Рабочая программа по внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» 2 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа «Расчетно-конструкторское бюро» для учащихся 2 классов разработана на основе авторской программы внеурочной деятельности младших школьников «РАСЧЕТНО-КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО» по программе УМК «Перспективная начальная школа» автор О.А. Захарова, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с Федеральными Государственными стандартами образования и учебным планом образовательного учреждения.
Данная программа представляет вариант организации деятельности младших школьников в школьном кружке «Расчетно-конструкторское бюро». Темы занятий представлены в соответствии с основными содержательными блоками программы.
Программа курса «Расчетно-конструкторское бюро» входит во внеурочную деятельность по направлению общеинтеллектуальное развитие личности, предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
Основная цель программы - изучение окружающего мира математическими средствами.
Задачи:
Создать условия для развития у детей познавательных интересов, формирование стремления ребенка к размышлению и поиску.
Обеспечить становление у детей развитых форм сознания и самосознания.
Обучить приемам поисковой и творческой деятельности.
Сформировать представление о математике как форме описания и методе познания окружающего мира.
Форма организации внеурочной деятельности факультатив. Программа внеурочной деятельности «Расчетно-конструкторское бюро» разработана на основе тетрадей для самостоятельной работы № 3 (учебный предмет «математика», 2-4 классы).
Во 2-м классе учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
Участвуя в работе бюро, школьники выполняют расчёты, строят схемы, чертежи и карты, конструируют модели из бумаги и пластилина.
Практические задачи являются средством и условием формирования способности детей применять полученные на уроках по математике знания и умения в ситуациях, отличных от тех, в которых происходило их становление.
Планируемые результаты освоения ОБУЧАЮЩИМИСЯ программы внеурочной деятельности
Метапредметные результаты
Умение видеть и воспринимать причинно-следственные связи в окружающей жизни, использовать начальные математические знания для описания окружающих предметов, процессов, явлений, оценки количественных, пространственных отношений; искать научное обоснование необычным природным явлениям.
Умение применять математические знания и преставления для решения учебных задач, начальный опыт математических знаний в повседневных ситуациях
Активное использование лабораторного оборудования, макетов, муляжей, контрольно-измерительных приборов, хрестоматий, справочников, словарей, Интернет-ресурсов.
Обогащение ключевых компетенций научно-познавательным содержанием
Формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную предметно- продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации проектно-исследовательского замысла
Формирование способности оценивать результаты научно-творческой деятельности собственной и одноклассников.
Предметные результаты
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию.
Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм).
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Оценивать предъявленное готовое решение.
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения.
Конструировать несложные задачи.
Составлять фигуры из частей. Определять место заданной детали в конструкции.
Выявлять закономерности в расположении деталей; составлять детали в соответствии с заданным контуром конструкции.
Моделировать объёмные фигуры из различных материалов (бумага, пластилин и др.) и из развёрток
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Дата
№ п/п
№ занятия в теме
Темы практических
задач
Содержание занятия
Страницы
тетради
Кол-
во
часов
1
1
Организационное
Занятие.
Учащимся предлагается принять участие в работе Расчётно-конструкторского бюро, организованного при научном клубе младших школьников «Мы и окружающий мир». Бюро занимается изучением вопросов, ответы на которые можно получить при помощи математических исследований и моделирования.
1
2
2-3.
Как найти сокровища?
(решение задачи позволяет ученику стать сотрудником Расчетно-конструкторского бюро)
Чтение и заполнение строк, столбцов таблицы. Предоставление информации в таблице. Использование таблицы для формулировки задания. Географическая карта и план местности. Условные обозначения плана. Ориентирование на местности (пропедевтика).
4 7
2
3
4-5
Мышь-малютка
«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел.
Презента-ция
2
4
6-7
Далеко ли до
Солнца?
«Круглые» двузначные числа. Сложение и вычитание «круглых» двузначных чисел. Числовые равенства и неравенства. Числовые выражения. Краткая запись задачи. Круговая схема. Планеты и звёзды.
11–13
2
5
8
Практическая
работа. «Прямой, острый и тупой углы»
Понятие угол. Классификация углов. Построение углов на линованной и нелинованной бумаге. Сравнение углов наложением, на глаз.
1
6
9
Практическая работа. «Прямоугольники квадрат»
Свойства геометрических фигур: квадрата и прямоугольника. Построение фигур на линованной и нелинованной бумаге.
1
7
10
Практическая работа. «Изготовление метра»
Изготовление мерок для измерения длины объектов: сантиметр, дециметр, метр. Использование мер длины на практике.
1
8
11
Практическая работа. «Использование мер длины и массы в бытовых условиях».
Сравнение разных объектов по их массе и длине при помощи весов и измерительных приборов, а так же на глаз и при помощи подручных средств.
1
9
12
Подготовка к олимпиаде
Решение нестандартных и развивающих задач
1
10
13
Олимпиада «Весёлая математика»
Международные и всероссийские конкурсы «Уникум»
1
11
14
Солнце
обыкновенный
жёлтый карлик
(начало)
Сложение (вычитание) двузначных чисел и однозначных чисел. Прямоугольник и квадрат. Планеты и звёзды.
14–16
1
12
15
Солнце обыкновенный
жёлтый карлик
(окончание)
Сравнение двузначных чисел. Разностное сравнение. Задачи на разностное сравнение. Сложение (вычитание) двузначных чисел. Сотня. Соотношение единиц измерения: дм – м; кг – ц; см – м. Планеты и звёзды.
17 18
1
13
16
Таблица умножения
Занимательное путешествие по таблице умножения
1
14
17
Работа с данными
Работа с таблицами
1
15
18
Спутники
планет (начало)
Действие умножения. Таблица умножения на 1, 2, 3 и 4. Периметр прямоугольника и квадрата. Планеты и звёзды.
19–20
1
16
19
Спутники планет
(окончание)
Таблица умножения на 5, 6, 7, 8 и 9. Длина ломаной. Угол. Виды углов. Углы многоугольника. Планеты и звёзды.
21–22
1
17
20-21
Кто строит дома
на воде?
«Круглые» сотни. Сложение (вычитание) «круглых» сотен. Сравнение трёхзначных чисел. Составные задачи. Запись решения по действиям и в виде одного выражения. Живая природа Земли.
23–24
2
18
22
Практическая работа. «Построение окружности»
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр.
Построение окружности с заданными размерами на линованной и нелинованной бумаге.
1
19
23-24
Кто построил
это гнездо?
Окружность и круг. Центр, радиус, диаметр. Запись и способ сложения (вычитания) столбиком. Вычитание суммы из суммы. Живая природа Земли.
25–26
2
20
25
Практическая работа «Калькулятор»
Вычисления с помощью калькулятора. Использование калькулятора для проверки выполненных вычислений
1
21
26-27
Едят ли птицы
сладкое?
Известное и неизвестное. Уравнение. Уравнения на сложение и вычитание. Живая природа Земли.
27–29
2
22
28
Работа с данными
Работа с таблицами и с текстом.
1
23
29-30
Почему яйцу
нельзя переохлаждаться?
Деление. Доля. Уменьшение в несколько раз. Живая природа Земли.
30–32
2
24
31
Практическая работа «Определение времени при помощи часов»
Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры.
1
25
32
Московский Кремль
(начало)
Время и части суток. Единицы измерения времени. Римские цифры. Числовой луч и натуральный ряд чисел. Родная страна Россия.
33–35
1
26
33
Московский
Кремль
(окончание)
Данное и искомое. Обратная задача. Проверка решения. Геометрические построения. Родная страна Россия.
36-37
1
27
34
Практическая работа «Линейка и циркуль»
Геометрические построения с помощью циркуля и линейки
1