Исследовательская работа на тему Жевательная резинка: польза или вред?
Отдел образования администрации Батыревского района
X районная конференция – фестиваль «Наука.Творчество.Развитие.»
Жевательная резинка:
польза или вред?
Выполнил Атаказов Нияз Камилевич
4 А класс, МБОУ «Шыгырданская
СОШ имени профессора Э.З.Феизова»
Научный руководитель:
Пазюкова Гельнара Рифкатовна
учитель начальных классов
Шыгырдан - 2014
Оглавление
1.Введение
3
2. Основная часть.
А) История возникновения жевательной резинки
4
Б) Результаты анкетирования учащихся 4«А», 4«Б» классов
5
В) Состав жевательной резинки и её вредное влияние на здоровье человека
6
3. Заключение. Советы любителям жевательной резинки
7
4. Литература
8
5. Приложения
9-12
6. Рецензия
13
Введение
В современном мире жевательная резинка - один из самых широко распространённых пищевых товаров. С экранов телевизоров множество реклам сообщают нам о полезных свойствах жевательной резинки и её новинках. Сейчас в США продаётся более 100 сортов жвачки. Большинство людей, а особенно дети верят рекламе, не задумываясь о вредном влиянии жевательной резинки на здоровье. В настоящее время употребление жвачки становится проблемой: люди жуют в общественных местах, на мероприятиях, при разговоре с жующими людьми неразборчива речь, подростки надувают пузыри, выбрасывают жвачку, где придётся. Всё это неприятно и говорит о невоспитанности людей. Эта проблема очень актуальна сегодня. Мне бы хотелось собрать информацию о вредном влиянии жевательной резинки на здоровье человека и рассказать учащимся начальных классов.
Цель исследования: выяснить, какое влияние оказывает жевательная резинка на здоровье человека.
Задачи исследования:
Изучить историю возникновения жевательной резинки.
Провести исследование среди учащихся начальных классов по употреблению жевательной резинки.
Исследовать состав жевательной резинки и её вредное воздействие на здоровье человека.
Сообщить информацию о вредном влиянии жевательной резинки на здоровье человека учащимся начальных классов.
Объект исследования: жевательная резинка и здоровье человека.
Предмет исследования: влияние жевательной резинки на здоровье человека.
Гипотеза: жевательная резинка оказывает больше вреда на здоровье человека, чем пользы.
Методы исследования: наблюдение, изучение литературы, анкетирование, интервьюирование, опрос.
История возникновения жевательной резинки.
Мне было очень интересно узнать: кто изобрёл жевательную резинку, где и когда? Из литературы я узнал, что Родиной жевательной резинки является США. Но даже когда она ещё не была изобретена, человек хотел что-нибудь пожевать, чтобы расслабиться. В разных странах люди жевали смолу, листья, траву, кожуру граната и даже дёготь берёзового дерева. Майя и другие жители Центральной Америки многие тысячелетия задолго до того, как пришли белые люди, жевали каучук. Индейцы в Новой Англии жевали еловую смолу, и американские колонизаторы переняли у них эту привычку. В Древней Греции и на Ближнем Востоке пережёвывание смолы мастикового дерева применялось для очищения зубов. В начале XIX века первая жевательная резинка, которую продавали в США, была изготовлена из еловой смолы. В 60-х годах XIX века в качестве основы для жвачки стали использовать каучук, получаемый из сока деревьев гевеи и саподиллы. Его удобно было жевать, и он мог удерживать запахи. В результате популярность резинки возросла. Настоящая жевательная резинка была изобретена в 1869 году мексиканским учёным Антонио Лопес де Санта Анна. Ему помогал изобретатель Томас Адамс, который в 1871 году создал первую машину по производству жевательной резинки. В 1928 году химик Уолте Димер создал ещё одну разновидность жвачки – «баббл гам», которая позволяла легко выдувать пузыри. Это изобретение сделало этот продукт популярным и среди детей.
Таким образом, жевательная резинка имеет свою историю. Важно то, что все народы жевали жвачку или перед едой – для возбуждения аппетита, или после приёма пищи – как очищающее рот средство. С какой же целью употребляют жевательную резинку современные люди? Для этого я провела анкетирование учащихся.
Результаты анкетирования учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов.
Ученикам было предложено 4 вопроса о том, употребляют ли они жевательную резинку, какую, как часто и зачем. Анкетирование показало, что из 31 опрошенных учащихся, 11ребят жуют часто, иногда – 19, а не жуют – 4. Весь день жуют – 5, после еды – 21, в любое время – 11. Для освежения дыхания жуют – 10, нравится вкус – 18, для очищения полости рта – 3, просто так – 3. Большинство детей предпочитает «Орбит», «Дирол» или любую жвачку.
Эти результаты говорят о том, что ребята мало знают о вреде жевательной резинки и не все правильно её употребляют. Поэтому есть необходимость рассказать учащимся о составе резинки и её вреде на организм человека.
Состав жевательной резинки и её вредное влияние на здоровье человека.
Я изучил состав жевательных резинок, которые популярны у опрошенных ребят.
Для того чтобы узнать пользу или вред приносит жевательная резинка с таким составом, я прочитал статью в газете, взял интервью у врача–стоматолога, врача-педиатра, поговорила с медсестрой в районной поликлинике, опросила учеников и учителей. Вот что я узнал.
Врач-стоматолог, Купкенова З.М..: «Жевательную резинку можно жевать после еды 15минут и не больше. Если же жевать до еды или больше положенного времени, то выделяется желудочный сок, который разъедает стенки желудка, что вызывает болезни: гастрит, язву и т.д. Если вы будете жевать хорошую, без сахара и лучше белую жвачку, то это полезно для развития дёсен и челюстей, для освежения полости рта. А лучше всего жевать смолу деревьев».
«Вы сначала всё трогаете руками, а потом грязными руками берёте жвачку, и все микробы попадают в желудок. От этого болит живот».
Врач-педиатр, Орлова Л.В: «Ко мне обращается много детей с жалобами на боли в животе. Так вот причиной этого часто является употребление жвачки. Жевательную резинку жевать детям вообще нельзя. Компоненты, входящие в состав жвачки вызывают массу желудочно-кишечных заболеваний. Маленькие дети часто проглатывают резинку, что создаёт непроходимость кишечника и вызывает сильные боли. В таких случаях помочь могут только врачи.
Газета «Аргументы и факты: «Цвет жевательной резинке придаёт химия. Чаще всего используется краситель Е171. Это диоксид титана, или, как принято говорить среди маляров, титановые белила. Раньше эта краска была разрешена только для косметики, мыла и стройматериалов.
Заменители сахара: сорбит, ксилит, манит, мальтит могут вызвать понос, боль в животе, метеоризм.
Ароматизаторы, полученные из корицы, могут вызвать язвы в полости рта.
Масла из надувающихся жевательных резинок типа «баббл гам» могут вызвать воспаление кожи вокруг рта.
Краситель хлорофилл Е140, ментол, антиоксидант Е321 могут вызвать аллергическую реакцию в виде крапивницы.
Сахара, содержащиеся в некоторых видах жвачки, могут вызвать кариес.
Лакрица (солодка) может вызвать повышение давления и опасное уменьшение количества калия в крови».
Ибетова М.М, учитель: «У моего сына болел живот. Мы обратились к педиатру, Орловой Л.В. Она сказала, что возможно боли вызваны употреблением жвачки. Сын прекратил жевать резинку. Боли исчезли».
Янтыкова А.Ф., ученица 4 «Б»,Яфизова Л. Р., ученица 4 «А» класса: «От жевательной резинки болит живот».
Собранная информация показывает нам, что жевательная резинка вредно влияет на здоровье человека.
Заключение. Советы любителям жевательной резинки
Моя гипотеза о вреде жевательной резинки подтвердилась. Я провел классный час по данной теме и распространил памятки в своём классе. Ребята пришли к выводу, что полезнее жевать смолу хвойных деревьев. Тем любителям резинки, которые не могут отказаться от неё, я предлагаю советы:
Жевательная резинка не должна содержать сахар.
Употреблять только белую (без красителей) жвачку.
Жевать её надо только после еды в течение 10-15 минут.
Нельзя заглатывать резинку.
Жевательная резинка должна быть произведена известной фирмой, положительно зарекомендовавшей себя на рынке и строго следящей за качеством своей продукции.
Жевать её следует аккуратно, желательно не в общественных местах.
Использованную жвачку выбрасывать в мусорные урны.
Используемая литература
Ликум А. «Популярная энциклопедия для детей». - М.: Компания Ключ, том 1, 1994.
Леонович А.А. «Я познаю мир». – М.: Детская энциклопедия». Том 1, 2003.
Мельников А. «Хватит жевать – начинайте читать», «Аргументы и факты» №5, 2008.
«Всё обо всём. Популярная энциклопедия для детей». Том 1.- М.: 1994. Перевод с английского Е.А. Кашинская, Т. М. Кашинский, А. Е. Саакян. Руководитель группы переводчиков Г. П. Шалаева. Научный редактор В.В. Славкин.
Приложение №1
Результаты анкетирования учащихся 4 «А» и 4 «Б» классов
1. Жуёшь ли ты жвачку и как часто?
4 «А» 4 «Б»
часто – 7 4
иногда – 7 10
не жую – 2 1
2. Когда в течение дня ты пользуешься жвачкой?
4 «А» 4 «Б»
Весь день – 1 3
После еды – 6 10
Когда захочу – 9 В выходные дни - 2
3. Зачем ты жуёшь жевательную резинку?
4 «А» 4 «Б»
Освежает дыхание – 3 6
Нравится вкус – 10 6
Очистить зубы – 2 1
Просто так – 1 2
Какую жевательную резинку ты предпочитаешь?
4 «А» 4 «Б»
Орбит – 5 5
Дирол – 3 4
Арбузную – 2 -
Айс – 1 -
Любую – 4 5
хуббу–буббу – 1 Арсинал –1
Приложение №2
Состав жевательной резинки
Дирол
Орбит
Подсластители (сорбит, мальтит, ксилит, маннит, аспартам, ацесульфам-к)
Подсластители (аспартам Е951, ацесульфам К950, глазурь Е903, маннит Е421)
Кислоты Е330, Е296
Сорбит Е420 Мальтит Е965
Резиновая основа
Резиновая основа
Стабилизатор Е414
Стабилизатор Е422
Глазирователь Е903
Загуститель Е414
Ароматизаторы, идентичные натуральным и искусственные
Натуральные, идентичные натуральным и искусственные ароматизаторы
Эмульгатор Е470
Эмульгатор соевый лецитин
Антиоксидант Е321
Антиоксидант Е320
Краситель Е171
Краситель Е171
Фенилаланин
Фенилаланин
Приложение №3
Дерево – саподилла, сок которого идёт на изготовление жевательной резинки
Приложение №4
Это интересно!
Сингапур прекратил экспорт, производство и продажу на своей территории жевательной резинки в 1992 году, обосновав это тем, что она загрязняет улицы городов и общественный транспорт. Совсем недавно употребление жевательной резинки в этой стране перестало быть уголовным преступлением. Правда, и теперь жвачку можно будет купить только как медицинский препарат для очистки зубов, по рецепту врача и только в аптеке.
Жевательная резинка на ботинке.
После жевания резинку следует выбросить в мусорное ведро, а не приклеивать к столу или стулу, как это делают некоторые ребята. Представьте, что будет с вашей одеждой, если вы сядете на стул или облокотитесь на стол с приклеенной жвачкой...
Жевательная резинка больше не липнет.
Британские ученые изобрели жевательную резинку, которая практически не будет прилипать к поверхностям, и соответственно не будет загрязнять улицы.
Как посчитали представители Лондонского городского совета, ежегодное очищение тротуаров от жвачки обходится им более чем в 100 тысяч фунтов (200 тысяч долларов) в год. Оксфорду приходится тратить на аналогичные цели около 45 тысяч фунтов.
Представители компании Revolymer создали новый материал, добавление которого к жевательной резинке позволяет легко отчистить ее от любых поверхностей. В основе его лежат полимеры, имеющие как гидрофильные, так и гидрофобные свойства.
Новая разработка отмывается с подошв обуви и растворяется в воде, что облегчает ее утилизацию.
Рецензия
на научную работу Атаказова Нияза
ученика 4 «А» класса СОШ имени профессора Э.З Феизова
«Я – исследователь»
В данной работе автора исследуется влияние жевательной резинки на здоровье человека. Актуальность темы обусловлена проблемой, которая наблюдается в обществе: большинство людей употребляют жевательную резинку, не задумываясь о её вреде, об эстетике.
Центральным вопросом исследования является изучение состава жевательной резинки и её вредное воздействие на организм человека. Нияз выяснил историю происхождения жвачки, провел анкетирование среди учащихся начальных классов и сделал вывод о необходимости провести разъяснительную работу среди учащихся начальных классов.
Автору удалось систематизировать и обобщить собранный материал. Ученик по результатам исследования провел классный час в своем классе, который вызвал положительный отзыв у учащихся. Они перестали пользоваться жевательной резинкой.
Поставленные задачи были выполнены.
Поступили приглашения от учителей 1 – 4 классов с просьбой провести классные часы в их классах. Таким образом, данная работа имеет практическое значение.
Эта работа получила высокую оценку на внутришкольной научно-практической конференции и была выбрана для представления на районном конкурсе «Я – исследователь».
Научный руководитель: Пазюкова Г.Р.
13PAGE 141115
13PAGE 141415
15