Разработка урока «Площади. Единицы измерения площадей»
Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Площади. Единицы измерения площадей»
Литвиненко Валентина Романовна,
учитель математики
МОУ «Колотиловская ООШ»
Цели:
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по теме «Площади. Единицы измерения площадей»;
- способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
- организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и умений по данной теме;
- побуждать учеников к само– и взаимоконтролю, точности ответов.
Форма проведения: аукцион математических знаний.
Оборудование: карточки с номерами «3», «4», «5», карточки-задания; разноуровневый дидактический материал; плакат «Необходимые знания и умения по теме» (приложение 1); плакат «Требования к участникам аукциона» (приложение 2); фишки красные, зеленые, фиолетовые.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Ход урока:
Организационный момент.
Мы, сегодня проводим необычный урок-игру «Аукцион математических знаний» по теме «Площади. Единицы измерения площадей».
Аукцион – слово латинское, оно означает – распродажа за большую цену (дороже).
2. Целеполагание и мотивация.
Необходимые знания и умения по теме (приложение 1).
Во время проведения аукциона вы должны быть чуткими, отзывчивыми, соблюдать порядок во время аукциона.
Правила игры: каждый участник получил карточки с номерами. Вопросы будут иметь первоначальную цену. Кто сможет выполнить задание, может назвать цену выше. Если назначенная цена выше остальных этот участник получает задания и решает его у доски (за закрытой доской), остальные учащиеся решают на месте. Если ответ неправильный, то исправляет предыдущий участник. Кто больше наберет очков, тот и выиграл аукцион.
3. Актуализация опорных знаний и умений.
Устроим торг ваших знаний.
Условия аукциона знаний (приложение 2)
Любое мероприятие начинается с разминки, устроим устный счет.
Устный счет – гимнастика ума.
80:20 2. ) 500· 182 · 2 3 ) 4· 2 1· 25;
4) 125· 65 · 8
· 15
: 30
+ 19
· 5
Работа с картой знаний. Заполняется столбец №2 (приложение 3).
Работа в тетради. Запись числа.
4. Обобщение и систематизация.
Выставляется Лот 1.
Условия лота (приложение 4). Знание теоретического материала. Цель данного задания выяснить знание понятий площади и ее свойств.
Какие величины обозначаются этими буквами: а, в, S, P. В каких единицах измерения выражается длина, ширина, периметр, площадь прямоугольника.
Задание. Продолжите предложения (приложение 6). Работа на карточках, обсуждение в группах.
Лот 2. Единицы измерения. Цель: выявить знание единиц измерения и умения их выражать одну величину через другую.
Условия лота (приложение 4).
Задание 2.1. Зачеркни лишнее: га, а, сотка, м2, дм2, км, см2.
Задание 2.2. Проверь, правильно ли выполнили действия ученика.
Действия 1 ученика. Выразите в м2: 5га 4а = 50000 м2 + 400 м2 = 50400 м2
Действия 2 ученика. в м2: 5га 4а = 5400 м2
Задание 2.3. Выразите:
1га = * м2; 1а = * м2; 1дм2 = * м2; 1 сотка = * м2;
1км2 = * м2; 1км2 = * га ; 1га = * а; 1м2 = * см2. .
Лот 3. Нахождение площади фигуры.
Условия лота (приложение 4).
Устные упражнения. Цель: закрепление формулы площади. (приложение 5).
Лот 4 . Решение задач (дифференцированные задания).
Условия лота (приложение 4).
Цель умение применять изученные формулы и знание единиц измерения при решении задач
Учащиеся решают задания по выбору (приложение 7).
Победители лота работают у доски по уровням сложности заданий. (Взаимопроверка)
Лот 5. Решите задачу (дополнительное задание).
№ 737 учебника, стр 160.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Лот 6. Для любознательных. Условия лота (приложение 4).
Задача практического содержания.
Представим, что мы агрономы и нам надо рассчитать, сколько удобрений надо внести в землю на огороде, чтобы вырастить хороший урожай.
(Сообщение ученика). Вопросы к сообщению.
Задача. Сколько удобрения внесли в нашем отделении ООО «Зерновая компания» на 1 га пшеничного поля, чтобы получить хороший урожай? А сколько получили с 1 га зерна? (справка: на 1 га внесли 4 ц, урожайность 47ц/га).
2. Сколько удобрения внесли на 1га поля занятой под сахарной свеклой? Сколько получили с 1 га свеклы? (на 1 га внесли – 9 ц, урожайность свеклы 348 ц/га).
3. Сколько получили с 1 тонны сахарной свеклы сахара. (с 1 тонны – 160 кг)
Лот 7. Сравните величины. Условия лота (приложение 4).
Цель: умение сравнивать величины, переводить единицы измерения.
Расположите в порядке возрастания величины:
15см2; 3м2; 2а; 1 га; 400 дм2.
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Заполните карту оценки знаний работы на уроке (приложение 3)
7. Рефлексия. Я работал на уроке на оценку .
Я подтвердил свои знания .
Задания были: Легкие
Трудные
Мне под силу.
Я не понял изученного материала
Потому что .
8. Домашнее задание: п19 № 760, № 765.
Список использованных источников
Едуш О. Ю., Угроватова Т. Ю. Подсказки на каждый день. Математика: Рабочая тетрадь для 5 класса [Текст] / Едуш О. Ю., Угроватова Т. Ю. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС.2000. -160с. Библиогр.: с. 14 - 17. - 60000 экз. - ISBN: 5-691-00190-6
Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], свободный. Загл. с экрана.
Приложение 1
Необходимые знания, умения и навыки по теме «Площади. Единицы измерения площадей»:
Знать формулы периметра и площади прямоугольника и
квадрата.
Уметь применять эти формулы при решении задач.
Уметь переводить единицы измерения.
Развивать свою память, любознательность, усидчивость.
Приложение 2
Условия аукциона знаний:
Стремись к победе.
Прояви свою смекалку.
Покажи свои знания, умения и навыки по теме.
Считать проигравшим того, кто набрал 0 баллов.
Покажи свой имидж в конкурсе.
Приложение 3
Карта оценки знаний
Ф.И уч-ся
Я умею это на оценку «3», «4», «5»
Оценка за выполненные задания в классе
Оценка
Знаю все о площади прямоугольника и квадрата (теория)
Знаю единицы измерения площадей
Умею выражать одну величину через другую.
Знаю формулы площади и периметра прямоугольника
Знаю формулы площади и периметра квадрата
Умею применять формулы площади и периметра квадрата при решении задач
Умею выражать в формуле площади прямоугольника длину прямоугольника через площадь
Итого
Приложение 4
Условия лота
Первоначальная цена 3 балла. Кто дает больше?
У кого наибольшее количество очков? Раз! Два! Три!
(если ответ правильный, то вопрос продается и выставляется балл за задание.)
Приложение 5[1]
Задание. Найдите площадь фигуры
№1 №2
8 см 4 дм
3см
25 см
№3 №4
7 см 6 см
8 см
12см
9 см
5см
4см
13 см 12 см
№5
15 мм
7мм
8дм
5мм
1 см
Приложение 6[1]
Задание. Продолжить предложения.
1. Две фигуры называются равными, если__________________
2.Чтобы найти площадь прямоугольника надо______________
3. Если квадраты равны, то их стороны____________________
4. Площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 12 см равна____
5.Если площадь квадрата 64 см2, то его сторона _______________
6.У равных фигур площади и периметры_______________________
7. Если фигура разбита на части, то площадь фигуры равна__________
8. S = а2 - формула_____________, где а- __________________
9. (подчеркни нужный ответ) Два прямоугольника имеют равные площади, если их стороны: а) равны; б) не равны; в) не обязательно равны.
10. (подчеркни нужный ответ) Два квадрата имеют равные площади, если их стороны: а) равны; б) не равны.
Приложение 7[1]
Заполни таблицу:
Задание на «3»
а
20 см
20см
82 см
в
30 см
3 дм
S =a· b
164 см2
Задание на «4»
а
20см
1м 56см
82
в
3 дм
S
7644 см2
164 см2
Задание на «5»
а
2м 35 см
40 м
250 м
в
82 см
S =
6 а
15 га
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415