Урок по литературе Писатели нашего детства
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10 г. Дубны Московской области»
Урок внеклассного чтения в 5 классе.
Писатели нашего детства.
А.П.Гайдар «Тимур и его команда».
Урок разработала
Галина Борисовна Руслякова,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
e-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Программа под редакцией Коровиной В.Я.
.
Дубна 2016
Цель урока: активизировать читательскую активность пятиклассников.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Гайдара; проверить уровень знания текста произведения в форме викторины; продолжить обучение анализу художественного произведения.
Воспитательные: привлечь внимание ребят к «тимуровскому движению»; актуализировать в сознании пятиклассников идею помощи нуждающимся как общечеловеческую, христианскую.
Развивающие: воспитывать умение работать в группе, поддерживать других.
Оборудование урока: мультимедийная установка; принтер; сканер; тексты произведения, карточки,элементы костюмов.
Предварительная подготовка к уроку:
За 3 недели до планируемой даты урока все ребята взяли в библиотеке книгу А. П. Гайдара «Тимур и его команда»;
За 2 недели до урока каждый получил вопросник, необходимый для подготовки к викторине. Вопросы были поставлены учителем таким образом, чтобы детям интересно было читать и чтобы проверить, насколько они внимательны при чтении.
Были выбраны желающие участвовать в инсценировках, распределены роли.
Началось изготовление деталей костюмов.
Ребята под руководством учителя разбились на пять групп для обсуждения повести.
Используемые образовательные технологии: здоровьеразвивающие и здоровьесберегающие технологии, технология коллективного взаимообучения, развивающие технологии,обучение в сотрудничестве, критическое мышление через чтение, ИК-технологии.
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Сценарий урока.
Сообщение темы, целей урока.
Вступительное слово учителя.
Ребята, приближается 65-я годовщина Великой Победы, многие ваши сверстники участвуют в тимуровском движении, оказывая посильную помощь ветеранам, просто пожилым людям. А знаете ли вы, откуда пошла эта традиция?
Учащиеся отвечают, что, прочитав повесть А.П. Гайдара «Тимур и его команда», поняли смысл названия «тимуровское движение».
Знакомство с биографией А.П.Гайдара, представленной в форме презентации.
Учитель сопровождает показ комментариями:
Аркадий Петрович Гайдар (настоящая его фамилия Голиков) родился в городе Льгове Курской губернии в семье учителя, детство его прошло в Арзамасе.
На слайде вы видите маленького Аркадия с младшей сестрой. В 1918 году, скрыв, что ему всего лишь 14 лет, добровольцем ушел на фронт. В 16 лет командовал полком Красной армии. В1924 был вынужден оставить службу (сказались тяжелые ранения и контузия).
Начал писать. Рассказами Аркадия Петровича «Голубая чашка», «Горячий камень», «Чук и Гек» зачитывалась вся детвора.
Псевдоним « Гайдар» писатель, по всей вероятности, взял из тюркского языка. Дословно это означает «всадник, скачущий впереди».
С историей создания повести и последним периодом жизни писателя учащихся знакомит заранее подготовленный ученик.
Повесть «Тимур и его команда» вышла из печати в 1940 году. Сразу после нее началось активное «тимуровское» движение. На это время пришелся пик популярности Гайдара. По книге был поставлен фильм.
В 1941 году Аркадий Петрович добился отправки на фронт и погиб в первые месяцы войны.
В последнее время, к сожалению, произведения Гайдара незаслуженно забыты.
Мне хотелось хотя бы отчасти исправить эту несправедливость. Поэтому я и предложила вам, ребята, прочитать к уроку внеклассного чтения одну из самых моих любимых книг - «Тимур и его команда».
·Скажите, как вам читалось? (Большинство учащихся признались, что читали с большим удовольствием). Сейчас я проверю, насколько вы внимательные читатели, а поможет мне в этом викторина.
Викторина по содержанию произведения.
Вопросы
Предполагаемые ответы
1.Где и когда разворачивается действие повести?
Летом в дачном поселке под Москвой, конец 30-х годов.
2.Как зовут главных героев, их возраст?
Тимур, Женя, 13 лет
3.Воинское звание Жениного отца?
Полковник.
4.Какого цвета был котенок Ольги, сестры Жени?
Рыжий.
5.На каком инструменте она играла?
На аккордеоне.
6.Кого встретила Ольга, приехав в поселок?
Инженера Гараева и молочницу.
7.Что произошло с Женей, приехавшей на дачу?
Она испугалась собаки и забралась в чужой дом.
8. «Девочка, ничего не бойся. Все в порядке». Кто и почему прислал Жене эту записку
Тимур.
9.Что на самом деле происходило в поселке? Какая тайна связывала подростков?
Тимур Гараев и его друзья тайно помогали жителям поселка, чьи родственники служили в Красной армии, а также всем, кто нуждался в помощи.
10. «Лохматый старик. Холщовая рубаха. Широченные штаны в заплатках. Деревянный протез». Чей это портрет?
Дяди Тимура.
11.Когда и как Женя приблизилась к тайне ребят?
Когда случайно оказалась на чердаке, служившем местом сбора Тимура и его друзей.
12.Как звали собаку Тимура?
Рита.
13.Кем мечтала стать Ольга?
Инженером.
14 . Кто такие Квакин и Фигура?
Местные хулиганы, которым противостоит Тимур со своей командой.
15.Что такое ультиматум? Кто, когда и почему его составил?
Категорическое требование одной из сторон конфликта, предъявляемое другой стороне. В книге его составил Тимур и адресовал Квакину и Фигуре, чьи безобразия переполнили чашу терпения всех жителей поселка.
Зачитывается его содержание.
Подведение итогов викторины. Учитель сообщает, кто был наиболее активен, кто, наоборот, не сумел сориентироваться в прочитанном. За каждый правильный ответ учащиеся получили карточки, их количество будет учитываться при выставлении оценок в конце урока.
Творческая 5-минутка. Заранее подготовленные пятиклассники разыгрывают сцены из книги: а) « встреча Тимура и Квакина»;
б) « ссора Жени и Ольги».
Обсуждение прочитанного в группах:
Вопросы для обсуждения:
а) какой момент повести вы считаете самым важным и почему?
б) ваши впечатления о главных героях?
в) какова, по-вашему, идея повести?
г) считаете ли вы ее современной?
д) каково значение финала произведения?
Обсуждение показывает, что книга не оставила равнодушным никого. Ребята соотнесли поведение гайдаровских героев со своим собственным и сделали правильный вывод о том, что книга не устареет, так как всегда люди будут нуждаться в помощи и поддержке. А еще, отметили учащиеся, так гораздо интереснее проводить каникулы: Тимура и его команду объединяла тайна, они помогали другим бескорыстно, были настоящими друзьями.
Подведение итогов урока. Учитель благодарит всех, отмечает активность обсуждения, неравнодушие ребят, еще раз акцентирует внимание на верности выводов, оценивает всех. Участие в викторине и работа в группах позволяет сделать это.
Домашнее задание: сочинение-рассуждение « Хотел бы я стать членом команды Тимура и почему?»
Список использованной литературы:
А.П.Гайдар «Тимур и его команда». Собрание сочинений в четырех томах. Том второй. - М., «Детская литература,1980.
Борис Камов «Партизанской тропой Гайдара» - М., «Детская литература», 1973.
Интернет ресурсы: http://ru.wikip
13PAGE 15
13PAGE 14215
15