Психологический климат на уроке математики как условие поддержания оптимальной работоспособности педагога и обучающихся.


Психологический климат на уроке математики как условие поддержания оптимальной работоспособности педагога и обучающихся.

Свое выступление я хотела бы начать с притчи:“Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?” А сам думает: “Скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Все в твоих руках”. Эта притча взята не случайно, так как именно в наших руках, руках учителей, возможность создать как в конкретном классе, так и в школе, такую атмосферу, в которой школьники смогут чувствовать себя «как дома».
Создание психологического климата в классе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач в работе педагога с детьми. Атмосфера урока выступает необходимым условием, обеспечивающим развитие школьника: ребенок либо раскрывается, проявляет свои способности, активно сотрудничает с педагогом и другими учениками, либо, напротив, замыкается, становится пассивным, отстраненным.
Выделяется ряд факторов, способствующих благоприятному психологическому климату:
Учитель должен входить в класс с хорошим бодрым настроем и уметь настроить себя на жизнерадостную с детьми параллель. Учителю вообще должно быть присуще желание и стремление общаться с детьми, общаться в доброжелательной форме.                                  
Любое эмоциональное состояние, включая эмоциональное отрицательной модальности, можно выразить в деликатной форме.
Учитель должен хорошо знать возрастные психофизические особенности учащихся, а также развивать в  себе педагогическую наблюдательность, чтобы гибко и адекватно реализовать на ту или иную ситуацию на уроке.
Трудности в усвоении учебного материала учащимися коррекционных школ нередко приводят к снижению интереса к учению. Особенно трудным, а иногда и нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, ведь для успешного овладения математическими знаниями, необходимо умение сравнивать, обобщать, а эти функции у учащихся коррекционных школ резко снижены. Поэтому для успешного овладения математическими знаниями необходимо постоянно пробуждать их интерес к учебным занятиям, увлекать, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Основные педагогические приемы, которые я использую для создания благоприятного психологического климата:
Начало урока.
Начать урок можно с настройки, например, познакомить с планом урока, что делают учителя практически на каждом уроке. Но сделать это лучше в полушуточной манере.
«Найдем в тайниках памяти что-нибудь ценное (учитель называет тему повторения). Потом попробуем ответить на вопрос…» (называется тема урока в вопросной форме). Или можно обратиться к учащимся с загадочной улыбкой, интригующим сообщением, что сегодня мы с вами познакомимся с очень интересным материалом, знание которого очень пригодится вам в жизни.
Привлекательная цель.
Вспомним фильм «Джентльмены удачи». Воспитанники детского сада не хотят есть кашу. Заведующий детским садом, герой Евгения Леонова, не заставляет их насильно есть, а предлагает ребятам основательно подкрепиться перед полетом в космос. Такая цель понятна и привлекательна – и вот ребята уже с удовольствием поглощают ненавистную кашу. Здесь использован простой педагогический прием, который применим в школе, независимо от возраста и предмета обучения. Перед учеником ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую, он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Так я часто на уроке предлагаю совершить путешествие в страну сказок и помочь героям разгадать какой-нибудь ребус. Игровая учебная деятельность.Если на уроке нужно проделать большое число однообразных упражнений, что зачастую вызывает скуку у ребят, можно включить их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели. Например, вместе с детьми «покоряются вершины». Решая примеры, перемещаются фигурки альпинистов на соответствующее количество шагов. Чтобы альпинист покорил вершину, нужно правильно решить много примеров. Или можно провести «эстафету». На доске написаны примеры в 2 столбика, ученики разбиты на 2 команды. Первые участники игры от каждой команды одновременно подходят к доске, решают первое задание из своего столбика, затем возвращаются на места, отдав мел второму члену своей команды и т.д. выигрывает та команда, которая быстрее и без ошибок выполнит свое задание.
Оценивание.
Очень часто на уроках математики можно услышать слово «хорошо»- в разных интонациях и по разному поводу. Учитель этим словом завершает одну часть урока и переходит к следующей: «Хорошо, а теперь перейдем к решению задач». Учитель этим словом хвалит ученика. Им же выражает свое согласие с учеником и несогласие тоже: «Хорошо, но как же ты тогда объяснишь вот это?». Но ведь в русском языке много других слов, с помощью которых можно выразить свое отношение к работе учеников.
Атмосферу доброжелательности и сотрудничества на уроках я создаю с помощью таких приемов:
снятие страха («Ничего страшного», «С этой задачей ты легко справишься, зная свойство…»»;
скрытая инструкция («Ты же помнишь, что …»);
педагогическое внушение («Приступай же!», «Я знаю, что ты умеешь»);
авансирование («У тебя получится, так как …»);
персональная исключительность (« Только у тебя это может получиться»; «Без тебя мы не справимся»);
усиление мотива («Нам это так нужно);
высокая оценка детали («Вот это у тебя очень хорошо получается!»).
Завершение урока.
Завершающим этапом урока является подведение итогов, самоанализ, рефлексия. Учащиеся заканчивают предложения: « Сегодня на уроке я научился …..», « Мне понравилось….», « Мне не понравилось….», « Мне было интересно….», « Я смог…», « Я не смог…», « Мне хотелось бы…», « Мне удалось…» и т.д. Овладение навыками самоанализа имеет большое значение для развития личности школьника.
Мы постоянно говорим об индивидуальном подходе к каждому ученику. По-моему, индивидуально подойти к ребенку на уроке – значит создать для него психологически комфортные условия. И это вовсе не означает, что ему надо ставить только положительные оценки, спрашивать только тогда, когда он хочет, позволять ему на уроке играть в мобильный телефон или разговаривать с соседкой по парте. Психологический комфорт – это снятие страха перед уроком, наполнение смыслом работы и развитие осознания учеником его собственной личностной значимости. Иными словами, зная индивидуальные особенности детей, учитель должен не забивать их, исключительно выстраивая железную дисциплину, а, наоборот, всячески поддерживать и помогать им самоутверждаться в своих же собственных глазах. А учебный материал должен стать базой для самореализации учеников.