В мире физических и химических явлений.


Урок № 1 Класс 6
ТЕМА: Признаки растений. Цветковые растения. Органы цветковых растений. Растения как живой организм и как биосистема. Семенные и споровые растения
Лабораторная работа № 1.
Рассмотрение споровых, семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника, сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.ЦЕЛИ: раскрыть значение растений в природе и в жизни человека; научить выявлять признаки растений и отличия семенных и споровых растений; познакомить с органами цветковых растений, развить представление об их разнообразии, научить распознавать органы растений; пробудить интерес к изучению биологии;
Оборудование: учебник, иллюстрации разных видов растений и животных, интерактивная доска
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание деятельности Методы, формы, приемы работы
I Оргмомент,
Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой
Беседа
II Проверка изученного материала. 1. Биологический диктант:
Наука о живой природе … (биология)
Наука о растениях… (ботаника)
Наука о животных … (зоология)
Основные свойства живой природы…
Оболочка Земли населенная живыми организмами…(биосфера)
Наука о вирусах …(вирусология)
Наука о бактериях …(микробиология)
2. Работа над отчетным заданием по итогам экскурсии «Осенние явления в жизни растений»
Какие изменения происходят с растениями осенью?
Рассказ о растениях дикорастущих и культурных.
Классификация растений по продолжительности жизни: однолетники, двулетники, многолетники
Жизненные формы растений.
Самостоятельная работа
Самостоятельная работа, взаимопроверка диктанта.
Самостоятельная работа
Индивидуальный опрос
III Изучение нового материала. Растения высшие и низшие
Растения

Низшие
(Не имеют корней, стеблей, листьев) - водоросли
Высшие – имеют корень, стебель и листья – мхи, папоротники, цветковые

Высшие растения: споровые (мхи и папоротники), семенные (голосеменные и покрытосеменные)
Органы цветковых растений:
- вегетативные (для роста) – корень, стебель, лист- генеративные (для размножения) – цветок, плод, семяСоставляют схему
IV Закрепление знаний. Выполнение лабораторной работы №1
Рассмотрение споровых и семенных (голосеменных и покрытосеменных) растений: кукушкина льна, папоротника,
сосны обыкновенной, пастушьей сумки, томатов.
Заполнение таблицы, формулировка выводов
V Заключительный 1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: конспект, схемы в тетради

Урок № 2 Класс 6
ТЕМА: Увеличительные приборы: микроскоп, лупа. Приёмы пользования увеличительными приборами. Приготовление препарата. Материалы и оборудование. Техника безопасности.
Лабораторная работа №1.
Рассмотрение споровых и семенных растений. Органы растений.
ЦЕЛИ: познакомить учащихся с увеличительными приборами, их устройством, назначением каждой части микроскопа, техникой обращения с микроскопом; научить работать с микроскопом и готовить микропрепараты; продолжить формирование умения работать самостоятельно с разными источниками информации; прививать интерес к предмету.
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, лупы и микроскопы
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание деятельности Методы, формы, приемы работы
I Оргмомент,
Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой
Беседа
II Проверка изученного материала, актуализация знаний 1.Повторение Многообразие растений: (слайд 1)
Дикорастущие и культурные…
По продолжительности жизни…
Жизненные формы растений: …
Высшие и низшие растения …
Вегетативные органы растений …
Генеративные органы растений …
2. Составить на доске схему: «Высшие и низшие растения», «Органы растений»
3. Биологический диктант: (слайд 2)
1. Наука о живой природе …
2. Наука о растениях…
3. Наука о животных …
4. Основные свойства живой природы…
5. Растения, которые имеют корень, стебель, листья, называют….
6. Приведите примеры культурных растений….
7. Роль растений в природе ….
8. Подорожник, ромашка – это…
9. Дуб, тополь – это….
10. Пшеница по продолжительности жизни ….
4. Закрепление. Выполнение лабораторной работы №1.
Рассмотрение споровых и семенных растений. Органы растений.
Рассмотрите споровое растение мох кукушкин лен. Назовите органы этого растения.
Зарисуйте мох и подпишите все его органы.
Рассмотрите сосну. Опишите, какие органы она имеет.
Рассмотрите покрытосеменное растение на примере ромашки аптечной. Какие органы она имеет?
Зарисуйте растение. Подпишите его органы.
Чем отличаются споровые и семенные растения?
Фронтальный и индивидуальный опрос
2 ученика составляют схему на доске
Самостоятельная работа, взаимопроверка диктанта. По ключу (слайд 3)
Самостоятельная работа по инструктивной карточке
III Изучение нового материала. 1. Для того, чтобы узнать строение растения, необходимо пользоваться увеличительными приборами: лупами и микроскопами
2. Строение лупы: ручная и штативная. Увеличение в 3-5 раз (ручная), 10-25 раз (штативная). (слайд 6-7)
3. Строение микроскопа: (слайд 8)
- тубус, объектив, окуляр, штатив, зеркало, предметный столик, подошва, винты настройки.
4. Правила работы с микроскопом.
5. Правила приготовления микропрепарата. (Слайд 9)
Беседа
Просмотр видеоролика о строении микроскопа
Чтение стр. 14-15, просмотр видеоролика
IV Закрепление знаний. Какое значение имеют увеличительные приборы для науки? V Заключительный 1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: п. 3, стр. 12-15
Урок № 3 Класс 6
ТЕМА: Клетка – наименьшая единица живых организмов. История открытия клетки. Увеличительные приборы.
ЦЕЛИ: раскрыть понятие клетки как структурной и функциональной единицы живых организмов; дать первоначальные сведения об истории открытия клетки; продолжить формирование умения работать самостоятельно с учебником, выделять главное, сопоставлять, делать выводы; ознакомить с устройством увеличительных приборов.
Оборудование: микроскопы, лупы, микропрепараты.
Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание деятельности Методы, формы, приемы работы
I Оргмомент, Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой Беседа
II Проверка изученного материала. Что изучает наука биология?
Назовите свойства живой природы? (питание, дыхание, рост, развитие, размножение…)
Какие царства живой природы вам известны? (вирусы, бактерии, грибы, растения и животные.)
Рассказать о роли живых организмов в природе и жизни человека.
Как вы понимаете пословицы, имеющиеся в тексте? (с. 9-10)
Рассказать о вкладе Казахстанских ученых в развитие биологии.
Рассказать о защите живой природы.
Заповедники Казахстана – запрещена охота и хозяйств. деятельность человека. (9 заповедников. 5 заповедных зон, 57 заказников, 7 национальных природных парков)
Название заповедника Место расположения
1. АлмаатинскийЗаилийский алатау2. Аксу-жабаглинскийТаласский Алатау
3. БарсакелмесскийОстров в сев. Части Аральского моря
4. КоргалжинскийАкмолинская обл.
5. НаурзумскийКостанайская обл.
6. МаркакольскийЮжный Алтай
7. УстюртскийМангыстау8. Западно-Алтайский Восточный Казахстан
9. Алакольский Алмаатинская обл9. Проверка домашнего задания – эссе «Герой красит народ, лес красит Землю».
10. Сформулировать правила поведения в природе!!!!
ПРОБЛЕМА урока:
Растение – живой организм, который состоит из органов. Как узнать строение этих органов? Чем для этого надо воспользоваться? Фронтальный опрос, беседа,
Индивидуальный опрос у доски.
Термины:
Биология
микробиология, вирусология, ботаника, зоология, биосфера
Самостоятельная работа по заполнению таблицы
III Изучение нового материала. История создания микроскопа. Р. Гук в 1665 году с помощью микроскопа увидел клетки.
Современные увеличительные приборы: лупа, микроскоп, электронный микроскоп
Строение лупы: ручная (в 3-5 раз), штативная (в 10-25 раз)
Устройство микроскопа: тубус, окуляр, объектив, штатив, предметный столик с зажимами, винты, зеркало, подошваУвеличение микроскопа: увеличение окуляра х на увеличение объектива.
Правила работы с микроскопом.
Приготовление микропрепарата (показать готовый микропрепарат) Рассказ с элементами беседы
Рис. 1, стр. 14
С. 15- 16, чтение текста
IV Закрепление знаний. 1. Лабораторная работа №1 Устройство лупы и микроскопа.
Ход работы:
Рассмотрите ручную лупу и штативную. Во сколько раз они увеличивают предметы? Чем отличаются?
Рассмотрите микроскоп. Найдите все его составные части.
Заполните таблицу:
Части микроскопа Функции
Определите увеличение микроскопа, если окуляр и объектив увеличивают в 15 раз?
2. . Выполнение задание на закрепление изученного материала: с.16 Последовательность действий при приготовлении микропрепарата. 1-6, 2-1, 3-5, 4-3, 5-2, 6-4, 7-7. Самостоятельное выполнение лаб. работы по инструктивной карточке
Самооценка
V Заключительный 1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: $1, стр. 13-16
Урок № 4 Класс 6
ТЕМА: Клетка – основная структурная единица растительного организма. Строение растительной клетки и ее жизнедеятельность.
ЦЕЛИ: изучить строение растительной клетки и значение ее частей; развить умение работать с микроскопом и готовить микропрепарат кожицы лука; развить понятие о клетке как живой единице растительного организма, сформировать представление об органоидах клетки и их функциях;
Оборудование: учебник, интерактивная доска, презентация, лупы и микроскопы, микропрепараты, кожица лука, вода. Тип урока: комбинированный.
ХОД УРОКА
Этапы урока Содержание деятельности Методы, формы, приемы работы
I Оргмомент,
Приветствие, определение целей урока.
Психологический настрой Беседа
II Проверка изученного материала, актуализация знаний 1) Проверка знаний о:
Увеличительные приборы, их значение. Лупы.
Устройство микроскопа.
Правила работы с микроскопом.
Правила приготовления микропрепарата.
2) Просмотр видеоролика о правилах работы с микроскопом
3) Работа с тренажером «Части микроскопа»
4. Самостоятельная работа по заполнению таблицы Составные части микроскопа и выполняемые функции: с. 16 Индивидуальный опрос у доски
Вывод о просмотренномПроверка знания частей микроскопа
III Изучение нового материала. Все живые организмы состоят из клеток – микроскопические, а значит, необходимы увеличительные приборы. Р. Гук, 1665 год.
Строение клетки кожицы лука.
- оболочка с порами
- цитоплазма
- ядро
- вакуоль
3. Строение клетки зеленого листа:
- оболочка с порами
- цитоплазма
- ядро
- вакуоль
- пластиды зеленые (отличительная особенность)
4. Виды пластид
Лейкопласты – бесцветные пластиды

Хлоропласты – зеленые пластиды
Хромопласты – красные, желтые, оранжевые пластиды

Рассказ с элементами беседы
Рис. 3-4, стр. 18
Составление схемы
IV Закрепление знаний. 1. Лабораторная работа №2-3 Изучение строения растительной клетки на примере кожицы лука и зеленой клетки.
Ход работы:
Рассмотрите клетку кожицы лука. Обратите внимание на формы клеток. Зарисуйте и подпишите все ее части.
Снимите кожицу с нижней стороны зеленого листа. Приготовьте микропрепарат.
Рассмотрите клетку зеленого листа. Зарисуйте и подпишите все ее части.
4. Сравните рассмотренные клетки между собой. В чем их отличия? Самостоятельное выполнение лаб. работы по инструктивной карточке
V Заключительный 1. Подведение итогов урока. Рефлексия.
2. Д/з: $2, стр. 17-20, задание в тетради на стр. 20 «Указать части клетки в соответствии с выполняемыми функциями» Записывают д/з, выставление оценок