Стендовый доклад на тему Обществоведческое эссе — путь к социализации личности


ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОЕ ЭССЕ –
ПУТЬ К СОЦИАЛИЗАЦИИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Автор доклада:
Канчурина Елена Николаевна
Начиная с великого швейцарца Иоганна Песталоцци, прогрессивные педагоги трудятся над созданием такой образовательной системы, которая позволила бы раскрыть главный талант в любом ребенке и помогла бы гармонично развить все задатки полноценного человека: интеллектуальные, физические, нравственные. Однако до сих пор успех в этом благородном деле сопутствовал лишь отдельным энтузиастам. И мы, практикующие учителя, тоже пытаемся решать эту проблему, тем более она актуальна для современной образовательной среды, когда надо решать новые задачи, встающие перед страной, школой, семьей. Сегодня задача педагога заключается не в том, чтобы передать знания, а в том, чтобы научить детей получать знания и пользоваться ими, благодаря которым человек становится дееспособным участником социальных связей.
ЦЕЛЬ моей работы – создать комфортные условия для учеников, чтобы они могли успешно адаптироваться в современной образовательной среде, вооружить их навыками, умениями, знаниями для формирования принципов социального поведения.

ЗАДАЧИ:
Определить показатель и критерии адаптированности школьников к образовательной среде.
Выявить группы школьников с различным характером адаптации к образовательной среде и особенности их психического развития.
Определить психологические факторы успешности адаптации.
Определить и экспериментально проверить психологопедагогические условия успешной адаптации и социализации учеников в средней школе.
НОВИЗНА – попытка создать собственную систему приемов и методов успешной адаптации школьников к процессу социализации.
МЕТОДЫ выполнения работы: беседа, воспитательные ситуации, изучение опытной работы школы, наблюдение, анализ.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Объектом моей работы являются ученики 10-11 классов. Уже много лет подряд они выбирают обществознание для сдачи ЕГЭ, поскольку этот предмет востребован по многим направлениям. Для успешной сдачи экзамена мало овладеть азами этого предмета, надо, как минимум, хорошо ориентироваться также в истории и литературе. Но далеко не все учащиеся высокомотивированы на изучение этих предметов – это одна проблема, которую надо решать. Другая – современные дети практически не читают книги. Третья проблема может послужить одновременно и решением – это «цифровое поколение» и умение пользоваться информацией может стать отличным инструментом для обучения.


Встает вопрос, как в этих условиях адаптировать образовательную среду для успешной социализации личности. Здесь нельзя переоценить роль факторов социализации, таких как создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста. В то же время нельзя переоценить и роль социальных факторов формирования личности. Еще Аристотель писал, что душа есть «неисписанная книга природы, опыт наносит на ее страницы свои письмена». Д.Локк считал, что человек рождается с душой чистой, как доска, покрытая воском. Воспитание пишет на этой доске, что ему заблагорассудится. Переоценка роли (Гельвеций, Дидро) привела к заключению: чтобы изменить человека, надо изменить среду. Но среда – это прежде всего люди. Чтобы изменить среду, надо изменить людей. Поэтому я всегда ставлю себя на место учеников, чтобы им помочь, надо разобраться в себе и главный акцент я делаю на саморазвитие. Но на это надо нацелить. В беседах, педагогических ситуациях привожу примеры из собственной жизни, из литературы. Один из приемов – это обществоведческое эссе. Посредством этого приема решаются практически все задачи, поставленные мною выше. Сегодня обществоведческое эссе помогает справиться с литературным.
Для написания эссе проводится многолетняя работа, где уже есть определенные результаты. Практически все ученики выполняют это задание на экзамене, на олимпиадах, конкурсах пишут на максимальное количество баллов. Эти же навыки помогают в дальнейшем при обучении в ВУЗах.
Работа проводится в несколько этапов:
- знакомство с критериями написания;
- «проба пера», что называется, дорогу преодолеет идущий – методом проб и ошибок оттачивается мастерство написания. На этом этапе дети работают в группах, где обмениваются мнениями, оценивают работу друг друга в соответствии с критериями, подбирают аргументы, а это мотивирует на изучение литературы и истории;

Таким образом, посредством такого приема, как обществоведческое эссе, затрагивается целый пласт факторов социализации личности.