Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию Великий изобретатель Иван Кулибин (старшая группа)
КОНСПЕКТ
образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе
МБДОУ «Детский сад №65 – Центр развития ребенка»
Тема: Великий изобретатель Иван Кулибин
Воспитатель:
Пусеп Валентина Прокопьевна
Тема: Великий изобретатель Иван Кулибин.
Программное содержание:
Познавательные задачи:
Продолжить знакомство детей с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки И.П.Кулибина.
Акцентировать внимание детей на таких качествах Кулибина, как трудолюбие, любознательность, аккуратность.
Развивать у детей умение работать с различным материалом: бумагой, природным материалом.
Активизировать творческие способности детей, воображение, опираясь на полученные знания о творчестве И.П.Кулибина.
Речевые задачи:
Учить узнавать предмет по описанию.
Обогащение словаря – «самоучка».
Закрепление и уточнение словаря – трудолюбивый, аккуратный.
Оборудование:
Различная бумага – цветная, белая, прямоугольной формы и квадратной.
Кора сосновая и березовая, скорлупа от грецких орехов, пластилин, палочки от чупа-чупсов, ванна с водой.
Картинки-отгадки: мост, велосипед, машина, вентилятор.
Предварительная работа:
Провести два занятия о творчестве изобретателя И.П.Кулибина.
Конструирование из бумаги:
Любимая игрушка-вертушка.
Различные виды лодочек.
Ход занятия:
1.Разминка.
Игра на внимание «Кораблик-волны».
(Кораблик – бубен, волны – колокольчик).
2.Формирование мотивационной готовности.
-Ребята, мы с вами уже знаем, что более 200 лет назад в нашей стране жил великий изобретатель.
-Как его звали?
-А хотите узнать, что он еще изобрел?
3.Обращение к прошлому опыту детей.
(Дети садятся на ковер)
-Ребята, И.П.Кулибин над некоторыми своими изобретениями трудился в течение всей своей жизни. Старался сделать так, чтобы каждое его изобретение принесло пользу людям. К каждому своему изобретению И.П.Кулибин относился с любовью, каждую деталь делал, не спеша, каждое дело доводил до конца. Он был трудолюбивым человеком.
-Что значит «трудолюбивым»? (ответы детей, повторение слова)
-Иван Петрович отличался аккуратностью. Что, значит, быть «аккуратным»?
(ответы детей, индивидуальное повторение слова)
-И.П.Кулибин добивался успехов, был любознательным, много фантазировал над своими изобретениями, стремился их сделать лучше, полезнее для людей.
И.П.Кулибин был самоучкой. Ребята, а как вы понимаете слово «самоучка»?
(ответы детей, хоровое и индивидуальное повторение слова)
-Да, всему И.П.Кулибин учился сам, самостоятельно. Он много читал, много знал, многое умел. Кулибин прожил долгую жизнь и оставил после себя добрую память и много замечательных изобретений.
-Ребята, с какими изобретениями Кулибина вы уже знакомы?
(вертушка, весы, фонарь, судно)
-Ребята, а, найдя правильные ответы на загадки, вы узнаете, какие изобретения еще принадлежат И.П.Кулибину.
4.Знакомство с изобретениями Кулибина.
Загадывание загадок:
Этот конь не ест овса
Вместо ног два колеса.
Сядь верхом и мчись на нем.
Только лучше правь рулем. (велосипед)
Ребята, как вы догадались, что это велосипед?
(ответы детей с показыванием по картинке)
2)Жук бежит, гудит
И в два глаза глядит.
Носит обувь из резины
И питается бензином. (машина)
3)Я весь день жужжу, жужжу
Ветерком тебя стужу. (вентилятор)
-Благодаря необыкновенной изобретательности Кулибина, впервые в России появилась вентиляция. И сейчас у нас в домах, когда жарко можно включить вентилятор.
4)Над рекой поперек
Великан врастяжку лег.
Через реку по спине
Он ходить позволил мне. (мост)
-Кулибин придумал мост в виде дуги-арки через реку. На прогулке мы с вами попробуем соорудить небольшой мост.
5.Физкультминутка.
«Теплоход» Затем дети садятся за столы.
6. Рассказ о изобретении самоходного судна.
-Ребята, отгадайте еще одну загадку:
Паровоз без колес,
Вот так чудо паровоз.
Не с ума ли он сошел-
Прямо по морю пошел. (пароход)
-До конца жизни И.П.Кулибина не покидала идея об изобретении самоходного судна, которое бы двигалось при помощи колес по воде. И он его изобрел. Вот сегодня, ребята, вообразим себя маленькими Кулибиными и соорудим такие судна. Каждый из вас пусть изобретет свое судно не похожее на другое.
-Давайте рассмотрим материал, который у вас есть на столах. Придумайте какое судно и из какого материала вы бы хотели сделать. (опрос детей)
7.Пальчиковая гимнастика.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
1-2-3-4-5 не сидится им опять.
Постучали, повертели
И работать захотели.
8.Конструирование корабликов.
Конструирование корабликов детьми из разного материала под спокойную музыку.
9.Проверка изобретений.
-Ребята, а как узнать будет ли ваше судно плавать?
-Хотите проверить?
10.Релаксация «Кораблик».
(дети в кругу)
-Представьте себе, что вы на корабле. Качает. Чтобы не упасть, расставьте ноги шире и прижмите их к полу. Руки сцепите за спиной.
Стало палубу качать
Ногу к палубе прижать.
Крепче ногу прижимаем,
А другую расслабляем.
11.Итог
-Вам понравилось занятие?
-О чем вы расскажите папам и мамам?