Спецкурс по профилактике социально-негативных проявлений подростков
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Владимировская СОШ»
Спецкурс
«Мой выбор»
для подростков
7-8 класса
Учитель: Новикова Татьяна Ивановна,
МОУ «Владимировская СОШ»
I квалификационная категория
2016г.
Пояснительная записка
В современных условиях чрезвычайную актуальность приобрела проблема формирования культуры личной безопасности подростков и молодежи. Курение, употребление алкоголя, приобщение подростков к наркотикам, ВИЧ-инфекция стали широко распространены и открыто обсуждаемым явлением современной жизни.
Отношение подростка к алкоголю, табаку, наркотикам формирует в дальнейшем образ жизни человека. Вредные привычки угрожают не только личному здоровью подростка, но и здоровью всей нации. Этим обусловлена актуальность проблемы воспитания у школьников культуры здоровья. Правилам безопасного поведения необходимо учить детей с самого раннего возраста, потому что от этого зависят их жизни и здоровье. В этой связи возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку детей к безопасной жизнедеятельности и выработку у них привычек здорового образа жизни. Наиболее полно и целенаправленно эти проблемы могут быть решены в курсе «Мой выбор».
Целесообразность, актуальность и новизна курса
Развитие личностной и социальной компетентности подростков является одной из задач современной превентивной педагогики. Ведь употребление ПАВ – это поведение, формирующееся в сложном взаимодействии личностных и социальных факторов. Как и другие формы поведения, употребление ПАВ начинается с подражания окружающим и их одобрения поведения подростка.
По своему виду программа курса «Мой выбор» является профилактической, так как представляет собой комплекс взаимосвязанных психолого-педагогических мероприятий, в то же время развивающая, направленная на более полное раскрытие личностного потенциала обучающихся, их социально-педагогических умений и навыков. В целом, программа представляет собой комплекс знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психического, социального здоровья подростка.
Тематическое планирование занятий курса «Мой выбор» составлено на основании существующих учебных программ и пособий «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка» созданных авторским коллективом российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н. Тимакиной, Е.В.Гедзь и др), разработанных в рамках проекта «Создание учебных материалов для школьной профилактики употребления ингалянтов и наркотиков подростками» Международной некоммерческой организацией Project HOPE, осуществляющей образовательные программы в области здравоохранения «Здоровая Россия 2020».
Место и роль курса в системе образования
Курс «Мой выбор» является интегрированным, взаимосвязанным с такими образовательными предметами, как биология, ОБЖ, обществознание, психология и предполагает более углубленное изучение некоторых аспектов превентивного обучения.
Программа курса «Мой выбор» предоставляет обучающимся научно-обоснованную, соответствующую возрасту информацию о ПАВ, и ВИЧ/СПИД. Подростки учатся решать проблемы и принимать решения, сопротивляться давлению сверстников и средств массовой информации, контролировать свое поведение, преодолевать стресс и тревогу. Не менее важным компонентом курса является обучение взаимодействию с людьми: эффективному общению, умению настаивать на своем мнении, вместе учиться и работать. Благодаря обучению по этой программе у подростков появляется желание заботиться о своем здоровье, относиться к нему как к ценности, снижать влияние негативных факторов и рисков для своего здоровья.
Участниками программы являются подростки 14-15 лет, которые в современном мире наиболее подвержены негативным общественным явлениям: курение, употребление алкоголя, а в последнее время употребление подростками и молодежью наркотиков стали широко распространенной проблемой современной жизни. Все больше семей лицом к лицу сталкиваются с трагедией наркомании. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение об употреблении наркотиков подростками – важная задача школы.
Цель и задачи курса
Цель курса: способствовать формированию уверенной в себе личности, умеющей анализировать и контролировать ситуацию и свое поведение, осознающей ответственность за свое здоровье.
Задачи курса:
предоставление объективной, соответствующей возрасту информации о психоактивных веществах;
воспитание полезных привычек и пропаганда ЗОЖ;
формирование адекватной самооценки, ответственности за свои поступки;
формирование социальных навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях, осознанного понимания опасности ВИЧ-инфекции и готовности к здоровьесберегающему поведению в ситуациях риска;
формирование психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям и саморегуляции подростка;
формирование умений делать здоровый выбор и принимать ответственные решения
Реализация цели и поставленных задач курса
Программа курса «Мой выбор» может выступать как одна из мер педагогической помощи обычным подросткам, а также подросткам с проблемами социальной адаптации, направленная на усиление собственного «Я», формирование личности, обладающей достаточными ресурсами решения проблем адекватными и конструктивными способами. Кроме того, развитие коммуникативности, креативности, критического мышления и ИКТ- компетенции у подростков в ходе реализации программы курса непосредственно способствует реализации поставленной цели и задач курса
Сроки реализации программы
Программа курса «Мой выбор» рассчитана на срок реализации в течение одного учебного года, предполагает работу с подростками средней школы возраста 14-15 лет.
Научные, методологические и методические основания и принципы
содержания программы курса
Учебный материал курса представляет собой комплекс учебных дисциплин с заданиями, выполняя которые обучающиеся усваивают новые знания по физиологии, биологии, психологии, культуре здоровья; приобретают навыки самостоятельной работы на основе предложенной системы контрольных вопросов и заданий, учатся взаимодействовать друг с другом, принимать и понимать окружающих в процессе общения. Методологически курс предоставляет школьникам научно-обоснованную, соответствующую возрасту информацию о ПАВ и ВИЧ/СПИДе, способах общения, развития критического мышления, а так же формирует отрицательное отношение к употреблению ПАВ. Используемые дисциплины, методики и педагогические технологии способствуют развитию у подростков навыков эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. Теоретической основой курса «Мой выбор» являются современные научные представления о факторах риска приобщения к употреблению ПАВ и защитных факторах, позволяющих сопротивляться неблагоприятным условиям окружающей среды.
Принцип актуальности основан на ценностях, актуальных для человека 14-15 лет. В этом возрасте идет активный поиск ответов на множество вопросов. Кто я? Какой я? Почему я так поступаю? Кем и каким я буду? Учащиеся самостоятельно, в процессе занятий находят ответы на эти вопросы.
Принцип активности базируется на мастерстве ведущего и его способности реагировать и изменять занятие в соответствии с требованиями участников занятия. Занятия строятся на максимальном вовлечении участников в работу. Древнее высказывание гласит «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, дай мне поучаствовать - я пойму»
Принцип позитивности – необходимо показать подростку, что все его потребности можно реализовать позитивно, и даже проблемные ситуации имеют конструктивный способ их разрешения. Программа помогает подросткам находить позитивный выход из сложившейся трудной жизненной ситуации, не прибегая к алкоголю, наркотикам, другим асоциальным действиям.
Содержание программных модулей строится на основных принципах дидактики:
учет возрастных особенностей подростка;
научная обоснованность, доступность;
занимательность;
сознательность и активность;
практическая целесообразность;
обучение в деятельности
Организация занятий по программе исключает критику, негативные оценки, прямое указание на ошибки ребенка, и предусматривает подчеркивание положительных действий школьника, его возможностей и способностей. Созданию атмосферы доброжелательности способствуют игры и упражнения на выявление, передачу и восприятие положительной информации.
Структура и содержание программы
В основе содержания программы лежат несколько идей, которые являются важным условием эффективности воспитания культуры здоровья и здорового образа жизни:
- подростку должно быть понятно, зачем ему надо учиться быть здоровым;
-подростку должно быть интересно учиться быть здоровым и независимым;
-у подростка должна быть возможность применить полученные знания в повседневной жизни.
Структурно программа состоит из трех взаимосвязанных функциональных модуля. Каждый из модулей разработан с учетом возрастных особенностей обучающихся и наиболее характерных проблем, присущих данному возрасту.
Используемые методики, технологии, формы обучения
Тестирование – выявление уровня знаний обучающихся по какому-то вопросу. Тесты используются учителем гибко, так как позволяют подросткам работать в группах и индивидуально
Мозговой штурм – применяется для стимуляции дискуссии по теме или вопросу. Обучающихся просят высказать идеи и мнения без каких-либо комментариев учителя или других учеников. Мозговой штурм позволяет учителю быстро включить всех участников в работу, обсудить с ними проблемы ненавязчиво, демократично, выявить уровень знаний и интересы обучающихся
Истории и ситуации - позволяют обучающимся обратиться к незнакомым проблемам и вопросам. В процессе обсуждения истории и ситуации приобретают черты реальности. Обучающиеся при этом чувствуют себя более комфортно, чем в ролевой игре: они обсуждают персонаж, с которым идентифицируются, но сами не должны действовать, как он
Ролевое моделирование – мотивирует обучающихся, так как требует от них активности и тренировки поведения. Участники тренинга действуют так, как бы они действовали в действительно реальной жизни
Групповая дискуссия – метод организации общения обучающихся под руководством учителя для воздействия на их мнениям и установки. Групповая дискуссия предполагает высказывание собственного мнения, опирающегося на личные знания и опыт. Дискуссия позволяет увидеть проблему с разных сторон, ослабить скрытые конфликты, выработать общее решение, повысить эффективность работы, усилить интерес к проблеме и мнениям окружающих
Кооперативное обучение – метод обучения в небольших группах до 8 человек, когда обучающиеся взаимодействуют, решая общую задачу
Рефлексия – эта техника позволяет обучающимся обдумывать личную жизнь, не делясь своими размышлениями с окружающими, служит инструментом групповой оценки знания, а также позволяет узнать, чему научились дети, что еще хотели бы узнать. Учителю рефлексия дает обратную связь, которая может быть индивидуальной и групповой
Для создания позитивного социального опыта у участников в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни курс предусматривает использование следующих педагогических технологий:
Технология проблемного обучения - работа в группах, парах, выдвижение и доказательство гипотез, формирование умений оценивать свою учебно-познавательную деятельность; умение вести диалог
Технология групповой проблемной работы – формой работы являются дискуссии, обсуждение ситуаций, разработка проектов, формируются учебно-познавательные и ценностно-смысловые компетенции
Информационно-коммуникативные технологии – формой работы являются: групповая и индивидуальная работа в парах, создание презентаций, формируется владение навыками использования информационных устройств, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать её
Режим занятий
Программа курса включает в себя 34 учебных занятия, из расчета 1 час в неделю. Данная программа состоит из курса тренинговых занятий продолжительностью 30-40 минут. Профилактическое обучение по данной программе можно внести в расписание уроков еженедельно, а можно проводить занятия на протяжении нескольких дней в более напряженном ритме. Оба способа являются эффективными, кроме того, данная программа может отрабатываться в системе классных часов, рамках работы школьного поста «Здоровье+».
Контроль и ожидаемые результаты реализации программы
Результатом освоения программы курса является наличие компетенций как умений, необходимых для сохранения и укрепления собственного здоровья.
К таким компетенциям относятся:
понимание ценностей своей жизни и жизни окружающих людей;
способность контролировать свою деятельность;
способность к рефлексии;
уверенность в себе, самоконтроль;
умение проявлять настойчивость при соблюдении норм и правил здорового образа жизни, в нестандартных ситуациях;
способность принимать решения и слушать других
Инструментарий для оценивания результатов
Для контроля эффективности программы используются следующие методы диагностики:
метод наблюдений
анкетирование
статистические данные ОВД, КДНиЗП, нарколога (динамика)
карта интересов и портфолио подростка (процент участия, активности)
Метод наблюдений используется на протяжении всего периода обучения, анкетирование проводится как вводное, так и промежуточное. По результатам тестирования (или анкетирования) после изучения каждого модуля участники занятий получают «зачет». Итоговой формой подведения результатов изучения курса является защита собственной презентации, творческого проекта.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Критериями качественной оценки достижения планируемых результатов является уменьшение факторов риска употребления подростками ПАВ, формирование поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков (отсутствие асоциального поведения).
Критериями количественной оценки достижения планируемых результатов является отсутствие у подростков вредных (пагубных) пристрастий, случаев асоциального поведения, а так же повышение уровня активности и участия подростков во внеклассной и общешкольной работе.
Практическая апробация программы (результаты)
Программа курса проходит практическую апробацию на базе Муниципального общеобразовательного учреждения «Владимировская СОШ» начиная с 2012-2013г. ежегодно со сменным составом обучающихся, является частью программы формирования здорового и безопасного образа жизни. Мониторинг, проводимый в рамках реализации программы, показал положительную динамику изменения отношения подростков к употреблению ПАВ и самому себе (диагностика входная, промежуточная, итоговая). В качестве мониторинга проводилось анкетирование «Курение и здоровье», «Правда и ложь о ВИЧ/СПИДе», «Изучение отношения подростков к наркотикам»
Тематический план курса «Мой выбор»
для 7- 8 класса
(1 час в неделю, всего 34 часа)
Модуль
Название модуля
Количество часов
I модуль
Моё здоровье
10
Тема 1.1: «Я-концепция»
11
II модуль
ПАВ
14
Тема 2.1: «Наркотики»
7
Тема 2.2: «Алкоголь»
3
Тема 2.3: «Курение»
3
III модуль
ВИЧ/СПИД
10
Тема 3.1: СПИД, меры безопасности, ЛЖВС
10
34 часа
Календарно-тематический план курса
«Мой выбор» для 7-8 класса
(1 час в неделю, всего 34 часа)
№ урока
Название раздела, темы
Количество часов
Дата проведения
занятия
№ учебной недели
№ учебной недели
Модуль 1: Моё здоровье 10
Тема 1: «Я-концепция»
1
Мое здоровье. Здоровый образ жизни молодежи
1
1
2
Здоровье и вредные привычки
1
2
3
Тревожность. Преодоление тревожности
1
3
4
Манипулирование и давление. Групповое давление
1
4
5
Как преодолевать стеснительность
1
5
6
Давление, влияния, ситуации
1
6
7
Вперед к здоровью. Как принимать решение
1
7
8
Личная ответственность
1
8
9
Навыки критического мышления
1
9
10
Создание и защита презентации « Моё здоровье»
1
10
Модуль 2: «ПАВ» 14
Тема 2.1: «Наркотики»
11
Что такое психоактивное вещество?
1
11
12
Кто и почему употребляет психоактивные вещества?
1
12
13
Ингалянты
1
13
14
Наркотики
1
14
15
Мифы о наркотиках
1
15
16
Умение сказать «Нет!»
1
16
17
Наркотики и закон
1
17
Тема 2.2: «Алкоголь»
18
Алкоголь и алкогольные последствия
1
18
19
Мифы об алкоголе
1
19
20
Алкоголь и закон
1
20
Тема 2.3: «Курение»
21
Курение и его влияние на организм подростка
1
21
22
Курить – это модно? Пассивное курение
1
22
23
Курение и женский организм
1
23
24
Пассивные курильщики. Ответственность несовершеннолетних
1
24
Модуль 3: ВИЧ/СПИД 10
Тема 3.1: СПИД, меры безопасности, ЛЖВС
25
Я отвечаю за себя
1
25
26
Серьезно о сексе и здоровье, безопасности
1
26
27
Инфекции, передаваемые половым путем
1
27
28
ВИЧ/СПИД. Как заражаются ВИЧ
1
28
29
Безопасное поведение и ВИЧ
1
29
30
Развлечения в компании. Близкие отношения и риск
1
30
31
Это должен знать каждый
1
31
32
Дискриминация, сила, власть
1
32
33
Будь терпимым. Сочувствие и поддержка
1
33
34
Презентация и защита творческих проектов
1
34
Вид и структура занятий
Занятия с группой проводятся в виде тренингов, основанных на правилах и принципах проведения. В начале курса на первом занятии вырабатывается стратегия и план взаимодействия, которого будет придерживаться все участники занятий-тренингов (учитель-подростки).
Каждое занятие-тренинг строится по следующей схеме:
1 этап – подготовительный: приветственное слово учителя (ведущего) вспомним прошлое занятие: мозговой штурм по проблеме или вопросу; разминочное упражнение.
2 этап – введение новой информации: мини-лекция учителя; работа в круге; дискуссия.
3 этап - основная часть занятия: работа в малых группах, ролевое моделирование, различные упражнения.
4 этап – применение полученного опыта на практике: проекты, дискуссия и т.д.
5 этап – рефлексия деятельности на занятии;
6 этап - итоговый вывод
Содержание курса
Модуль 1. «Моё здоровье»
Тема 1: Я-концепция
Мое здоровье. Здоровый образ жизни молодежи. Здоровье и вредные привычки. Я и мои поступки. Тревожность. Преодоление тревожности. Манипулирование и давление. Групповое давление. Как преодолевать стеснительность. Давление, влияния, ситуации. Вперед к здоровью. Как принимать решение. Личная ответственность. Навыки критического мышления.
Формы и методы обучения
Традиционные и групповые методы: рассказ, беседа, ролевые игры, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и упражнения – энергизаторы, рефлексия.
Модуль 2: «ПАВ»
Тема 2.1: Наркотики
Что такое психоактивное вещество? Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Кто и почему употребляет психоактивные вещества? Ингалянты. Наркотики. Мифы о наркотиках. Умение сказать «Нет!» Наркотики и закон.
Тема 2.2 Алкоголь
Алкоголь и алкогольные последствия. Мифы об алкоголе. Алкоголь и закон.
Тема 2.3 Курение
Курение и его влияние на организм подростка. Курить – это модно? Вред пассивного курения. Курение и женский организм
Формы и методы обучения
Традиционные и групповые методы: мозговой штурм, беседа, ролевые игры, групповая дискуссия, кооперативное обучение, упражнения – энергизаторы, рефлексия, интерактивные методы обучения, работа с опорными схемами, плакатами, тестирование, анкетирование
Модуль 3: «ВИЧ/СПИД»
Тема 3.1 СПИД, меры безопасности, ЛЖВС
Я отвечаю за себя. Серьезно о сексе и здоровье, безопасности. Инфекции, передаваемые половым путем. ВИЧ/СПИД. Как заражаются ВИЧ. Безопасное поведение и ВИЧ. Развлечения в компании. Близкие отношения и риск. Это должен знать каждый. Дискриминация, сила, власть. Будь терпимым. Сочувствие и поддержка.
Формы и методы обучения
Традиционные и групповые методы: рассказ, беседа, кооперативное обучение, мозговой штурм, групповая дискуссия, рефлексия, просмотр видеосюжетов и фильмов, анкетирование, ролевое моделирование, истории и ситуации, тестирование, творческое мышление, проектная деятельность
Методические рекомендации
Модули программы «Мой выбор» составлены с учетом их реализации как отдельными блоками (модулями), так и в целом в рамках курса. Каждый модуль имеет свою цель и содержательные компоненты.
Модуль «Моё здоровье» создает условия для личного убеждения подростков в необходимости вести здоровый образ жизни, сохранять и укреплять свое здоровье, раскрывает возможности собственного «Я», учит аргументировать свои поступки, развивает навыки критического мышления, умения преодолевать давление, справляться с тревожным состоянием, воспитывает личную ответственность в трудных жизненных ситуациях.
Модуль «ПАВ» знакомит обучающихся с понятием «психоактивное вещество», разрушительным влиянием на организм человека ПАВ (алкоголя, наркотиков, табака), а так же учит безопасному поведению в трудных ситуациях, где необходимо сделать выбор. Данный модуль развивает у подростков умения говорить «Нет» в ситуациях манипулирования и давления, формирует у обучающихся правовую компетентность
Модуль «ВИЧ/СПИД» дает информацию о воздействии ВИЧ/СПИДа на иммунную систему человека, путях заражения и симптомов болезни, знакомит с основными причинами возникновения инфекций, передаваемыми половым путем и мерах профилактики заражения ими; риске развлечений в компании.
Приемы и средства организации занятий
Курс «Мой выбор» в целом реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на обучающегося и применяющую методы обучения в группе. Обучение происходит на занятиях-тренингах, которые способствую развитию у участников занятий навыков общения, выбора друзей и правильного общения с ними. По окончанию курса подростки без проблем смогут принимать компромиссные и положительные решения, будут уверенно себя чувствовать в конфликтной или стрессовой ситуации, а также разовьют в себе равнодушие к совершению асоциального поведения.
Права и обязанности участников занятия
Роль учителя в профилактике асоциального поведения подростков и их приобщения к ПАВ двойная: во-первых, он руководит дискуссией или проводит тренинг, соответствующий теме модуля; во-вторых, воспитывает специфические личностные и социальные навыки. Помимо психологической атмосферы комфорта и доверия обучающихся к учителю, важным является выполнение всех правил групповой работы.
В программах поведенческого типа (тренингах) используются следующие правила:
- участники рассаживаются по кругу или в полукруг;
- каждому предоставляется возможность участвовать;
-даются инструкции, распределяются роли;
-в каждый момент времени может говорить только один человек;
-каждый имеет право на высказывание своего мнения и участие в работе без угрозы быть принуждаем к участию, если действительно не хочет, но каждому предлагается участвовать;
-безоценочность, только «спасибо»;
-все, что обсуждается во время занятия, остается конфиденциальной информацией
Правила работы в группе (для подростков)
быть активным;
доброжелательность;
уметь слушать и слышать;
не судить;
конфиденциальность
Формы контроля и методы оценки знаний, умений и навыков обучающихся:
практикумы;
анкетирование;
практические занятия;
решение творческих заданий;
разбор ситуационных задач;
тестирование;
создание и защита собственных творческих проектов
Ресурсы реализации программы
1. Для эффективной реализации программы курса предъявляются особые требования к специалисту (учителю, социальному педагогу и др.). Специалист, реализующий программу курса, должен:
- владеть техникой проведения групповой и тренинговой работы;
-обладать высоким уровнем знаний возрастной психологии и физиологии;
-владеть современными педагогическими технологиями, активными формами работы с подростками;
- иметь богатый интеллектуальный багаж знаний по модулям курса
2. Учебные и методические материалы:
- набор учебной и методической литературы: видеотека по проблеме наркомании, табакокурения, алкоголизма, ВИЧ/СПИДа, асоциального поведения;
- методическая литература для учителя;
-учебная литература для детей;
- раздаточный материал для обучающихся: анкеты, опросники, ситуации и истории, опорные схемы, рабочие тетради;
- таблицы (плакаты)
3. Материально-техническая оснащенность учреждения:
-классная комната;
-компьютер;
-мультимедиа, проектор
-набор бумаги, ватман;
-набор фломастеров, маркеров
4.Информационная обеспеченность учреждения
-наличие библиотечного фонда по профилактике употребления ПАВ, здоровому образу жизни, сохранению здоровья;
- свободный выход в Интернет
Планируемые результаты:
В результате реализации программы курса подростки должны:
иметь общие представления:
об основах здорового образа жизни;
о разрушительном действии на здоровье человека употребление ПАВ;
культуре сексуального поведения;
об инфекции, передаваемой половым путем и мерах профилактики;
об основных способах преодоления тревожности, давления со стороны;
о мерах профилактики заражения ВИЧ;
понимать ценность своей жизни и жизни окружающих людей
знать:
способы укрепления и сохранения здоровья;
методы противостояния групповому давлению;
правила личной ответственности и безопасного поведения подростка;
последствия разрушительного действия на организм наркотических веществ, алкоголя, табака;
пути заражения и меры профилактики ВИЧ – инфекции;
правила поведения при работе в группе, во время проведения тренинга;
способах развития уверенности, самоконтроля
уметь:
использовать приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
анализировать, оценивать наиболее типичные опасные ситуации и действовать в них, соблюдая изученные правила;
вести здоровый образ жизни, укреплять свое здоровье;
противостоять силе, уметь сказать «Нет»;
контролировать свою деятельность, рефлексировать;
принимать ответственные решения в трудной жизненной ситуации
Дидактические материалы
Инструкция для организатора занятия-тренинга
При организации тренинга необходимо учитывать следующие факторы:
-для детей школьного возраста большое значение имеет общение со сверстниками, взаимодействие с группой, ее мнение и оценка. Мнение и оценки родителей и учителя зачастую оказывается менее значимым
-подростки уже могут иметь опыт употребления ПАВ, у них, возможно, уже сформировано свое отношение к проблеме, нередко расходящееся с оценками и взглядами, которые представляет педагог;
-подростки часто с недоверием относятся к информации о различных аспектах наркотиков, жизненных ценностях, которую они получают от взрослых, считая, что их взгляды устарели, не соответствуют действительности или вовсе преувеличены;
-далеко не все дети (в силу возрастных особенностей) осознают здоровье как обязательное условие достижения жизненного успеха, самореализации и возможные последствия своего поведения
Педагогу (организатору) следует:
избегать навязывание подросткам готовых оценок и норм, связанных с аспектами проблемы. Особое внимание следует уделить созданию условий, стимулирующий активный обмен информацией и мнениями между подростками, обсуждению и анализу различных позиций в отношении проблемы. Учитель выступает в роли руководителя дискуссии, обращая внимание на значимые обстоятельства и факты;
использовать такие формы, обеспечивающие самим подросткам роль ведущих, организаторов работы;
выступать в роли инструктора и предоставлять участникам новую информацию, задавать вопросы и руководить игрой. Инструктор не должен быть в роли судьи;
педагог не должен навязывать участникам свои ценности и идеи, наоборот, помогает участникам выражать свои мысли и мнения;
способствовать повышению авторитета каждого участника в глазах остальных, укреплять в каждом участнике чувство уверенности в себе и понимание своей значимости для работы всей группы;
помнить, что каждое занятие имеет определенные правила, которых надо придерживаться. Наиболее плодотворной бывает работа по правилам, которые выработаны самими участниками
Примеры упражнений на сплочение и для снятия тактильного барьера в группе
Для сохранения высокой работоспособности целесообразно начинать занятие с упражнений на знакомство, но так как участники хорошо знают друг друга, то следует сразу начинать с упражнений на снятие тактильного барьера и сплочение.
«Прямо в глаза» Группа садится в круг. Каждый по кругу, начиная с ведущего, говорит для всех по очереди что-нибудь хорошее, глядя прямо в глаза.
«Повороты» Подростки выстраиваются в шеренгу лицом к ведущему. Закрывают глаза и делают несколько поворот вокруг своей оси. Открывают глаза и запоминают, кто как стоит. По команде им нужно в прыжке повернуться на 90 градусов и выстроиться в затылок друг другу, не разговаривая, интуитивно пытаясь понять партнеров.
«Портрет имени» Написать горизонтально на листе бумаги свое имя и на каждую букву написать качество, положительно характеризующее личность. Какими достоинствами наградило вас ваше имя? По кругу зачитываются характеристики. Происходит процедура «нового» знакомства.
«Путаница» Все участники становятся в круг и закрывают глаза. Ведущий просит участников вытянуть вперед руки и идти навстречу друг к другу. Каждый участник должен найти своей рукой руку другого человека. Открыв глаза нужно попытаться распутаться, встать в один круг, не размыкая рук.
«Телеграмма» Ведущий заранее составляет текст, состоящий из 8-10 сложноподчиненных предложений. Группа выходит, остается 1 человек-доброволец. Он читает текст один раз. Пересказывает его следующему человеку, который заходит в помещение. Тот, в свою очередь, передает содержание текста следующему и т.д. по принципу испорченного телефона.
Примеры упражнений на описание чувств, личностного «Я»
«Листок» Каждому участнику предлагается выполнить задание: закрыть глаза и согнуть лист пополам, затем оторвать от согнутого листа 4 кусочка в любом месте и любого размера. Снова согнуть лист пополам и снова оторвать 4 кусочка в любом месте и любого размера (повторить 3 раза). Открыть глаза, развернуть лист и посмотреть, что получилось: какие получились листочки? (ответ - разные), почему получились такие необычные, интересные листочки? (ответ- потому что выполняли задание каждый по-своему), почему, выполняя одно и то же задание, каждый из вас делал по-своему? (ответ- потому что все мы разные)
«Комплимент» Каждый участник пишет свое имя на отдельной бумажке и опускает в ящик (коробку, шляпу). Ведущий достает из коробки бумажки по одной и приглашает участников сказать комплимент названному участнику. Процедура продолжается до сих пор, пока в ящике не останется бумажек. Начинать упражнение следует с ребенка, который может не получить комплимента от других участников.
«Мои успехи» Участники рассаживаются по кругу. Ведущий предлагает участникам рассказать о том, каких успехов вы достигли до 5 лет, до 8 лет, до 10 лет. Затем просит рассказать о своих последних достижениях.
«Закончи предложение» Упражнение может быть выполнено устно, письменно и даже нарисовано с целью побудить участников к положительным мыслям о них самих. Образуйте круг. Закончить предложение, начинающееся словами: «Я горд, что я», «Я счастлив, когда», «Мне было весело, когда», «Я бы хотел быть способным»
«Орехи» Каждому участнику в группе дается грецкий орех. Участники должны внимательно его осмотреть и запомнить. Затем орехи складываются в общую кучу и перемешиваются (для усложнения добавляются еще орехи). Каждый должен найти свой орех (более сложный вариант – с закрытыми глазами). Затем у каждого по кругу спрашивается, как определили свой орех. Подвести участников к аналогии орехов с людьми: что сначала все люди кажутся одинаковыми, а на самом деле сильно различаются. Очень часто за жесткой, некрасивой оболочкой скрывается что- то нежное и ранимое.
Примеры упражнений для завершения занятия
«Виртуальный подарок» Группа стоит в круге. Ведущий говорит, что у него в руках невидимая глина, из которой можно вылепить все, что угодно. Каждый будет лепить из неё подарок для своего соседа справа. Подарок дарится. Из него лепиться другим человеком что-то еще для соседа с другой стороны. Каждый получает свой подарок с благодарностью. Можно обсудить подарки и рассказать, почему именно такой подарок
«Ладошка» Каждый участник обводит на листе бумаги контур своей ладони. В центре пишет свое имя, в каждом пальчике- что-то, что нравится в себе самом. Передает лист соседу справа. Сосед пишет вне контура ладони то, что ему нравится в авторе. Так ладошка обходит весь круг
«Сердечко» К спине участника прикрепляется вырезанное из листа бумаги сердечко (можно разного цвета). Все участники пишут на листке то, что хотели бы пожелать тому, на чьей спине сердечко. Каждый должен написать свое пожелание каждому. Пожелания всем разные, в соответствии с отношением к человеку
«Чемодан» На листе бумаги нарисован квадрат – это чемодан. У каждого – свой. Он подписывается хозяином и кладется на сиденье. Все встают и подходят к стулу соседа справа. Каждый пишет на «Чемодане» своё пожелание хозяину. Перемещаясь от стула к стулу, все желают что-то хорошее каждому из участников на память
«Картина» Целью данного упражнения является улучшение настроения в конце тренинга, создания атмосферы эмоционального единства. Ведущий начинает «рисовать» картину без красок, словами описывает один элемент. Например: «Я беру холст и рисую на нем единую линию горизонта». После чего 2картина» передается следующему участнику, который «рисует» на неё свой элемент. Когда «картина» возвращается ведущему, он проговаривает, элементы были «нарисованы» участниками
«Диагностический материал»
Анкета «Курение и здоровье»
1.Ваш пол: мужской женский (подчеркнуть)
2.Возраст
3.Состав вашей семьи
4.Как вы учитесь: отлично, хорошо, удовлетворительно (подчеркните нужное)
5.Курят ли ваши родные: (подчеркните нужное)
Отец: да нет изредка
Мать: да нет изредка
Брат: да нет изредка
Сестра: да нет изредка
Дедушка: да нет изредка
6. Курите ли вы? (подчеркните нужное)
Да Нет Изредка На дискотеке В школе В компании
7.В каком возрасте вы стали курить? (подчеркните нужное)
До 7 лет 8-10 лет 11-12 лет 13-15 лет
8.Сколько сигарет в день вы выкуриваете? (подчеркните нужное)
1-2 3-5 6-7 8-10 более 10
9.Отметьте мотивы, по которым, на ваш взгляд чаще всего начинают курить подростки: (подчеркните нужное)
А) От нечего делать
Б) За компанию
В) Успокаивает
Г) Для снятия стресса
Д) Поднимает настроение
Е) Баловство
Ж) Модно
З) Любопытство
И) Хочется стать взрослым
К) Помогает похудеть
10 . Если вы курите, отмечаете ли вы по утрам кашель? (подчеркните нужное)
Да нет изредка
11.Как часто вы болеете простудными заболеваниями (подчеркните нужное)
1 раз в месяц 1 раз в 3 месяца 1 раз в полгода 1 раз в год не болею
12.На какие органы и системы действует курение? (подчеркните нужное)
На дыхательную систему
Сердечно-сосудистую систему
Пищеварительную
На органы чувств
На нервную систему
На репродуктивную функцию
Не знаю
13. Знаете ли вы, что такое пассивное курение? (подчеркните нужное)
да нет затрудняюсь ответить
14. Влияет ли пассивное курение на окружающих людей? (подчеркните нужное)
Да нет затрудняюсь ответить
15. Совместимы ли спорт и курение? (подчеркните нужное)
да нет затрудняюсь ответить
16. Пытались ли вы бросить курить (для тех, кто курит)
да нет пытался, но безуспешно бросил курить
17.Какие меры вы могли бы предложить для предупреждения курения? (подчеркните нужное)
Запретить продажу сигарет:
вообще до 21 года Нет
Запретить рекламу сигарет:
Да нет затрудняюсь ответить
Ввести штрафы за курение в общественном месте:
да нет затрудняюсь ответить
Получать достоверную информацию о вреде курения: (подчеркните нужное)
да нет затрудняюсь ответить ваши предложения_______________________________________________________
Анкета «Правда и ложь о ВИЧ/СПИДе
№ п/п
Утверждение
Правда
Ложь
1
В мире известны случаи заражения ВИЧ от укуса насекомых
2
ВИЧ можно заразиться, если съесть хлеб, на который попала кровь ВИЧ-инфицированного
3
ВИЧ может распространяться воздушно-капельным путем
4
Презерватив не является гарантией от СПИДа
5
Если жить с ВИЧ-инфицированным в одной квартире, то заразишься обязательно
6
ВИЧ – инфицированные дети опасны
7
Чтобы не произошло заражение ВИЧ, достаточно промыть медицинские инструменты водой
8
Современная медицина может вылечить от ВИЧ
9
Это неправда, что СПИД – смертельное заболевание
10
ВИЧ-инфицированных можно узнать по внешним признакам
11
ВИЧ можно заразиться, если вводить наркотики одним шприцем с другими людьми
12
Диагноз ВИЧ составляет врачебную тайну
13
В нашей стране ВИЧ-инфицированных нельзя привлечь к уголовной ответственности за то, что они заражают здоровых
14
В сексе вся ответственность за использование защитных средств ложиться на человека, инфицированного ВИЧ
15
ВИЧ-инфицированный может заражать других из мести
16
От больных ВИЧ все отворачиваются
17
Взрослый человек не занимается опасным сексом
18
ВИЧ-инфицированные сами виноваты, что заразились
19
ВИЧ-инфекция это болезнь сексуально распущенных, наркоманов, бомжей, умственно отсталых и неграмотных людей
20
В настоящее время не существует прививки против СПИДа
21
Дискриминация ВИЧ-инфицированных незаконна
Анкетирование «Изучение отношения подростков к наркотикам»
1.Наркотики, в основном, являются «неестественным» способом наслаждения
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
2. Я не вижу ничего плохого в том, чтобы попробовать ЛСД
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
3.Чтобы принять какую-нибудь таблетку, я должен чувствовать себя очень плохо
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
4.Учителя должны подталкивать учеников к употреблению наркотиков
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
5. Прием стимуляторов – глупый способ взбодриться перед трудной работой
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
6. Я был бы рад принять несколько таблеток, чтобы успокоиться когда я взвинчен
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
7. Учащиеся должны быть информированы о побочных эффектах определенных лекарственных препаратов и наркотиков
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
8. Все наркотики должны быть легальными и доступными
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
9. Даже если мой друг даст мне немного анаши (конопли), я не буду её курить
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
10. Несмотря на мнение авторитетных людей, прием наркотиков «стоит того»
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
11. согласно общепринятому мнению, большинство лекарств опасны и их следует принимать только по рецепту врача
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
12. Я глубоко уважаю людей, которые расслабляются с помощью наркотиков
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
13. Проба любого наркотика – совершенно глупая идея
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
14.Я был бы рад возможности расслабиться под действием наркотика
а) абсолютно согласен
б) не согласен
в) не зная
г) не согласен
д) абсолютно не согласен
Литература
1.Все, что тебя касается. Методическое пособие. Авторский коллектив фонда «Здоровая Россия»: Бернова Ю.Е., Дмитриева Е.В., Рюмина И.И., Фомина Е.В., Фролов С.А.,/ ООО Оперативная типография «На Чехова», г. Иркутск,2013
2. Колабердина О.В, Емельянова К.В. Я веду профилактику. Методическое пособие. Агентство по молодежной политике Иркутской области, ОГУ «Центр профилактики наркомании», г. Иркутск, 2007
3.Макеева А.Г. Не допустить беды: пед. Профилактика наркотизма школьников: пособие для учителя: «Профилактика злоупотребления психоактивными веществами» / А.Г, Макеева: под ред М.М. Безруких; М-во образования Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2008
4.Науменко Ю.В. Профилактика наркомании в общеобразовательном учреждении: система работы, методические рекомендации, разработки мероприятий. - М.: Издательство «Глобус», 2009
5. Кучегашева П.П., Науменко Ю.В, Федоскина И.В Моё здоровье. Формирование ценностного отношения к здоровью и профилактика ВИЧ/СПИДа у подростков в школе / под.ред Ю.В. Науменко – М.: Глобус, 2008
6. Льюис Д. Тренинг эффективного общения. М., 2006
7. Нетреба Г.И. Игры современных тинейджеров : ролевые и социально-моделирующие игры– Волгоград : Учитель, 2013
8. Одинец Н.Г, Аксютич Т.П, Жданкович Е.Л. Сборник образовательных превентивных программ для общеобразовательных учреждений, Иркутск, ООО Оперативная типография «На Чехова», 2011
9. «Полезная прививка», учебное пособие по профилактике ВИЧ/СПИДа для 10-11 классов общеобразовательной школы, Мин.обр.и науки «Здоровая Россия»,2008
10. Рерке В.И. Психолого-педагогические условия предупреждения подростковой наркомании: теории и практика. – Иркутск: изд-во ООО «Аспринт», 2007
11. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – 8-е изд., испр.и доп. – М.:АРКТИ, 2012
12. Сборник методических материалов «Лучшая педагогическая разработка по профилактике социально-негативных явлений в рамках работы школьного наркопоста Выпуск 2, Иркутск, 2010
13. Сборник методических материалов. Игры и упражнения в профилактической работе с несовершеннолетними. -/авт.сост. Аксютич Т.П., Больбат О.А., Бушина А.Е и др., ГБОУ «Центр профилактики, реабилитации и коррекции», Иркутск, 2013
14. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ.М.: ВАКО, 2006
15. Соловьев, Н.И. Соловьева. Культура здорового образа жизни (теория, методика, системы): учебное пособие / Г.М.– М.: Илекса, 2009
16.Устюгова И.А. Работа с подростками девиантного поведения 5-11 классы: поведенческие программы, социально-педагогические тренинги / авт.-сост. И.А.Устюгова-Волгоград : Учитель, 2013
17. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В., Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2006
18. Хрестоматия «Четырнадцать полезных уроков» к пособию «Полезная прививка» по профилактики ВИЧ/СПИДа для 10-11 классов, //под ред. О.Л.Романовой, Москва, 2002
19. Шилова Т.А.. Профилактика алкогольной и наркотической зависимости у подростков в школе: практ. пособие – 2-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2004
20. Шипицина Л.М. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. Сборник программ. Изд-во «Образование-Культура», 2008
21. Яшин В.Н. ОБЖ. Здоровый образ жизни – 2-е изд., доп.- М.: Айрис-пресс, 2008
9
15