Конспект открытого классного часа на тему: Дружба — какое чудесное слово! (5 класс)


Открытый классный час:
«Дружба – какое чудесное слово»
Классный руководитель 5 класса: Пономарева Евгения Алексеевна
29.04.2016 г.
Цели: Формирование  представления о том, что такое дружба и каким должен  быть друг; воспитание добрых качеств детей, умение дружить и бережно относиться друг к другу.
Задачи:
Дать понятие настоящей бескорыстной дружбы.
Ознакомить с правилами дружбы, показать важность истинных друзей в жизни человека, показать, что человек не может жить один, ему нужны верные друзья.
Учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали.
Воспитывать уважение к окружающим, вежливое обращение ребят друг к другу.
Форма организации:классный час.
Оборудование: плакаты; проектор; альбомные листы
Ход классного часа
Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
- Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада видеть вас и ваши добрые лица, лучистые глазки! Давайте подарим друг другу частичку своего хорошего настроения! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
-Ребята, на столах разбросаны буквы, помогите из них собрать слово и вынесите его на доску.
(Дети собирают слово «Дружба»)
-Какое слово вы собрали?
-Прочитайте хором: дружба.
Сообщение темы:
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия? О чём мы будем говорить?
- Тема нашего занятия «Дружба – какое чудесное слово» ( СЛАЙД 1)
Ученик 1:
Дружба - главное чудо всегда,
Сто открытий для всех настоящее,
И любая беда - не беда,
Если рядом друзья настоящие.
Ученик 2 : Дружба - это тёплый ветер,
Дружба - это светлый мир,
Дружба - солнце на рассвете,
Для души весёлый пир.
Дружба - это только счастье,
Ученик 3:                
Дружба        - у людей одна.
С дружбой не страшны ненастья,
С дружбой - жизнь весной полна.
Друг разделит боль и радость.
Друг' поддержит и спасёт.
С другом - даже злая слабость
Вмиг растает и уйдет.
Верь, храни, цени же дружбу,
Это высший идеал.
Тебе она сослужит службу.
Ведь дружба - это ценный дар!
Сегодня мы вспомним, что такое дружба, как научиться жить дружно и сделать дружбу крепкой. Вспомним какими качествами должен обладать настоящий друг, который умеет сопереживать в трудные минуты, брать часть трудностей на себя, уступать другому.
Основная часть.
- Мы оправляемся по дороге доброты. А кого берут с собой в дорогу?
Правильно, друзей.
-А наш класс, ребята, дружный? А сейчас я проверю, собрались ли здесь дружные ребята?
-Послушайте сказку. СЛАЙД 2.
(Звучит музыка, рассказывается сказка.)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота,четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.
- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…
- Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.
- А кого выбрали бы вы?
Ответы детей: радость, дружбу, красоту
Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.
- Почему Любовь выбрала Дружбу?
Ответы детей
СЛАЙД 3- Какое прекрасное слово – “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.
«Мозговой штурм». Работа над понятием «дружба» .а) Учащимся предлагается подумать над вопросом: «Что такое дружба?»
После небольшого размышления каждый высказывает свое мнение.
Учитель подводит итог и дает определение понятию «дружба».
СЛАЙД 4
- В толковом словаре дается такое определение, что такое дружба: «Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов».
- Как вы понимаете выражение «взаимное доверие»?
Ответы детей:доверие друг другу
-Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации.
Дружба – главное чудо всегда,
                       Сто открытий для всех настоящее,
                        И любая беда – не беда,
                        Если рядом друзья настоящие.
Понятие «Друг».
- Ребята, наверное, у вас у каждого есть свой друг.
- А, что вы можете рассказать о своих друзьях?
Учащиеся называют имена своих друзей и объясняют свой выбор.
- Почему вы считаете их своими друзьями?
- Какими качествами обладают ваши друзья? (Добрые, веселые, умные и т.д.)
- Расскажите о хорошем поступке вашего друга.
- Давайте за более точным определением слова «Друг» обратимся к толковому словарю Ожегова.
СЛАЙД 5
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой.
Чтение стихотворения о друге.
- А сейчас, ребята, послушайте ещё одно стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать другом и почему.
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
Ответы детей: Нет, героя нельзя назвать настоящим другом.
- А может дружба распасться? А по каким причинам?
Ответы детей: Может. Если твой друг будет тебе постоянно напоминать о том, что он сделал для тебя... Человек плохо поступил по отношению к своему другу.
- Ребята, надо всегда помнить о том, что друг - это тот человек, который тревожится, волнуется, переживает и радуется за своего друга, т. е. несет ответственность за другого.
Понятие «Настоящий друг».
СЛАЙД 6
- Ребята, нам нужно выяснить, каким должен быть друг. Предлагаю карточки со словами. Выберите те качества, которыми должен обладать друг.
(Дети работают в парах) На карточках записаны слова- Какими качествами должен обладать настоящий друг? Почему?
СЛАЙД 7
Доброта, вежливость, честность, щедрость, сила, внимательность, заботливость,
преданность, умение хранить секреты,
отзывчивость, не бросать друга в беде, трусость, жадность, завистливость, любезность, терпеливость, умение хранить секреты, льстивость, богатство, доверчивость, веселье, злость, ленивость, строгость,общительность, трудолюбие.
 Настоящий друг лучше, чем кто-либо другой, поймет ваше настроение, ваши переживания, разделит радость и огорчения, проявит сочувствие, в трудную минуту утешит и поддержит, окажет помощь.
Физкульминутка (дети выполняют движения под песню «Улыбка»)
Работа над пословицами в группах (делю на группы)
–  Ребята, о дружбе написаны много пословиц и поговорок. Я нашла несколько пословиц, но они без окончания. Помогите закончить пословицу и объясните её смысл.
Закончи пословицу.
1) Человек без друзей, что …(дерево без корней)
2) Один в поле …(не воин)
3) Настоящую дружбу, (топором не разрубишь)
4) Без беды друга …(не узнаешь)
5) Где лад, там и …(клад)
6) Нет друга, ищи, а нашел …(береги)
7) Дерево живет корнями, а человек …(друзьями)
8) Не имей сто рублей,а( имей сто друзей.)
-Чтобы вы не ссорились с вашими друзьями, надо соблюдать законы дружбы.  Сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно помнить о них. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Сбор «цветика – семицветика».
( Дети по- одному выходят, читают закон дружбы и складывают цветок.)
1. Один за всех и все за одного.
2. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
3. Радуйтесь вместе с друзьями.
4. Не обижайте друзей и всех, кто вас окружает.
5. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их.
6. Не предавайте, не обманывайте.
7. Берегите друзей, ведь друга потерять легко.
8. Старый друг лучше новых двух.
9. Останови друга, если он делает что – то плохое.
10. Не нарушайте своих обещаний.
- А теперь давайте закрепим эти правила:
Игра "Да-да-да, нет-нет-нет".
-Будем крепко мы дружить? 
 -Да-да-да. 
-Нашей дружбой дорожить? 
-Да-да-да. 
-Мы научимся играть? 
-Да-да-да. 
-Друг другу будем помогать? 
-Да-да-да. -Друга нужно разозлить? 
-Нет-нет-нет. 
-А улыбку подарить? 
-Да-да-да. 
-Друга стоит обижать? 
-Нет-нет-нет. 
-Чай с друзьями будем пить? 
-Да-да-да. 
-Будем крепко мы дружить? 
ДА-Да-ДА.
Так давайте, давайте дружить,
Пусть не раз вам слова эти вспомнятся.
Если дружбой всегда дорожить,
То желанье любое исполнится.
Игра «Волшебная рука» (музыка)
Дети на альбомных листах обводят свою руку. Предлагается на пальчиках написать свои достоинства и хорошие качества.
- А теперь давайте составим дерево дружбы.
Кроссворд на тему: «Дружба» (проводят Подхватилина В., Афанасьевская М.)
Заключительная часть. Итог занятия.
– Вот и подошёл к концу наше внеклассное мероприятие. Давайте встанем (встаём в круг кладём ладошки на руку учителя)и скажем друг другу слова известного героя, добрейшего и терпеливейшего кота Леопольда:
– Ребята, давайте жить дружно!
Рефлексия.
- Ну, вот и подошло наше занятие к концу! Мне хотелось бы узнать, а с каким настроением вы уходите с сегодняшнего занятия.
- Я хочу, чтобы вы сами дали оценку нашему занятию. Перед вами смайлики желтые и голубые.
- Кому было интересно на занятии, у кого хорошее настроение- возьмите в руки желтый смайлик, а кто скучал на занятии, кому было неинтересно – голубой.
- На этом наше занятие окончено. До новых встреч!