Конспект занятия математического кружка на тему Задачи на квадрат и прямоугольник


Ход занятия:
1.Организационный момент.
В мире много интересного,
Нам порою неизвестного.
Миру знаний нет предела,
Так скорей, друзья, за дело.
Ребята, как вы знаете, у нас проходит математическая неделя, и сегодняшнее занятие является очередным ее этапом. На нашем занятии присутствуют гости, давайте поприветствуем их улыбкой.
Сегодня мы отправляемся в интересную страну, а вот какую мы с вами узнаем, решив несколько примеров, верные ответы запишем в шкалу ответов.
(раздаю карточки каждому ученику).
Давайте вместе узнаем ее название. Какая буква соответствует ответу № 1, 2, 3 и так далее.
Давайте прочитаем ее название, верно, это страна называется – Геометрия. (слайд1)
А вы знаете, что обозначает это слово? Это слово заимствовано из греческого языка. Гео- земля, метрия – измерить, т.е. измерение земли.
А как вы думаете, какие жители в этой стране живут? (ответы детей прямоугольник, треугольник, круг, трапеция и т.д.)
А сейчас разгадайте загадки о каких именно жителях этой страны мы поговорим. Слушайте внимательно!
2. ЗАГАДКИ (слайд2)
Я фигура – хоть куда,Очень ровная всегда,Все углы во мне равныИ четыре стороны.Кубик – мой любимый брат,Потому что я…. (квадрат).
(слайд 3)
Правильно, одного жителя отгадали, узнайте еще одного:
У него углы прямые
И четыре стороны.
Те, которые напротив,
Параллельны и равны.
Ответ: Прямоугольник

Ребята, как вы думаете, если мы упомянули эти фигуры, значит, о чем мы сегодня будем говорить на занятии? (ответы детей) Правильно и тема нашего занятия (слайд 4) «Задачи о прямоугольнике и квадрате».
3. Инсценировка
Давайте послушаем, что говорят эти фигуры о себе?
Прямоугольник завидовал квадрату.
-Я такой неуклюжий. Если поднимусь во весь рост, то стану длинным и узким. Вот таким
-А, если я лягу на бок, то буду низким и толстым.
-А ты всегда остаёшься одинаковым и стоя, и сидя.
-Да. С гордостью говорил: «Квадрат», у меня все стороны равны, не то что у некоторых.
Ребята, давайте узнаем, почему прямоугольник может быть узким и длинным, толстым и низким, а квадрат всегда одинаковый и стоя, и сидя?
(На столе конверты с квадратом и прямоугольником)
Перед вами конверты с фигурами, достаньте их. Возьмите прямоугольник, положите его перед собой вот так. Скажите, сколько сторон у прямоугольника? Посчитайте углы. Сколько их? Возьмите линейку и измерьте стороны, сначала верхнюю и нижнюю, а потом правую и левую.
Итак, что можно сказать, что у прямоугольника противоположные стороны равны, что это четырехугольник с прямыми углами. Хорошо, а теперь возьмем квадрат, но прежде чем измерить его стороны, давайте вспомним правило о нем. (У квадрата все стороны равны.) Давайте измерим его стороны и проверим, так ли это? (измерили, да действительно у квадрата четыре стороны и четыре прямых угла и стороны его равны).
Молодцы, справились с задачей!
Физкультминутка. (слайд 5)
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде — раз.
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде — два.
Мы ногами топаем — топ, топ. Топ.
Мы руками хлопаем — хлоп, хлоп, хлоп.
Руки поднимаем, руки опускаем.
Раз- два, раз- два,
Заниматься нам пора!
Графический диктант.
А сейчас давайте начертим главных героев нашего занятия.
Итак ,перед вами лист бумаги, найдите на нем точку Б, проведите вниз отрезок длиной 3см, обозначьте конец отрезка точкой А. От точки А вправо проведите отрезок длиной 6 см, обозначьте конец точкой Г. От точки Г вверх проведите отрезок, длиной 3 см и поставьте точку В. Соедините точки Б и В.
Какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)
А теперь найдите точку Т и самостоятельно начертите квадрат со стороной
4 см, но прежде вспомним еще раз признак квадрата (все стороны равны).
Все справились, молодцы, ребята! Посмотрите друг у друга, у всех получился квадрат?
И мы продолжаем знакомиться со страной Геометрией.
Скажите, а в жизни нас окружают какие-нибудь геометрические предметы?
Например, в нашем классе (парты, доска, окно, дверь и т.д.), хорошо, а когда мы идем по дороге, в школу нам встречаются какие дома? Какую форму они имеют? (прямоугольную и квадратную). (слайды 6, 7, 8)
А вы знаете, что с высоты птичьего полета наша школа выглядит вот так (схема на доске Н). Что она нам напоминает?(букву н), а еще на что похоже? На геометрические фигуры. Какие? (прямоугольники) Если провести две линии, то мы получим 3 прямоугольника.
Давайте измерим стороны, действительно ли это прямоугольники? (измеряем)
А что еще можно сделать с этими фигурами? Каждый прямоугольник можно разделить пополам, и тогда получается, что крыша состоит из 3 прямоугольников или 6 квадратов.(измеряем)
Жители страны «Геометрии» любят внимательность и точность, они приготовили для вас веселые задачи, внимательно слушайте и отвечайте.
1.Разноцветные клубкиБабушка досталаИ для внуков дорогихПодарочки связала:Шапочку – для Маши,Кофточку – Наташе,Варежки – Илюше,Носочки – для Андрюши,Шарфик – для РомочкиПерчатки – для Томочки.Рады внучата подаркам таким,Сказали спасибо все как один.Сколько же всего ребятБабушку благодарят?
У стены стоят кадушки.В каждой ровно по лягушке.Если было пять кадушек,Сколько было в них лягушек?
3. Только я в кусты зашла,Подосиновик нашла,Две лисички, боровик.И зелёный моховик.У кого ответ готов,Сколько я нашла грибов?
4. Мама – белка для детишек.Принесла из леса шишек.Сразу все не отдала,По одной всего дала.Старшему – еловую,Среднему – сосновую,Младшему – кедровую.Скажите, детишки,Сколько бельчат съели по шишке?
Семь ребят каталось с горки.Убежал домой Егорка,А потом ушел ВадимИ Сережа вслед за ним.Сколько на горке осталось детей?Кто посчитал, отвечайте скорей!
 В класс вошла Арина,А за ней Марина,А потом вошёл Игнат.Сколько в класс пришло ребят?
 В снег упал Серёжа,А за ним Алёша,А за ним Ирина,А за ней Марина,А потом упал Игнат.Сколько на снегу ребят?
По лесу охотник шёл,В чащу леса он зашёл.Повстречались ему здесьЗаяц, волк, лиса, медведь.Звери все до одногоУбежали от него.Сосчитайте всех зверей!И как можно поскорей.
Зрительная физкультминутка. (слайд 9)
Ребятки отдохните и понаблюдайте на экране за звездочкой.
Ну вот ребята, глазками мы поработали, головками мы подумали, а теперь давайте займемся творчеством.
В стране «Геометрии» и животные, и птицы тоже сделаны из геометрических фигур.
Попробуем с вами сделать животных? (да)
Перед вами прямоугольный лист бумаги, как вы думаете, может ли из него сделать квадрат?
Давайте посмотрим (складываю бумагу наискосок и лишнюю полоску отрезаю)?
У меня получился квадрат? А теперь и вы сделайте тоже самое, это будет заготовка для нашего животного. (слайд 10)
У всех получился квадрат? Хорошо, а теперь по краям загибаем ушки, и нижний уголок тоже сгибаем. Смотрите, кто у нас получился? Правильно, собачка. Осталось ей только подрисовать мордочку. У всех получились красивые собачки.
Рефлексия (слайд 11)
Понравилось вам путешествовать по стране Геометрии?
Если вам понравилось занятии и все было интересно нарисуйте на мордочке собачки улыбку. Если не все было понятно и было сложно, нарисуйте кривую рожицу.
Если вас заинтересовала наша тема, вы можете обратиться к нашей стенгазете, которая так и называется «Страна «Геометрия» и много чего еще интересного узнать о ней.
Итог. (слайд 12)
Ребята, вам было интересно на занятии?
Все понравилось?
Начните свой ответ со слов:
-Я узнал….
- Мне понравилось…
- Мне понравилось как работал…
На этом наше занятие окончено, спасибо за внимание!