Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию «Северные пряники — козули»
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей старшей группе.
Тема: «Северные пряники - козули» (лепка из соленого теста) Составитель: Малышева Н.Н., воспитатель МБДОУ №87 «Моряночка» г. Северодвинск
Задачи: учить создавать плоскостное изображение пряника, с помощью шаблона; побуждать к самостоятельному выбору изображаемого предмета, и украшению его с помощью налепов; формировать навыки работы в технике соленого теста; воспитывать интерес к народным традициям.
Материалы:
таблицы “Фигурные пряники”, таблицы с элементами росписи;
фотоматериалы “Современные пряники”; натуральные пряники-козули, муляж архангельского пряника, вырубные металлические формы.
соленое тесто: коричневого (какао), желтого, розового, зеленого, цветов, шаблоны;
стека, скалка, розетка с водой, кисть щетинная, клеенка, салфетка.
Музыкальное оформление: русские народные песни, мелодии.
Ход деятельности
Воспитатель:
Сюда, сюда все приглашаются,Ярмарка начинается!Мальчишки и девчушки,Откройте глаза, навострите ушки!Русская ярмарка не каждый день бывает.Чего здесь не наслышишься, Чего здесь не навидишься!Все будут довольны, никто не обидится!Здесь и свистульки, здесь и игрушки.Чай из самовара, пряники печатные, игры занятные!Здесь на всех, друзья хватит радости,
Будут игры, веселье, подарки и сладости.
Вот вам и подарок: сундучок с сюрпризом!
Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, что в нем? Давайте посмотрим, что это?
Дети: пряники.
Воспитатель: А вы любите пряники?
Дети: да.
Воспитатель: приглашаю вас на выставку пряничных изделий «Все для сладкоежек».
Я буду хозяйкой выставки и расскажу вам интересные истории о пряниках.
Издавна на Руси ни один праздник, ни одно семейное событие не обходилось без красивых, ярких, праздничных пряников. Для детей и взрослых они были забава и лакомство, подарок, угощение, они приносят радость и поднимают настроение.
Пряники – это очень древний вид народного творчества.
Пряники делали разные, были совсем маленькие(2-3 см) и совсем огромные, которые едва умещались на телеге, их называли пряники-гиганты (изготавливались для подарков).
Дети:( рассматривание иллюстрации с изображением пряников).
Воспитатель: По способу изготовления пряники бывают разные: печатные, лепные и узорные.
Как выдумаете, как это печатные?
Дети: печатаются на тесте деревянными формами (пряничными досками)
Воспитатель: такие доски делали из липы, березы. Такой доской пекари делали оттиск (отпечаток) на тесте. Как вы формочками на песке.
А лепные?
Дети: лепят из теста прямо руками так же, как обычно лепят глиняные игрушки (из пластилина).
Воспитатель: Да, тонкие жгутики глины (пластилина) превращают в фигурки зверей.
А у нас в Архангельской области свои пряники – узорные, силуэтные, вырезные.
Maленька, рогатенька, Головой не вертит, На зубах хрустит.
Как вы думаете кто это?
Дети: козулиВоспитатель: Ну, конечно, это козули, изготовленные из ржаного теста. Они вырезаются из пластины раскатанного теста ножом или с помощью специальных металлических форм.
Как вы думаете откуда такое необычное слово – козуля?
Дети: предположения детей.
Воспитатель: Название сохранилось с давних времен, когда козел был символом плодородия (богатого урожая), считался «духом хлеба». А еще есть мнение, что козулями называли всех животных с рогами. (олени, бычки, козлики, коровки). « Козуля - это не только сладость, но и в дом радость». Оберег от злых духов и игрушка для детей.
Давайте и мы с вами поиграем.
Воспитатель: (показывает ребятам “карусель” - обруч с лентами):
Ай, люли-люли-люли, карусель видна вдали.Хотят кататься детушки, и Ванюшки и Танюшки,Мальчики и девочки, куда же вы шагаете?
Идите вы на карусель – место прозеваете! (Дети подходят к обручу с лентами, каждый берет в руку ленту и двигается по кругу)
Физ. минутка
Закрутили, завертели колесо у карусели.Весело, весело, вместе ехать весело!Еле-еле, еле-еле, завертелись карусели,А потом, потом, потом,Все бегом, бегом, бегом!Тише, тише не спешите,Карусель остановите!Раз, два, раз, два!Закружилась голова.
Воспитатель: Посмотрите на иллюстрации работ мастериц - козульщиц. В виде кого, чего изображали козулю?
Дети: изображали сказочных зверей и птиц, рыб и т.д.
Воспитатель: После того как пряник испекся, его украшали цветной сахарной глазурью. Глазурь какого цвета чаще всего использовали для росписи козуль?
Дети: розовые, белые, нежные, спокойные и т.д.
Воспитатель: Посмотрите, как можно украсить пряник. Эти узоры состоят из разных линий, каких?
Дети: прямых, волнистых, ломаных, точек, сеточек, капелек и т.д.
Воспитатель: Сегодня мы с вами тоже будем “печь” пряники, только наши пряники в отличие от настоящих будут из соленого теста, и есть их, конечно же, будет нельзя, ну а вот играть… сколько пожелаешь.
Воспитатель: Ребята, у всех вас есть кусочки цветного теста.
- Из большого коричневого куска раскатываем с помощью скалки лепешку;
- Далее с помощью стеки из лепешки вырезаем по шаблону пряник.
Когда форма пряника будет вырезана, смочите салфетку водой, и аккуратно загладьте края “пряника” по контуру, чтоб они стали гладкими.
- Теперь необходимо украсить “пряник” “сахарной глазурью”: налепами цветного теста. предварительно надо смочить поверхность пряника в тех местах, где будет прикреплено украшение, для того чтобы украшение не осыпалось когда высохнет.
- Возьмите понравившийся вам шаблон и приступайте к работе.
Дети: приступают к работе.
В процессе лепки воспитатель помогает детям советом, если возникают трудности или ошибки, показывает каким способом преодолеть, исправить их.
Дети работают под музыкальное сопровождение русских народных мелодий.
По окончании работы проводим анализ работ, отмечаем какие разные, необычные получились пряники, вместе с детьми выбираем самый оригинально украшенный пряник и присваиваем автору работы звание “Пряничного умельца”.
Когда “пряники” высохнут, дети смогут использовать их в своих играх.