеся продвинулись вперед на пути овладения профессией.
Анализ работы студентов на уроке должен направлять их на размышление, на оценку своей работы, помочь найти и увидеть пути улучшения работы, совершенствования мастерства.
В заключительном анализе работы студентов мастер объявляет оценки, обосновывая их.
В ходе заключительного инструктажа рекомендуется предлагать студентам выполнять отдельные приемы, производить действия, выполнять определенные операции.
В конце занятия мастер дает студентам домашнее задание, которое может включать в себя подготовку к следующему занятию, углубление и совершенствование знаний и умений, полученных на данном уроке.