Разработка урока «Площади. Единицы измерения площадей» 
 Разработка урока по математике в 5 классе по теме: «Площади. Единицы измерения площадей»
Литвиненко Валентина Романовна,
учитель математики
МОУ «Колотиловская ООШ»
Цели: 
- организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний и способов деятельности по теме «Площади. Единицы измерения площадей»;
-  способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
-  организовать деятельность учащихся по коррекции своих знаний и умений по данной теме;
- побуждать учеников к само– и взаимоконтролю, точности ответов.
Форма проведения: аукцион математических знаний.
Оборудование: карточки с номерами «3», «4», «5», карточки-задания; разноуровневый дидактический материал; плакат «Необходимые знания и умения по теме» (приложение 1); плакат «Требования к участникам аукциона» (приложение 2);  фишки красные, зеленые, фиолетовые.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.  
Ход урока:
Организационный момент.
Мы, сегодня проводим необычный урок-игру «Аукцион математических знаний» по теме   «Площади. Единицы измерения площадей». 
Аукцион – слово латинское, оно означает – распродажа за большую цену (дороже).
2. Целеполагание и мотивация.
Необходимые знания и умения по теме (приложение 1).
Во время проведения аукциона вы должны быть чуткими, отзывчивыми, соблюдать порядок во время аукциона.
Правила игры: каждый участник получил карточки с номерами. Вопросы будут иметь первоначальную цену. Кто сможет выполнить задание, может назвать цену выше. Если назначенная цена выше остальных этот участник получает задания и решает его у доски (за закрытой доской), остальные учащиеся решают на месте. Если ответ неправильный, то исправляет предыдущий участник. Кто больше наберет очков, тот и выиграл аукцион.
3. Актуализация опорных знаний и умений.
Устроим торг ваших знаний.
Условия аукциона знаний (приложение 2)
Любое мероприятие начинается с разминки, устроим устный счет. 
Устный счет – гимнастика ума.
 80:20                   2. )  500· 182 · 2               3 ) 4· 2 1· 25;
                                                                                 4) 125· 65  · 8
            · 15
            : 30
             + 19
              · 5
Работа с картой знаний. Заполняется   столбец №2 (приложение 3).
Работа в тетради. Запись числа.
4. Обобщение и систематизация.
   Выставляется Лот 1.
Условия лота (приложение 4).  Знание теоретического материала. Цель данного задания выяснить знание понятий площади и ее свойств. 
Какие величины обозначаются этими буквами: а, в, S, P.  В каких единицах измерения выражается длина, ширина, периметр, площадь прямоугольника.
Задание. Продолжите предложения (приложение 6). Работа на карточках, обсуждение в группах.
Лот 2. Единицы измерения. Цель:  выявить знание единиц измерения и умения их выражать одну  величину через другую.
Условия лота (приложение 4).  
Задание 2.1. Зачеркни лишнее: га, а, сотка, м2, дм2, км, см2.
Задание 2.2.  Проверь, правильно ли выполнили действия  ученика.  
Действия 1 ученика. Выразите в м2:  5га 4а = 50000 м2 + 400 м2 = 50400 м2
Действия  2 ученика.  в м2:  5га 4а = 5400 м2  
Задание 2.3. Выразите: 
1га = *  м2;  1а = *  м2; 1дм2 = *  м2;  1 сотка =  *  м2; 
 1км2  =   *  м2;  1км2  =    *    га ;  1га =    *   а;  1м2 =   *   см2. . 
Лот 3. Нахождение  площади фигуры.
 Условия лота (приложение 4).  
Устные упражнения. Цель: закрепление формулы площади. (приложение 5).  
Лот 4 . Решение задач (дифференцированные задания).
Условия лота (приложение 4).
Цель умение применять изученные формулы и знание единиц измерения при решении задач 
Учащиеся решают задания по выбору (приложение 7).
Победители лота работают у доски по уровням сложности  заданий. (Взаимопроверка)
Лот 5. Решите задачу (дополнительное задание). 
 № 737 учебника, стр 160.
5. Применение знаний и умений в новой ситуации
Лот 6. Для любознательных. Условия лота (приложение 4).
 Задача практического содержания.
  Представим, что мы агрономы и нам надо рассчитать, сколько удобрений  надо внести в землю   на огороде, чтобы вырастить хороший  урожай.
   (Сообщение ученика). Вопросы к сообщению.
Задача. Сколько удобрения  внесли в нашем  отделении ООО «Зерновая компания» на 1 га  пшеничного поля, чтобы получить хороший урожай? А сколько получили с 1 га  зерна? (справка: на 1 га   внесли 4 ц, урожайность 47ц/га). 
2. Сколько  удобрения  внесли  на 1га поля занятой под сахарной свеклой? Сколько получили с 1 га свеклы?  (на 1 га   внесли – 9 ц, урожайность свеклы 348 ц/га).
 3. Сколько получили с 1 тонны сахарной свеклы  сахара. (с 1 тонны – 160 кг) 
 Лот 7. Сравните  величины. Условия лота (приложение 4).
Цель:  умение сравнивать величины, переводить единицы измерения. 
Расположите в порядке возрастания величины: 
15см2;  3м2;  2а;  1 га;  400 дм2.  
6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Заполните карту оценки знаний работы на уроке (приложение  3)
7.  Рефлексия. Я работал на уроке на оценку .                     
                      Я подтвердил свои знания .
                      Задания были:  Легкие
                                              Трудные
                                               Мне под силу.
                      Я не понял изученного материала                       
Потому что .
8.  Домашнее задание: п19  №  760, №  765.
Список использованных источников 
Едуш О. Ю., Угроватова Т. Ю.  Подсказки на каждый день. Математика: Рабочая тетрадь для 5 класса  [Текст] /  Едуш О. Ю., Угроватова Т. Ю.  - М.: Гуманитарный  издательский центр ВЛАДОС.2000. -160с.  Библиогр.: с. 14 - 17.  - 60000 экз. - ISBN: 5-691-00190-6
Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику Виленкина Н.Я. и др. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],     свободный. Загл. с экрана.
Приложение 1
Необходимые знания, умения и навыки по теме «Площади. Единицы измерения площадей»:
Знать  формулы  периметра и площади прямоугольника и   
          квадрата.
Уметь применять эти  формулы при решении задач.
Уметь переводить единицы измерения.
Развивать свою память, любознательность, усидчивость.
Приложение 2
 Условия аукциона знаний:
Стремись к победе.
Прояви свою смекалку.
Покажи свои знания, умения и навыки по теме.
Считать проигравшим того, кто набрал 0 баллов.
Покажи свой имидж в конкурсе.
Приложение 3
Карта оценки знаний
Ф.И уч-ся
Я умею это на оценку «3», «4», «5»
Оценка за выполненные задания в классе
Оценка  
Знаю все о площади прямоугольника и квадрата (теория)
Знаю единицы измерения площадей
Умею выражать одну величину через другую.
Знаю формулы площади и периметра прямоугольника
 Знаю формулы площади и периметра  квадрата
Умею применять формулы площади и периметра  квадрата  при    решении задач 
Умею  выражать в формуле площади прямоугольника   длину прямоугольника через площадь
Итого
Приложение 4
Условия лота
 Первоначальная цена 3 балла. Кто дает больше?
У кого наибольшее количество очков? Раз! Два! Три!
(если ответ правильный, то вопрос продается и выставляется балл за задание.)
Приложение 5[1]
Задание. Найдите площадь фигуры 
 №1                                                    №2   
	8 см	 4 дм
3см
25 см           
    №3  	                                      №4
                 7 см                          6 см
 8 см
12см  
 9 см 
5см
                                        4см                                                
         13 см                                       12 см 
№5                                                          
                  15 мм	                    
          7мм                               
      8дм 
5мм
    1 см
  Приложение 6[1]
Задание. Продолжить предложения.
1. Две фигуры называются равными, если__________________
2.Чтобы найти площадь прямоугольника надо______________
 3. Если квадраты равны, то их стороны____________________
4. Площадь прямоугольника со сторонами 5 см и 12 см равна____
5.Если площадь квадрата 64 см2, то его сторона _______________
6.У равных фигур площади и периметры_______________________
7.  Если фигура разбита на части, то площадь фигуры  равна__________
8. S = а2    - формула_____________, где а- __________________
9. (подчеркни нужный ответ) Два прямоугольника имеют равные площади, если их стороны:       а) равны;      б) не равны;    в) не обязательно равны.
10. (подчеркни нужный ответ) Два квадрата имеют равные площади, если их стороны:       а) равны;      б) не равны.
Приложение 7[1]
Заполни таблицу:
Задание на «3»
а
            20 см
20см
82 см
в
            30 см
3 дм
S =a· b
164 см2
Задание на «4»
а
20см
 1м 56см
82
в
3 дм 
S  
7644 см2
164 см2
Задание на «5»
а
 2м 35 см
 40 м
 250 м
в
     82 см     
S = 
6 а
 15 га
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 415