Конспект урока «Многоугольники. Виды многоугольников»
Куровская Валентина Тихоновна, учитель начальных классов МКОУ «Ключи-Булакская СОШ» Номинация «Работа с одаренными детьми на уроках в начальной школе»
Программа факультативного курса «ГЕОМЕТРИЯ ВОКРУГ НАС»
Тема урока: «Многоугольники. Виды многоугольников»
Предмет «Геометрия вокруг нас» (внеурочная деятельность)
Класс 3
Педагогические цели урока:
- расширить и уточнить сведения о многоугольниках;
- развивать математическую речь, логическое мышление, пространственное воображение, творческие способности;
- содействовать воспитанию трудолюбия, аккуратности, чувств товарищества и интереса к геометрии.
Планируемые результаты (предметные): узнают, какие бывают многоугольники, научатся находить их элементы и давать название многоугольнику.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: формирование умения принимать и сохранять учебную задачу; развивать навыки контроля и самоконтроля.
Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, излагать свое мнение, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Познавательные: создать условия для развития наглядно-образного мышления, способствовать развитию мыслительных операций анализа и синтеза;
Личностные: развивать познавательную активность детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы;
формировать потребность быстро и правильно решать поставленные задачи, навыки работы в паре и группах, воспитывать учебную активность.
Оборудование: карточки с примерами, фигуры четырехугольников и многоугольников, конверты для работы в группах.
Этапы урока Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формирование УУД
Организационный момент Закончилась перемена,
Прозвенел звонок.
И мы начинаем
Математический кружок.
-Я очень рада всех приветствовать на нашем очередном занятии по геометрии. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи на уроке, постарайтесь на уроке хорошо работать и не отвлекаться. Создает эмоциональный настрой на урок. Слушают учителя, улыбаются, желают удачи друг другу. Коммуникативные:
- умение слушать и
понимать речь
других;
- включение вучебный процесс.
Актуализация знаний.
Повторение таблицы умножения. - Давайте немного «разогреемся» и повторим таблицу умножения.
Предлагаю решить примеры, ответы записать в порядке возрастания и прочитать получившееся слово, которое определит тему сегодняшнего занятия.
7*8=К40:5=О63:9=Г
8*8=И48:8=О5*2=Г
35:7=Н
81:9=У3*9=И3*7=Ь 4*3=О 4*6=Н
6*3=Л
10:10=М
Предлагает решение примеров табличных случаев умножения и деления.
Решают примеры в парах, доказывают правильность решения, отгадывают зашифрованное слово Коммуникативные: - умение
сотрудничать, работать в парах, при необходимости
вступать в
дискуссию,
анализировать,
доказывать,
отстаивать свое
мнение.
Определение темы занятия. Постановка целей и задач - Прочитайте получившееся слово.
- Тема нашего занятия «Многоугольники».
- Попробуйте сформулировать цели и задачи нашего занятия.
- На уроке мы уточним и расширим сведения о разных видах многоугольников; научимся правильно их называть. Попробуем изображать многоугольники разными способами. Следит за речью обучающихся, помогает правильно сформулировать цели и задачи урока. Читают получившееся слово, определяют тему, ставят цели, формулируют задачи. Регулятивные: - постановка учебной задачи;- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
Актуализация знаний.
Обобщение и систематизация знаний о видах четырехугольников.
- Внимательно рассмотрите фигуры, найдите «лишнюю», докажите, что вы правы.
- Данные фигуры образуют группу, которая называется «Четырехугольники».
- Почему их так назвали? (4 угла, 4 стороны, 4 вершины) Найдите и покажите их на каждом четырехугольнике.
- Дайте каждому из четырехугольников свое имя. (ромб, параллелограмм, прямоугольник, трапеция, квадрат) Обратите внимание!
В любом многоугольнике одно и тоже количество углов, сторон и вершин. Предлагает рассмотреть фигуры, выявить лишнюю фигуру, доказать правильность решения. Следит за речью обучающихся.
Учит правильно показывать углы, вершины и стороны.
Определяют «лишнюю» фигуру, доказывают свою точку зрения.
Отвечают на вопросы учителя.
Выходят к доске, работают с фигурами.
Вспоминают, дают название четырехугольникам Личностные:
- проявление
любознательности к изучаемомуматериалу
Коммуникативные:
- развивать
способность
сохранять
доброжелательное отношение друг к другу,
взаимоконтроль и взаимопо-мощь по ходу выполнения
задания.
Физкультминутка «Знает каждый школьник,
Что такое четырехугольник.
Сколько будет в нем углов? (1,2,3,4)
Сколько будет в нем вершин? (1,2,3,4)
И четыре стороны тоже каждому верны»
Следит за выполнением физкультминутки. По ходу выполняют движения: при счете углов хлопают в ладоши, при счете вершин топают ногами, стороны показывают руками. Личностные:
- установка наздоровый образ
жизни.
Изучение новой темы.
Многоугольники и их виды.
- Внимательно рассмотрите фигуры. Кто знает, как правильно называется каждая из них?
- Сколько углов в семиугольнике?
- Сколько вершин в десятиугольнике?
- Сколько сторон в пятнадцатиугольнике?
- Как определить название многоугольника?
- Что проще всего считать? (Вершины)
- А теперь попробуйте ответить на более сложные вопросы: бывают ли одноугольники? Двуугольники?
- Как называется многоугольник, у которого 100 вершин? Показывает различные многоугольники , просит их назвать.
Обращает внимание, что при названии многоугольника, достаточно (проще) посчитать количество вершин Рассматривают геометрические фигуры.
Считают вершины и называют многоугольники.
Отвечают на вопросы учителя. Познавательные: - уметь добывать новые знания: находить ответы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Коммуникативные: - умение слушать и понимать речь других
Применение знаний и умений - Предлагаю разбиться на группы (кол-во человек разное)
1 группа получает листы цветной бумаги, ножницы, линейку и простой карандаш.
2 группа получает листы белой бумаги, краски и кисточку.
3 группа остается без сподручного материала.
Каждая группа работает над проектом создания многоугольников.
- У какой группы задание оказалось самым легким? Самым трудным? Почему? Какое задание оказалось самым интересным?
- Какой группе удалось выполнить задание лучше? Почему?
Помогает детям разделиться на группы по их способностям. Нацеливает на работу:
1 группа – чертит и вырезает многоугольники из цветной бумаги;
2 группа – рисует фигуры кисточкой и красками;
3 группа изображает фигуры, используя свои тела и части тел. Делятся на группы, договариваются и распределяют обязанности, выполняют задание.
При затруднении, учитель делает подсказку 3-ей группе.
Личностные:
- проявление
любознательности к изучаемомуматериалу,
- аккуратность и четкость выполнения работы,
- способность к самооценке.
Математический диктант А сейчас проведём Математический диктант. «Да» и «нет» не говори, а вот руки подними. («да» - поднимаем одну руку, «нет» - поднимаем две руки)1.Любой ли четырёхугольник является параллелограммом? (нет)2.Любой ли параллелограмм является четырёхугольником? (да)3.Параллелограмм – это пятиугольник? (нет)4.Любой ли квадрат является прямоугольником? (да)5.Любой ли прямоугольник является квадратом? (нет)6.Любой ли параллелограмм является ромбом? (нет)7.Трапеция – параллелограмм? (нет)
- Удалось ли правильно ответить на все вопросы? Почему? Проводит математический диктант. Следит за правильностью выполнения задания Внимательно слушают вопросы, правильно отвечают (поднимают обе руки или одну) Личностные:
- установка наздоровый образ
жизни,
- развитие внимательности четкости при выполнении задания Коммуникативные:
- умение слушать и понимать речь учителя
Регулятивные: - уметь оценивать свои действия
Подведение итогов урока.
- Чему сегодня на уроке научились?
- Достигли цели, которую поставили в начале урока?
- Оцените свою работу на уроке (лестница успеха). Почему вы поставили себя именно на высокую (среднюю) ступеньку?
- Есть ребята, которые остались на нижней ступеньке? Задает вопросы по подведению итогов урока.
Предлагает оценить свою работу на уроке
Подводят итоги урока. Оценивают свою работу на уроке, объясняют, почему они себя так оценили. Личностные:
- способность к самооценке и оценке группы, класса.
Рефлексия Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Сегодня на уроке самым интересным…
Сегодня на уроке трудным оказалось… Проводит рефлексию проведенной работы на уроке.
Следит за правильной речью обучающихся. Проводят самооценку результатов своей деятельности и деятельности всего класса Регулятивные:
- уметь оценивать
правильность
выполнения
действия
Домашнее задание
- Вы любите фантазировать? Настало время проявить творчество и воображение. Предлагаю поработать дома.
1.Выполните аппликацию из геометрических фигур, используя цветную бумагу.
2. Используя геометрический магнитный конструктор, соберите интересн. предмет.
2.Сочините сказку (историю) про многоугольники. Начните ее так:
«За горами, за лесами, За широкими морями,Против неба – на земле Жил старик в одном селе.Многоугольником он звался…»
- Лучшие работы будут выложены на сайте класса и представлены на выставке школы во время проведения математической декады.
Желаю всем удачи! Объясняет домашнее задание, показывает образцы работ.
Помогает определиться с выбором задания.
Получают творческое домашнее задание. Определяются, какую работу будут выполнять.
Получают настрой на полноценную творческую работу Личностные:
- развитие творческих способностей,
- проявление
любознательности к изучаемомуматериалу,
- аккуратность и четкость выполнения работы.