Урок история моей профессии. Историзмы, архаизмы
Технологическая карта занятие №
Название предмета: Профессиональный русский язык
Тема занятия: История моей профессии. Историзмы. Архаизмы.
Время: 2 часа Группа: 213 День:
Тип занятия: Комбинированный
Методы : объяснительно-иллюстративный, словесный, практический, наглядный, частично-поисковый, коллективный метод, работа в группах, рефлексия.
Цели занятия:
Учебная: Углубить знания учащихся по историзмам и архаизмам, дать понятие об их различие и схожести.
Развивающая: Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, орфографическую зоркость, умение делать выводы, владеть интонацией, тренировать память, слух, работать над развитием речи.
Воспитательная: Воспитывать любовь к языкам, интерес к истории русского народа и языка, к будущей профессии, чувство ответственности и коллективизма, уважение друг к другу.
Межпредметная связь: казахский язык, Всемирная история
Внутрипредметная связь: морфология
Оснащения урока:
Наглядные пособия: слайды, кинофильм
Раздаточный материал: карточки
Место проведения занятия: аудитория
Технические оснащения урока: компьютеры, интерактивная доска.
Основная литература: М.Г. Баранов Русский язык,
А.В. Дудников Русский язык.
Дополнительная литература: Словари
Ход урока:
Организационная часть занятия:
1.Проверка готовности аудитории и студентов к занятию.
2. Постановка целей и задачи занятия:
- Грамматической темой сегодняшнего урока являются архаизмы и историзмы, лексической темой «История моей профессии», (слайд №1,2)
Будете работать в группах:
Архаизмы
Историзмы
Проверка домашнего задания:
а) Фронтальный опрос:
Что такое язык? (ответы учащихся на трех языках: казахском, русском, английском)
Какая часть речи называется именем существительным?
Назовите грамматические признаки имени существительного.
б) Проверка письменного задания:
Эссе профессии
3 Мотивация познавательной деятельности учащихся:
при изучение данной темы, учащиеся знакомятся с архаизмами и историзмами, учатся умению различать их и находить общие черты, анализировать, делать выводы.
Активизация познавательной деятельности учащихся: - Ребята, как вы думаете кто самый богатый человек? (чтение наизусть стихотворения “Самый богатый человек”).
(слайд 5
Новая тема:
Слово преподавателя:
- Ребята! Сегодня нам вместе предстоит много трудиться, и начинаем изучение новой темы с работы над эпиграфом к уроку: « Любое препятствие преодолевает настойчивость» (слайд 3)
- За несколько дней до урока вы получили задания по группам для исследовательской работы об архаизмах и историзмах, должны были найти сведения об истории вашей профессии. (слайд4)
Вам нужно было:
Найти теоретический материал по своей теме.
Подобрать примеры.
Создать слайд-презентацию.
Защита 1. Презентация группы «Архаизмы»
Защита 2. Презентация группы «Историзмы»
Работа над схемой (слайд11)
Устаревшие слова
Архаизмы Историзмы
Причина появления – Причина появления –
развитие языка, изменение быта, обычаев,
развитие словаря развитие техники, науки, культуры
культуры слова
Сей – этот Комсомол, армяк, кафтан
Относятся к пассивной лексике
Защита 3. Презентация “История моей профессии” (Архаизмы)
Защита 4. Презентация “История моей профессии” (Историзмы)
Вопрос: Актуальна ли ваша профессия в наши дни?
VI. Проверка качества усвоенного материала:
1.Беседа по новой теме:
Какие слова называются архаизмами?
Какие слова называются историзмами?
2. Запись под диктовку:
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье, еще драгоценней самой вещи. (Н. В. Гоголь) (слайд 6)
Задание. Найти архаизмы в тексте и подобрать синонимы к ним.
3. Просмотр отрывка из кинофильма “Иван Васильевич меняет профессию” (слайд 7)
Вопрос: Кто такой Иван Грозный и что вы о нем знаете?
Задание: Выписать из просмотренного отрывка архаизмы и историзмы.
4. Индивидуальная работа с текстом:
-Укажите в тексте историзмы и архаизмы.
- Объясните мотивы их употребления.
- В словаре В.Даля найдите толкование к выделенным словам.
1.(группа Архаизмы ) Догадывались, зачем царь позвал во дворец. Недавно на Красной площади думным дьяком при барабанном бое с лобного места был прочитан великий указ: «Известно государю учинилось, что гостям и всем посадским, и купецким, и промышленным людям во многих их приказных волокитах от воевод, от приказных и от разных чинов людей в торгах их и во всяких чинятся большие убытки и разорение Милосердуя, он, государь, об них указал: во всяких их расправных, судных и челобитных, и купецких делах ведать бурмистрам их и в бурмистры выбирать им меж себя погодно бодрых и правдивых людей, - кого они меж себя походят» (слайд 8)
2.(группа Историзмы) Скрипя лаптями, из воротни вышел Аверьян, сторож, посмотрел в щель: свои. Проговорил: «аминь» - и стал отворять ворота.
Мужики завели лошадей во двор. Стояли без шапок, косясь на слюдяные окошечки боярской избы. Туда, в хоромы, вело крыльцо с крутой лестницей. Красивое крыльцо, резного дерева, крыша луковицей Нижнее жилые избы – подклеть – из могучих бревен
«Аверьян, зачем боярин нас вызвал с конями? Повинность, что ли, какая?» - «В Москву ратных людей повезете» (По А. Толстому.) (слайд 9)
VII. Рефлексия (слайд10)
Анализ своей деятельности на уроке проводится учащимися по шкале Успеха. Студент выбирает жетон с тем цветом, который, но его мнению, соответствует его работе на занятии.
Я мог (ла) бы работать и лучше – синий жетон.
Сегодня я понял (а), чего мне не хватает для успешной работы – желтый жетон.
Я сегодня работал (а) в полную силу. У меня всё получалось – красный жетон.
Я очень старался (старалась), но у меня не всё получалось – оранжевый жетон.
Я сегодня работал (а) плохо – зеленый жетон.
VIII. Домашнее задание: (слайд 13)
Выучить правило.
Из произведений русских поэтов и писателей найти историзмы и архаизмы.
IX. Подведение итогов:
Общий итог урока
Оценивание знаний учащихся (слайд 14,15).
Преподаватель: А.Н.Баримбекова