Использование ИКТ на уроках математики как способ повышения учебной деятельности школьников
Использование ИКТ на уроках математики как способ повышения мотивации учебной деятельности школьников.
Каждый ученик от рождения наделен способностями. От развития этих способностей зависят успехи школьника. По данным исследований, в памяти человека остается ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть увиденного и услышанного, 3/4части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения.
В современных условиях главная задача образования – формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного приобретения знания, поиска, отбора нужной информации, её анализа, представления и передачи, что является составляющими частями информационной компетентности.
Проведение диагностики мотивации учения в 5,6,7,8,9 классах, основанной на опроснике Ч. Д. Спилберга (модификация А. Д. Андреевой)), показывает, что низок личностный смысл учения у большинства учащихся, не сформирована осознанность значимости учения. В основном преобладают позиционные мотивы, связанные с положением в коллективе, получением одобрения со стороны окружающих, родителей, далее следуют социальные мотивы, также связанные с взаимодействием с другими людьми.
Для того чтобы включить ученика в учебно- познавательную деятельность, сделать его активным участником, нужна мотивация.
Использование информационных технологий дает возможность повысить мотивацию учения, индивидуальную активность, формирование информационной компетенции, свободу творчества. Это является эффективным методом обучения и таким методическим приемом, который активизирует мысль школьников, стимулирует их к самостоятельному приобретению знаний.
Компьютер использую А) на уроке при :объяснении нового материала, сопровождаемое презентацией,
работе с устными упражнениями,
повторении пройденного материала,
закреплении нового материала,
контроле знаний,
демонстрации условия и решения задач, возможно, несколькими способами,
демонстрации геометрических чертежей как в планиметрии, так и в стереометрии,
взаимопроверке самостоятельных работ(готовые ответы на слайде),
проведении тестов.
Б) при подготовке учащихся к ЕГЭ и ОГЭ,
В) во внеклассной работе: на кружке, математических неделях и декадах, профильном лагере, вечерах.
Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся.
Мультимедиа- технологии позволяют сделать учащегося не только созерцателем готового учебного материала, но и участником его создания, преобразования, оперативного использования. На таких уроках реализуется принцип доступности, наглядности.
Уроки эффективны своей эстетической привлекательность.
Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению плана решения задач различной сложности.
Особенно хорошо это применять в старших классах на уроках геометрии. Учащимся предлагаются образцы оформления решений, записи условия задачи, повторение демонстраций некоторых фрагментов построений, организуя устное решение сложных по содержанию задач.
В качестве домашних заданий учащимся предлагается найти информацию по заданной теме, создать презентаци. Учащиеся используют программу Power Point из пакета программ Microsoft Office.
Улучшения восприятия изучаемого материала по предмету можно достигнуть, используя определенные программные продукты.
К ним относятся : «Математика 5-11 классы. Практикум»
«Курс математики XXI века»
«Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы»
«Интерактивная математика 5-9 классы».
«Математика 5-11 классы. Практикум», «Сдаем единый экзамен»
«Живая геометрия»
«Открытая математика. Планиметрия» (7 – 9 кл.)
«Открытая математика. Стереометрия» (10 – 11 кл.)
«Открытая математика. Графики и функции» (7 – 9 кл.)
«Интерактивная математика» (5 – 9 кл.) «Тригонометрия не для отличников»
«Алгебра не для отличников»
http://mat.1september.ru Газета «Математика» Издательского дома «Первое сентября»
http://www.mathematics.ru Математика в Открытом колледже
http://www.math.ru Математика и образование
http://www.allmath.ru Вся математика в одном месте
http://www.bymath.net Вся элементарная математика: Средняя математическая интернет-школа
http://tasks.ceemat.ru Задачник для подготовки к олимпиадам по математике
http://www.math-on-line.com Занимательная математика — школьникам (олимпиады, игры, конкурсы по математике)
http://www.zaba.ru Математические олимпиады и олимпиадные задачи
http://methmath.chat.ru Методика преподавания математики
http://www.neive.by.ru Геометрический портал
http://zadachi.mccme.ru Задачи по геометрии: информационно-поисковая система
http://www.etudes.ru Математические этюды
http://graphfunk.narod.ru Графики функций
http://www.mathnet.spb.ru Сайт элементарной математики Дмитрия Гущина
http://math.ournet.md Виртуальная школа юного математика
http://school-collection.edu.ru/collection/matematika/ Материалы по математике в Единой коллекции ЦОР
http://www. exponenta.ru Образовательный математический сайт
http://www.alleng.ru/edu/math.htm http://olympiads.mccme.ru/mmo/ Московская математическая олимпиада школьников
http://www.problems.ru Интернет-проект «Задачи»
http:// www.school.еdu.ru Российский образовательный портал
http:// www.matematica.agava.ru -Сайт разнообразных математических задач для поступающих в вузы с решениями
http:// www.school.msu.ru Учебно- консультационный сайт для учащихся и преподавателей средних школ.
Тестовые программы позволяют быстро оценить результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в знаниях.
ИКТ использую для развития памяти учащихся, развития умений организовать учебный труд, умения быстро находить необходимую информацию в Интернете, формирования логического, абстрактного и системного мышления, формирования мыслительных операций- анализа, доказательности, обобщения, классификации.
Таким образом, внедрение ИКТ в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению эффективности обучения и самообучения повышению качества образования.
Литература:
Использование ИКТ на уроках математики(из опыта работы) Халтурина В. В.
Использование ИКТ на уроках математики(из опыта работы) Алешко Н.И.
О Юрченко «Методы мотивации и стимуляции деятельности учащихся» «Математика» №1 2005г
Е. Нестеренко «Компьютер на уроке математики» «Математика» №23,2007г