Статья на тему:Опыт использования и внедрения видов устного контроля знаний

Опыт использования и внедрения видов устного контроля знаний

Многообразие методов контроля знаний достаточно широко представлены в методической литературе, Анатолия Гина «Приемы педагогической техники», Александра Колеченко «Энциклопедия педагогических технологий», описанные технологии вырастают из теории Беспалько, Шаталова и других.
Также много интересной информации размещено на сайте Международной Лаборатории образовательных технологий, которая объединяет разработчиков из Белоруссии, Латвии, России, Украины.
Мне бы хотелось сегодня остановиться на некоторых методах контроля знаний, применяемых преподавателями нашей комиссии, которые интересны не только на уровне идеи, а именно на уровне ее воплощения.
Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Показатели контроля служат главным основанием для вынесения суждения о результатах обучения. Данные контроля констатируют результаты и оценку учебной деятельности не только отдельных студентов, но и состояние учебно-воспитательной работы всей специальности, подсказывают меры, необходимые для ее совершенствования. Среди всего многообразия используемых в колледже видов и форм контроля остановимся более подробно на видах устного опроса.
На первом занятии новой темы мы знакомит студентов с «базовым листом контроля». В нем перечислены основные компетенции, правила, понятия, формулировки и формулы, которые обязан знать каждый студент, в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки студентов по дисциплине. Первая его половина  обязательный минимум для всех. Вторая половина содержит добавочные вопросы для претендентов на «отлично». Базовые листы студенты вклеивают в конспект, это позволяет уже с самого начала изучения курса составить отчетливое представление о дисциплине, в частности, планировать темп и глубину самостоятельной работы по курсу, проектировать желаемую итоговую оценку.
Одна из самых традиционных форм контроля - устный опрос, способствующий выработке быстрой реакции на вопросы, развитии связной речь. Но при использовании такой формы – один студент отвечает, а в это время слушают примерно 20%, остальные занимаются своими делами. К сожалению, это делает устный опрос достаточно неэффективным. Но и отказываться от него не следует, а разнообразить просто необходимо, так как он формирует очень важные умения публичного выступлении и защите лабораторных, практических работ, а также курсовых и дипломных проектов.
Во многом проблемы повышения эффективности устного опроса решает прием, который на нашей специальности называется «сигнализация» при опросе студенты поднимают «сигналлеры» (карточку) красной или зеленой стороной к преподавателю, сигнализируя о своей готовности к ответу. При использовании «сигналлера»: пассивность невозможна. Студент вынужден каждый раз явно  для себя и для преподавателя зафиксировать готовность, то есть оценить свои знания.
Также этот метод можно использовать при «атаке мыслей» - решение учебной или производственной проблемы посредством объединения творческих мыслей студентов, создание «коллективного мозга».
«Опрос по цепочке» применим в случае, когда предполагается развернутый, логически связный ответ, например этапы проектирования, сдача объекта в эксплуатацию, ответ одного студента прерывается в любом месте и передается другому жестом преподавателя. И так несколько раз до завершения ответа.
«Щадящий опрос» это когда преподаватель проводит тренировочный опрос, сам не выслушивая ответов студентов. Студенты работают в паре. Преподаватель задает вопрос. При этом каждый студент дает ответ на этот вопрос своему соседу по парте. Затем на этот же вопрос отвечает преподаватель или студент. Каждый студент при такой форме опроса выступает и в роли отвечающего, и в роли контролирующего. В конце опроса ребята выставляют друг другу оценки.
«Идеальный опрос» студенты сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом преподавателю. Вопрос: кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? (студенты поднимают руки.) На «4»? На «3»? Спасибо... Но идеального-понемногу.
«Тихий опрос» беседа с одним или несколькими студентами происходит полушепотом, в то время как группа занята другим делом, например письменной работой.
«Лотоопрос» опрос с включением игровых элементов, например, мы использовали его на консультации к экзамену, каждый студент доставал бочонок с № экзаменационного вопроса и кратко отвечал.
«Взаимоопрос» студенты опрашивают друг друга по базовым листам.
«Консультанты на опросе» одна группа студентов-консультанты могут пользоваться конспектом, а другая студенты – отвечающие, работают в паре.
«Консультанты – шефы» преподаватель сообщает в группе старшего курса, что им предстоит принять зачет по такой-то теме, которую младший курс уже изучил. Опыт показывает, что 4-курсники повторяют, а некоторые заново изучают учебный материал, так как они этого не сделали на младших курсах, глубже понимают материал и его запоминают. А 3-й курс старался понять и запомнить материал так, чтобы выглядеть достойно в глазах 4-го курса. Студенты 3-го курса также серьезнее готовятся к уроку, чем обычно.
«Диктофонный опрос» студенты пользуются телефонами иногда не по назначению, поэтому им предлагается записать свой ответ, например при защите лабораторной работы, или определение, термин на диктофон телефона и прослушать, сравнить с эталоном. Этот прием можно также использовать при подготовке доклада к защите курсового, дипломного проектов.
Наглядность при устной форме метода контроля должна охватывать все содержание курса, например с помощью таких видов опроса как:
«Опрос по видеосюжету»; «Фотоопрос»; «Прибороопрос» которые проводятся с помощью технических средств обучения, позволяют выявить уровень усвоения знаний, пользуются большой популярностью у студентов, вызывают живой интерес к теме, дисциплине, специальности.
Каждый вид устного контроля может применяться индивидуально или комбинированно, как на одном занятии, так и по ходу изучения дисциплины в целом. Посредством устного контроля выявляется успешность обучения и соответствие хода учебного процесса поставленным целям.
Систематичность и регулярность контроля позволяют повысить эффективность управления учебно-познавательной деятельностью за счет своевременной корректировки работы преподавателя и студента на основе анализа результатов обратной связи в усвоении учебного материала и принятие оптимальных решений в управлении качеством подготовки специалистов, стимулирование ритмичной самостоятельной работы студентов с учетом индивидуальных способностей и интересов.
Ю.Н.Михайленко – преподаватель специальности 210723 «Сети связи и системы коммутации»
Литература:
А. К. Колеченко Энциклопедия педагогических технологий. Материалы для специалистов образовательных учреждений.- СПб.: КАРО, 2002
А.Гин. Приемы педагогической техники.-М .: Вита-Пресс, 2007
Дьяченко В. К. Организация структуры учебного процесса и его развитие. М.: Педагогика, 1989.
www.trizway.com
Разработки уроков преподавателей специальности 210723 «Сети связи и системы коммутации».-ЮУрГТК, 2011-2014