Программа по внеурочной деятельности в 3 классе Математика с увлечением
Подлипкинская основная общеобразовательная школа,
филиал МОУ «Торбаевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заведующая Директор
Подлипкинской ООШ, МОУ «Торбаевская средняя
филиалом МОУ «Торбаевская средняя общеобразовательная школа»
общеобразовательная школа» _____________ Карпова Т.В.
_____________ Тутина Н.Г. Пр. № _____ от ________2016 г.
Программа
внеурочной деятельности
«Математика с увлечением»
по общеинтеллектуальному направлению
Возраст детей 8 - 10 лет
Год разработки программы: 2016 год
Срок реализации: 1 год
Руководитель: Грунина Елена Сергеевна
с. Подлипки
2016 г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Математика с увлечением» по общеинтеллектуальному направлению составлена на основе нормативных документов: ФГОС начального общего образования второго поколения, Требований к результатам освоения образовательной программы начального общего образования, Концепцией духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий на основе авторской программы под редакцией Буряк М.В., Карышевой Е.Н. «Математика в окружающем мире» 3 класс. - Москва: ООО «Планета, 2015.
Общая характеристика программы
Интегрированная программа «Математика с увлечением» - это эффективная организация внеурочной деятельности в 3 классе. Программа курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий, которые развивают интерес к изучению математики и окружающего мира, а также творческие способности школьников.
Актуальность программы заключается в том, что предметные знания и умения, приобретенные при изучении математики в начальной школе, овладение математическим языком являются опорой для изучения смежных дисциплин, фундаментом обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.
В тоже время в начальной школе предмет «Математика» является основой для развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, включая и знаково-символических, а также таких, как планирование ( цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, преобразование материалов, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, закрепление вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.
Новизна программы
Курс «Математика с увлечением» дополняет и расширяет математические и природоведческие знания, прививает интерес к изучаемым предметам и позволяет использовать полученные знания на практике.
Цель курса «Математика с увлечением»:
создать условия для углубления и расширения знаний по предметам, развития интереса учащихся к окружающему миру, их математических способностей.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков, умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать у ребенка стремление к размышлению и поиску;
формировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Решение названных задач обеспечит осознание младшими школьниками универсальности математических способов познания мира, усвоение начальных математических и природоведческих знаний, связей математики с окружающей действительностью, а также личностную заинтересованность в расширении знаний.
Особенностями построения программы «Математика с увлечением» является то, что в ней включено большое количество заданий на развитие логического и пространственного мышления, памяти, внимания. Задания способствуют становлению у детей познавательных процессов, а также творческих способностей.
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием приёмов умственной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, классификации, аналогии и обобщения.
Характерной особенностью программы является занимательность изложения материала либо по содержанию, либо по форме.
Программа имеет уровневое построение.
Значительное внимание уделяется формированию у учащихся осознанных и прочных навыков вычислений, но вместе с тем программа предполагает и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями.
В соответствии с требованиями ФГОС, в рамках данной программы, организация деятельности способствует формированию и развитию универсальных учебных действий в личностной, познавательной, регулятивной, коммуникативной сферах:
в личностной готовность к реализации творческого потенциала в предметно-продуктивной деятельности, формирования образа мира, готовность открыто выражать и отстаивать свое мнение, развитие готовности к самостоятельным действиям и принятию ответственности за их результаты;
в социальной - освоение основных социальных ролей, норм и правил;
в познавательной развитие символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, формирование научной картины мира;
в коммуникативной формирование компетентности в общении, овладение навыками конструктивного поведения.
Место программы в учебном курсе
Срок реализации программы: один год.
Возраст: 8 – 10 лет.
Режим занятий: 2 час в неделю (всего за год 68 ч.).
Форма занятий: групповая.
Содержание программы – 68 ч.
Курс «Математика с увлечением» является интегрированным, поэтому задания по математике тесно связаны с темами по окружающему миру.
«Математика»
Арифметические действия над числами в пределах 100
Сложение и вычитание чисел без перехода и с переходом через десяток. Умножение и деление чисел. Приёмы рациональных вычислений. Взаимосвязь арифметических действий сложения и вычитания, умножения и деления. Нахождение неизвестного компонента арифметического действия. Способы проверки правильности вычислений (обратные действия), прикидка результата. Четные и нечетные числа. Умножение и деление двузначных чисел на однозначное. Внетабличное умножение и деление. Деление с остатком. Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Доли. Сравнение долей.
Числа от 1 до 1000. Нумерация
Последовательность чисел. Сравнение чисел.
Арифметические действия над числами в пределах 1000
Устное сложение и вычитание, умножение и деление чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100.
Величины и их измерение
Время. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век. Масса. Единицы измерения массы: грамм, килограмм. Площадь фигуры. Сравнение площадей фигур. Действия с именованными числами.
Текстовые задачи
Ориентировка в тексте задачи, выделение условия и вопроса, данных и искомых чисел. Выбор необходимой информации, содержащейся в тексте задачи, на рисунке или схеме, в таблице для ответа на заданные вопросы. Решение простых и составных текстовых задач.
Элементы геометрии
Плоские и объёмные фигуры. Ломаные линии. Обозначение геометрических фигур буквами. Составление плоских фигур из частей. Симметричные фигуры. Расположение фигур на плоскости. Куб. Грани куба. Изменение положения куба. Видимые и невидимые линии у куба. Развёртка куба. Тела вращения. Перпендикулярные прямые. Параллельные прямые. Деление окружности на равные части. Виды треугольников: равносторонний, разносторонний, равнобедренный. Конструирование из геометрических фигур (конструктор «Колумбово яйцо»).
Элементы алгебры
Выражения с двумя переменными. Порядок действий в выражениях, содержащих два и более действия со скобками и без них. Равенства и неравенства.
Работа с информацией
Представление информации в виде таблицы, схемы, рисунка. Составление конечной последовательности (цепочки) чисел по заданному правилу.
«Животные и растения степи и лесостепи»
Знакомство с территорией степи и лесостепи
Расположение на карте степи и лесостепи. Природные условия степи и лесостепи. Климатические условия степи и лесостепи.
Растительный мир степи и лесостепи
Травянистые растения. Цветковые растения.
Животный мир степи и лесостепи
Насекомые. Земноводные. Пресмыкающиеся. Звери. Птицы. Рыбы.
Охрана природы
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский». Государственный природный заповедник «Оренбургский». Государственный природный заповедник «Ростовский».
№
п/п
Тема занятия
Содержание
1
Арифметические действия в пределах 100. Удивительная степь.
Знакомиться с курсом «Математика с увлечением. Степь. Лесостепь».
Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100. Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. Решать составные задачи с использованием схем. Строить ломаные линии из трёх звеньев путём соединения заданных точек. Знакомиться со степью и лесостепью.
2
Решение задач. Растения эфемеры.
Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 100. Располагать числа в порядке увеличения. Решать задачу и заполнять таблицу. Делить квадрат на части по заданному условию. Выделять геометрические фигуры среди данных по условию. Знакомиться с растениями эфемерами.
3
Обозначение геометрических фигур буквами. Степные растения.
Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100. Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. Составлять числовые неравенства. Решать задачи разных видов, пользуясь рисунком. Пользоваться правилом обозначения геометрических фигур буквами. Находить место расположения точек на чертеже. Знакомиться со степными растениями: типчак, ковыль, пырей.
4
Таблицы. Цветочный ковёр степи.
Решать примеры на сложение и вычитание чисел в пределах 100 и соединять ответы с рисунками цветов. Находить неизвестные компоненты при умножении. Находить ответы на вопросы на основе анализа таблицы. Выполнять рисунок в ячейке таблицы по заданному условию. Складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться со степными растениями.
5
Грани куба. Степные насекомые.
Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100.
Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. Составлять задачу по рисунку. Решать составную задачу. Определять недостающий рисунок на гранях куба. Складывать фигуру бабочки из деталей конструктора «Колумбово яйцо». Знакомиться со степными насекомыми.
6
Ломаная линия. Муравей-жнец степной. Степная дыбка.
Находить значения выражений. Выполнять арифметические действия в пределах 100. Выполнять построение ломаной линии. Выделять ломаную линию среди других геометрических фигур. Отвечать на вопросы, анализируя данные таблицы.
7
Чётные и нечётные числа. Земноводные степей.
Решать примеры на сложение и вычитание, умножение и деление чисел в пределах 100.Пользоваться правилом о порядке выполнения действий. Находить чётные и нечётные числа в пределах 100. Записывать решение задачи с помощью условных символов. Находить верное решение задачи из предложенных вариантов. Складывать фигуру лягушки из деталей конструктора «Колумбово яйцо». Знакомиться с земноводными степей.
8
Решение задач. Пресмыкающиеся степей.
Выполнять действия сложения и вычитания в пределах 100 с переходом и без перехода через десяток. Решать задачи и заполнять данными таблицу. Выполнять задания логического характера с использованием заданного условия. Соединять нечётные числа в заданной последовательности. Знакомиться с пресмыкающимися степей.
9
Тела вращения. Болотная черепаха.
Выполнять арифметические действия в пределах 100. Составлять числовые равенства по заданному условию. Находить способ решения составной задачи, представленной в виде схемы. Определять тела вращения (цилиндр, конус, шар), которые получатся в результате поворота плоской фигуры вокруг своей оси.
Складывать фигуру черепахи из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться с болотной черепахой.
10
Площадь прямоугольника. Рыбы водоёмов степей.
Решать примеры на деление на основе табличных случаев умножения. Находить длину, ширину и площадь прямоугольника. Сравнивать площади предложенных фигур. Собирать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо». Знакомиться с рыбами водоёмов степей.
11
Развёртка куба. Хищные рыбы степных водоёмов.
Выполнять арифметические действия в пределах 100. Составлять простые задачи на основе данных таблицы и решать их. Переносить рисунок с граней куба на его развертку. Делить геометрическую фигуру (квадрат) на четыре равные части разными способами.
12
Порядок выполнения действий. Многообразие степных птиц.
Находить значение числовых выражений в несколько действий. Отвечать на вопросы на основе анализа таблицы. Находить три группы чисел с заданным результатом. Вписывать буквы в ячейку таблицы по заданному условию адресу.
Знакомиться со степными птицами.
13
Умножение на 1 и 0. Деление на 1. Перепел. Стрепет.
Выполнять арифметические действия умножения и деления чисел. Находить неизвестные компоненты действий умножения и деления. Пользоваться правилом об умножении на 1 и 0, деления на 1. Решать простую задачу на раскрытие смысла умножения. Заполнять таблицу по условию задачи. Анализировать рисунок на гранях куба и находить «лишний» куб.
Выполнять геометрический рисунок по заданному условию.
Различать плоские геометрические фигуры. Знакомиться с птицами степей: перепелом, стрепетом.
14
Единицы времени. Хищные птицы степей.
Выполнять арифметические действия с именованными числами в пределах 100 на материале текстовых задач и примеров. Выделять единицы времени среди других единиц измерения.
Собирать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться с хищными птицами степей.
15
Видимые и невидимые линии. Журавль-красавка. Дрофа.
Выполнять арифметические действия в пределах 100 на материале текстовых задач и примеров.
Решать составные задачи. Находить видимые и невидимые линии в объёмных телах.
Складывать фигуру журавля из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться с птицами степей: журавлём-красавкой и дрофой.
16
Доли.
Птицы степей.
Определять доли числа. Сравнивать доли. Выделять в задаче единицы времени, переводить сутки в часы и отвечать на вопрос задачи. Выделять большую долю. Делить квадрат на части по заданному условию. Знакомиться со степными птицами.
17
Внетабличное умножение и деление.
Утки степей.
Выполнять арифметические действия в пределах 100 на материале текстовых задач и примеров.
Использовать приёмы внетабличного умножения и деления. Решать составную задачу на нахождение части от целого. Анализировать условие задачи и дописывать недостающие рисунки на гранях куба.
Складывать фигуру летящей утки из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться с утками степей: красной уткой и уткой-пеганкой.
18
Симметричные фигуры.
Суслик.
Выполнять арифметические действия в пределах 100. Проводить ось симметрии. Заполнять таблицу, используя условие задачи. Сравнивать фигуры и определять их симметричность. Выполнять построение симметричной фигуры.
Знакомиться с сусликом.
19
Умножение двузначных чисел на однозначное.
Сурок.
Выполнять умножение двузначных чисел на однозначное, используя способ подбора удобных слагаемых. Решать простую задачу. Вносить данные условия задачи в таблицу.
Определять видимые и невидимые грани при повороте кубика в заданном направлении; находить и закрашивать доли фигур по заданному условию.
Знакомиться со степным сурком.
20
Выражения с двумя переменными.
Хомяк.
Находить значение выражений с переменными. Решать задачи с переменными. Выбирать верное решение задачи. Делить фигуру на равные треугольники.
Складывать фигуру хомяка из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться с хомяком.
21
Деление двузначных чисел на однозначное.
Тушканчик.
Выполнять деление двузначных чисел на однозначное, используя способ подбора удобных слагаемых. Решать простую задачу, используя схему. Дополнять условие задачи вопросом.
Определять адрес предмета на основе моделирования. Находить по заданному «ключу» фигуры, расположенные не по своим «адресам».
Складывать фигуру тушканчика из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Рассказывать о степном грызуне тушканчике.
22
Нахождение неизвестных компонентов. Барсук.
Находить неизвестные компоненты при делении, умножении, вычитании и сложении. Решать задачи, анализируя данные таблицы. Расшифровывать запись, используя указанные адреса букв. Выполнять построение симметричной фигуры.
23
Деление с остатком.
Ондатра.
Степной хорёк.
Выполнять деление с остатком. Пользоваться правилом о делении с остатком.
Решать простую задачу на основе выполненного схематического рисунка. Определять видимые и невидимые линии в объемных телах. Делить фигуры по заданному условию с помощью отрезка.
Рассказывать об ондатре и степном хорьке.
24
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Степной ёж.
Называть числа в числовой последовательности. Решать задачи на умножение и деление. Делить фигуру на равные треугольники. Выполнять построение симметричной фигуры. Познакомиться со степным ежом.
25
Сравнение трёхзначных чисел.
Речной бобр.
Выполнять сравнение трёхзначных чисел на основе знания разрядов. Решать составную задачу на основе выполненного схематического рисунка. Составлять равенства и неравенства с заданными числами. Составлять геометрические фигуры из заданных частей.
Рассказывать о речном бобре.
26
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Крот. Цокор.
Слепыш.
Находить значение числовых выражений с помощью сложения и вычитания. Располагать числа в порядке убывания. Анализировать данные таблицы и решать задачи. Устанавливать закономерность и определять число. Проводить непрерывные линии. Выполнять построение симметричной фигуры.
Знакомиться с подземными жителями.
27
Единицы массы.
Степная лисица.
Выполнять арифметические действия с именованными числами в пределах 1000 на материале текстовых задач и примеров. Переводить единицы массы из меньших в более крупные и наоборот.
Составлять задачи по таблице и решать их.
Собирать фигуру степной лисицы из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться со степной лисицей.
28
Виды треугольников. Манул.
Находить значение числовых выражений на сложение и вычитание в пределах 1000. Записывать числа в порядке увеличения, определять чётность чисел. Решать задачи на нахождение третьего пропорционального. Определять вид треугольника по длине его сторон.
Собирать фигуру кота из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Знакомиться с манулом.
29
Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000.
Кулан.
Выполнять арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1000. Решать составную задачу с помощью схемы. Определять «адрес» предмета на основе моделирования. Расшифровывать по заданным «адресам» слова.
Собирать фигуру кулана из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Рассказывать о кулане.
30
Решение задач.
Косуля.
Находить значения числовых выражений и соединять полученные результаты в порядке возрастания. Выбирать верное решение задачи. Заполнять таблицу, анализируя условие задачи.
Находить долю единицы времени. Выполнять построение симметричной фигуры.
Знакомиться с косулей.
31
Деление окружности на равные части.
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»
Выполнять арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1000. Расшифровывать запись по заданному ключу. Использовать правило о порядке выполнения действий. Делить окружность на равные части по заданным точкам.
Складывать фигуру дзерена из деталей конструктора «Колумбово яйцо». Рассказывать о «Даурском» заповеднике.
32
Перпендикулярность прямых.
Государственный природный заповедник
«Оренбургский».
Решать цепочки примеров, выполняя арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления. Решать текстовые задачи на нахождение доли числа. Определять по чертежам перпендикулярность прямых. Вписывать буквы в ячейку таблицы по заданному условию адресу.
Знакомиться с государственным природным заповедником «Оренбургский».
33
Параллельность прямых. Государственный природный заповедник «Ростовский».
Выполнять арифметические действия сложения, вычитания, умножения и деления чисел в пределах 1000. Решать простые задачи с использованием и заполнением таблицы. Находить параллельные прямые среди группы фигур.
Складывать фигуру мустанга из деталей конструктора «Колумбово яйцо».
Рассказывать о заповеднике «Ростовском».
34
Итоговое занятие.
Самостоятельно составлять цепочки примеров.
Решать задачу в два действия на основе предложенной схемы. Находить верные ответы среди предложенных. Различать геометрические фигуры. Действовать по заданному алгоритму-схеме.
Определять названия животных по их внешнему виду.
Обобщить знания о животных и растениях степи и лесостепи.
Планируемые результаты освоения курса
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
Целостное восприятие окружающего мира.
Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий, творческий подход к выполнению заданий.
Развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, самостоятельности суждений, умения преодолевать трудности весьма важных качеств в практической деятельности любого человека.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия
и управлять ими.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками .
Формирование математической компетентности.
Установка на бережное отношение к природе, понимание красоты окружающего мира.
Метапредметные результаты
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, находить средства и способы ее осуществления.
Овладение способами выполнения заданий творческого и поискового характера.
Умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Способность использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач.
Использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов и процессов в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования ( в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Математика».
Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Формирование навыков информационно-коммуникационной компетенции.
Предметные результаты
Использование приобретенных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также для оценки их количественных и пространственных отношений.
Овладение основами логического, алгоритмического и пространственного мышления, математической речи, основами счёта, измерения, прикидки результата и его оценки наглядного представления данных в разной форме (таблицы, схемы, рисунки).
Приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Умения выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, распознавать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, рисунками, цепочками; представлять, анализировать данные, выполнять задания логического характера, собирать фигуры из деталей конструктора.
Отработка навыков работы на компьютере для выполнения учебных задач.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля:
текущий позволяет определить динамику индивидуального уровня продвижения обучающихся ;
итоговый в виде заданий на последнем занятии;
самооценка - фиксируется учеником в рабочей тетради в конце каждого занятия и отражает определение границ своего «знания-незнания».
Ожидаемые результаты освоения программы
В результате изучения курса «Математика с увлечением» обучающиеся получат возможность закрепить:
последовательность чисел от 1 до 1000;
чётные и нечетные числа;
устное выполнение арифметических действий в пределах 1000;
выполнение внетабличного умножения и деления;
решение простых и составных задач;
вычисление числовых выражений, содержащих несколько действий со скобками и без скобок;
выполнение деления с остатком;
нахождение значения выражений с переменными;
сравнение долей;
составление равенств и неравенств;
виды треугольников.
Обучающиеся будут уметь:
сравнивать, складывать, вычитать, умножать и делить числа в пределах 1000;
составлять верные равенства и неравенства;
находить значения буквенных выражений при заданных числовых значениях переменной;
выполнять действия с именованными числами;
анализировать текст учебной задачи с целью поиска алгоритма её решения;
обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
заполнять, таблицы, схемы, имея некоторый банк данных;
узнавать плоские и объемные геометрические фигуры;
узнавать тела вращения;
восстанавливать рисунок на гранях куба, на развертке куба;
находить видимые и невидимые линии на кубе;
конструировать из геометрических фигур;
строить фигуру, симметричную относительно данной оси симметрии;
анализировать и решать логические задания;
осуществлять самостоятельный поиск решений;
контролировать свою деятельность (находить и исправлять ошибки).
Обучающиеся узнают:
о растениях степи и лесостепи;
о животных степи и лесостепи;
об охране природы на территории степи и лесостепи.
Тематический план
№
п/п
Тема занятия
Количество часов
Всего
Теория
Практика
1
Арифметические действия в пределах 100. Удивительная степь.
2
0,5
1,5
2
Решение задач. Растения эфемеры.
2
0,5
1,5
3
Обозначение геометрических фигур буквами. Степные растения.
2
0,5
1,5
4
Таблицы. Цветочный ковёр степи.
2
0,5
1,5
5
Грани куба. Степные насекомые.
1
0,5
0,5
6
Ломаная линия. Муравей-жнец степной. Степная дыбка.
2
0,5
1,5
7
Чётные и нечётные числа. Земноводные степей.
2
0,5
1,5
8
Решение задач. Пресмыкающиеся степей.
2
0,5
1,5
9
Тела вращения.
Болотная черепаха.
1
0,5
0,5
10
Площадь прямоугольника.
Рыбы водоёмов степей.
2
0,5
1,5
11
Развёртка куба.
Хищные рыбы степных водоёмов.
2
0,5
1,5
12
Порядок выполнения действий.
Многообразие степных птиц.
2
0,5
1,5
13
Умножение на 1 и 0. Деление на 1.
Перепел. Стрепет.
2
0,5
1,5
14
Единицы времени. Хищные птицы степей.
2
0,5
1,5
15
Видимые и невидимые линии. Журавль-красавка. Дрофа.
2
0,5
1,5
16
Доли. Птицы степей.
2
0,5
1,5
17
Внетабличное умножение и деление. Утки степей.
3
0,5
2,5
18
Симметричные фигуры. Суслик.
2
0,5
1,5
19
Умножение двузначных чисел на однозначное. Сурок.
2
0,5
1,5
20
Выражения с двумя переменными. Хомяк.
2
0,5
1,5
21
Деление двузначных чисел на однозначное. Тушканчик.
2
0,5
1,5
22
Нахождение неизвестных компонентов. Барсук.
2
0,5
1,5
23
Деление с остатком. Ондатра. Степной хорёк.
2
0,5
1,5
24
Числа от 1 до 1000. Нумерация. Степной ёж.
2
0,5
1,5
25
Сравнение трёхзначных чисел. Речной бобр.
2
0,5
1,5
26
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Крот. Цокор. Слепыш.
3
0,5
2,5
27
Единицы массы.
Степная лисица.
2
0,5
1,5
28
Виды треугольников. Манул.
2
0,5
1,5
29
Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000. Кулан.
2
0,5
1,5
30
Решение задач. Косуля.
3
0,5
2,5
31
Деление окружности на равные части.
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»
2
0,5
1,5
32
Перпендикулярность прямых.
Государственный природный заповедник «Оренбургский».
2
0,5
1,5
33
Параллельность прямых.
Государственный природный заповедник «Ростовский».
2
0,5
1,5
34
Итоговое занятие.
1
0,5
0,5
Всего:
68
17
51
Методическое обеспечение
№
п/п
Тема занятия
Техническое оснащение, дидактический материал
Формы занятий
Приёмы и методы
Итог
1- 2
Арифметические действия в пределах 100.
Удивительная степь.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать задачи разных видов; читать информацию по схемам; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с природной зоной степей и лесостепей, их расположением на карте России и климатическими особенностями.
3-4
Решение задач. Растения эфемеры.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; ставить вопрос к задаче и решать задачу, записывать ответы в таблице, делить квадрат на части; определять истинность высказывания; знакомиться со степными растениями-эфемерами.
5-6
Обозначение геометрических фигур буквами.
Степные растения.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать задачи, пользуясь рисунком; обозначать геометрические фигуры буквами; применять полученные ранее знания в измененных условиях; знакомиться со степными растениями.
7-8
Таблицы.
Цветочный ковёр степи.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100;отвечать на вопросы на основе анализа таблицы, записывать ответы в таблице; собирать цветок из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; знакомиться со степными цветами.
9
Грани куба.
Степные насекомые.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать задачи, пользуясь рисунком; восстанавливать рисунок на гранях куба; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в измененных условиях; знакомиться с насекомыми степи.
10- 11
Ломаная линия. Муравей-жнец степной.
Степная дыбка.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Строить ломаные линии, выделять среди геометрических фигур ломаные линии; выполнять арифметические действия в пределах 100; отвечать на вопросы на основе анализа таблицы, записывать ответы в таблице; знакомиться со степными насекомыми.
12-13
Чётные и нечётные числа.
Земноводные степей.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать задачи, содержащие символы, и находить модель решения; различать чётные и нечётные числа в пределах 100;Складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»;
применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с земноводными степей.
14-15
Решение задач. Пресмыкающиеся степей.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Решать задачи, используя данные таблицы;
выполнять арифметические действия в пределах 100;отвечать на вопросы; располагать предметы по адресам на основе моделирования;
соединять последовательно нечётные числа;
знакомиться со степными пресмыкающимися.
16
Тела вращения. Болотная черепаха.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать задачи, пользуясь схемой; распознавать объёмные тела, полученные при вращении плоских фигур вокруг своей оси; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с болотной черепахой.
17-18
Площадь прямоугольника.
Рыбы водоёмов степей.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Находить площадь прямоугольника и длины его сторон, выполнять арифметические действия в пределах 100; сравнивать площади фигур; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; знакомиться с рыбами степных водоёмов.
19-20
Развёртка куба. Хищные рыбы степных водоёмов.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать задачи, используя данные таблицы; переносить рисунок с граней куба на его развертку. Применять полученные ранее знания в изменённых условиях; Знакомиться с хищными рыбами степных водоёмов.
21-22
Порядок выполнения действий. Многообразие степных птиц.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Решать примеры в несколько действий; выполнять арифметические действия в пределах 100; отвечать на вопросы, используя таблицу; расставлять предметы по адресам; знакомиться со степными птицами.
23-24
Умножение на 1 и 0. Деление на 1.
Перепел. Стрепет.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия с 1 и 0; решать задачи с помощью таблицы; соотносить рисунки на гранях куба и находить «лишний»; различать геометрические фигуры; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с перепелом и стрепетом.
25-26
Единицы времени. Хищные птицы степей.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выделять единицы времени среди других величин измерения; выполнять арифметические действия с единицами времени; решать задачи, используя таблицу; составлять фигуру, используя детали конструктора; знакомиться со степными хищными птицами.
27-28
Видимые и невидимые линии.
Журавль-красавка. Дрофа.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать составные задачи; различать видимые и невидимые линии в объёмных телах; складывать фигуру журавля из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с журавлём-красавкой и дрофой.
29-30
Доли.
Птицы степей.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Находить доли по рисунку; решать задачу с единицами времени; делить квадрат на части; знакомиться со степными птицами.
31-32-33
Внетабличное умножение и деление.
Утки степей.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100 с использованием приёмов внетабличного умножения и деления; решать составные задачи; дорисовывать рисунки на гранях куба на основе анализа; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях;
знакомиться с утками степей.
34-35
Симметричные фигуры.
Суслик.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Определять симметричность фигур, строить симметричные фигуры; выполнять арифметические действия в пределах 100; ставить вопрос к задаче и решать задачу, записывать ответы в таблице; знакомиться с сусликом.
36-37
Умножение двузначных чисел на однозначное.
Сурок.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять умножение двузначных чисел на однозначные; решать задачи; определять видимые и невидимые грани кубика; находить доли фигур; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться со степным сурком.
38 - 39
Выражения с двумя переменными.
Хомяк.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Решать буквенные выражения; выполнять арифметические действия в пределах 100; записывать ответы в таблице; делить фигуру на треугольники; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; знакомиться с хомяком.
40-41
Деление двузначных чисел на однозначное.
Тушканчик.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять деление двузначных чисел на однозначные; решать задачи; определять адрес предмета на основе моделирования; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с тушканчиком.
42-43
Нахождение неизвестных компонентов.
Барсук.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Находить неизвестные компоненты; выполнять арифметические действия в пределах 100; записывать задачи в таблице и решать их; строить симметричные фигуры; определять по адресам расположение букв; знакомиться с барсуком.
44-45
Деление с остатком.
Ондатра.
Степной хорёк.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять деление с остатком на основе моделирования; решать задачи на основе моделирования; находить видимые и невидимые линии в объёмных телах; делить фигуру с помощью отрезка; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с ондатрой и степным хорьком.
46-47
Числа от 1 до 1000. Нумерация.
Степной ёж.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Определять последовательность чисел от 1 до 1000; решать задачи на умножение и деление в пределах 100; строить симметричные фигуры; делить фигуру на равные треугольники;
знакомиться со степным ежом.
48-49
Сравнение трёхзначных чисел.
Речной бобр.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Сравнивать трёхзначные числа; решать составные задачи; составлять из частей фигур целую фигуру; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с речным бобром.
50- 51-52
Сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
Крот. Цокор.
Слепыш.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать задачи на основе таблицы, записывать ответы в таблице; строить симметричную фигуру; знакомиться с подземными жителями.
53-54
Единицы массы.
Степная лисица.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять действия с именованными числами; решать задачи на основе таблицы; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться со степной лисицей.
55-56
Виды треугольников. Манул.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Различать виды треугольников по длине его сторон; отвечать на вопросы задачи; выполнять арифметические действия в пределах 100; составлять животное из частей конструктора; знакомиться с манулом.
57-58
Умножение и деление круглых чисел в пределах 1000.
Кулан.
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 100; решать составные задачи; определять адрес предмета на основе моделирования; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с куланом.
59-60-61
Решение задач.
Косуля.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок - практикум
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Решать задачи разных видов; выполнять арифметические действия в пределах 1000; определять долю единицы времени; строить симметричную фигуру; знакомиться с косулей.
62-63
Деление окружности на равные части.
Государственный природный биосферный заповедник «Даурский»
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 1000; делить окружность на равные части; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с заповедником «Даурским».
64-65
Перпендикулярность прямых.
Государственный природный заповедник
«Оренбургский».
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Определять перпендикулярность прямых; решать задачи на нахождение доли числа; выполнять арифметические действия в пределах 1000; расставлять предметы по адресам; знакомиться с Оренбургским государственным природным заповедником.
66-67
Параллельность прямых. Государственный природный заповедник «Ростовский».
Электронное приложение. (CD -диск), конструктор «Колумбово яйцо»
Урок открытия новых знаний
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 1000; уметь решать задачи, используя таблицы; находить параллельные прямые; складывать фигуру из деталей конструктора «Колумбово яйцо»; применять полученные ранее знания в изменённых условиях; знакомиться с заповедником
68
Итоговое занятие.
Электронное приложение. (CD -диск)
Урок – закрепление.
Словесные, наглядные, практические, ИКТ
Выполнять арифметические действия в пределах 1000; составлять и решать задачи по схеме; отвечать на вопросы теста о животных и растениях степи и лесостепи; образовывать геометрические фигуры на основе определения по рисункам названий животных; повторить знания детей о животных и растениях степей и лесостепей.
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
Буряк М.В., Карышева Е.Н. «Математика в окружающем мире» 3 класс. Интегрированный образовательный курс ООО «Планета, 2015.
Буряк М.В., Карышева Е.Н. Методические разработки занятий с электронным интерактивным приложением. 3 класс.
Электронное приложение. (CD -диск)
Технические и электронные средства обучения
Мультимедийный проектор
Ноутбук
Экспозиционный экран
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Наборы счётных палочек.
Наборное полотно.
Набор, содержащий геометрические тела: куб, шар, конус, прямоугольный параллелепипед, пирамиду, цилиндр.
Демонстрационная оцифрованная линейка.
Демонстрационный чертёжный треугольник.
Демонстрационный циркуль.
Палетка
15