Конспект НОД по познавательному развитию Тема: «Дикие животные зимой» (Старшая группа)
Конспект НОД по познавательному развитию
Тема: «Дикие животные зимой»
(Старшая группа)
Цель:
расширение знаний о диких животных, расширение представлений об особенностях приспособления животных к окружающей среде.
Задачи:
Образовательные:
упражнять в умении соотносить внешние особенности со средой обитания, повадки со способами питания. Упражнять в умении выделять и называть отличительные особенности питания и обитания.
Развивающие:
Развить координацию речи с движениями. Развивать зрительное внимание.
Воспитательные:
воспитание любви и бережного отношения к природе.
Материалы и оборудование:
картинки на слайдах, загадки; запись музыки, массажные шарики, игрушки животных и муляжи еды для них, мешочек.
Ход занятия:
Слайд 1 (см. приложение)
--Дети, посмотрите какая у меня красивая снежинка. Сейчас мы будем передавать её друг другу и называть любое слово, связанное с зимой. (Мороз, снег, метель, вьюга, лёд, санки и т.д.)
--На прошлом занятии мы говорили с вами о зимующих птицах.
Назовите их. (Ответы детей).--Легко ли птицам зимой? (нет)
--Как вы думаете, кому ещё зимой приходится трудно? (Дик.жив.)
--Хотите узнать, как зимуют животные в лесу. (Да)--Давайте отправимся в путешествие, в лес. Только на чём? (ответы)--Дети, так, как сейчас зима, предлагаю отправиться на лыжах.
--Ну что ж, одевайте (имитируют) шапки, куртки, сапоги и лыжи.
Берём палки и вперёд! (звучит музыка со звуками метели и вьюги).
Слайд 2 (картина «Зимний лес»).
Вот мы и в лесу! Какой здесь чудесный морозный свежий воздух. Давайте подышим, будем вдыхать носом, а выдыхать через нос (дыхательная гимнастика). Посмотрите как красиво здесь. Что вы видите на картине? (ответы детей).
Посмотрите, сколько тут различных следов . А по-другому и быть не может, ведь лес-это дом, и в нем много лесных жителей. Кто тут живет? (звери, птицы) А как мы должны вести себя в лесу? (тихо, как в гостях) А как мы назовем животных, живущих в лесу? (дикие животные). А кто именно живет в нашем лесу и как они зимуют, мы узнаем, отгадав загадки. (Для удобства на интерактивой доске выводится текст загадок, при отгадках- изображения животных).
1.По снегу бежит-петляет
К лету шубку меняет
На снегу его не видно
Волку и лисе обидно. (Заяц)
Слайд 3 ( показ картинки)
--Какая шубка у зайца? А летом? (ответы)--Зачем он меняет её? (ответы детей)
--Есть ли дом у зайца? (ответы детей)
--Что вы можете сказать о лапах? (передние- короткие, а задние- длинные)
--Да, это так. Во время прыжка он выбрасывает сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние .Поэтому заяц легко взбегает на горку, а вот спуститься с горы ему очень трудно. Есть такая пословица» В гору вскачь ,а с горы хоть плач»
--Чем питается заяц? (корой деревьев, замёрзшей ягодой,)--Ну что, о зайце мы всё узнали, идём дальше.
Отгадайте следующую загадку:
2.Загадка: Хвост пушистый, мех золотистый
В лесу живёт, а в деревне кур крадёт. (Лиса)
Слайд 4 (показ картинки)--Как вы думаете, лиса запасает корм на зиму? Чем она питается?
(ответы детей)--Под снегом она чувствует, где пробежала мышь или другой мелкий грызун, ловит зайцев. Ну, а если не довелось поймать зайца, лиса идёт в ближайшую деревню и ворует кур.--А у лисы есть дом?
Молодцы, идём дальше.
--Дети, а почему мы в лесу не видим ежа? (зимой спит)
--Где спит еж? (в норках)
--Сейчас я расскажу о еже сказку, а вы мне поможете.
Массаж с колючим мячиком «Маленький ёжик»
(дети стоят в кругу, у каждого в руках массажный мячик)
--Катится колючий ёжик, нет ни головы ,ни ножек.
--По ладошке бежит, и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
(шарик между ладошками)
--Мне по пальчикам бежит, бегает туда-сюда
--Мне щекотно, да, да, да, уходи колючий ёж
--В тёмный лес, где ты живёшь.
(пускаем мяч по ладошке и ловим подушками пальцев)
Слушайте следующую загадку
3.Загадка: Хожу в пушистой шубке
Живу в густом лесу
В лесу на старом дубе
Орешки я грызу (белка)
Слайд 5 (показ картинки)
--Как называется дом, в котором живёт белка? (дупло)
--К зиме белка утепляет своё гнездо. Строит она его в развилках веток, в дуплах деревьев, делает запасы, может съесть побеги кустарников и почки деревьев.--Почему так говорят «Белку ловить - ножки отбить»?(ответы детей)
--Белка очень ловкий и проворный зверёк. Целый день прыгает с ветки на ветку. Прячется от своих врагов среди густых ветвей и в дуплах.
Следующая загадка:
4.Загадка: День и ночь по лесу рыщет
День и ночь добычу ищет
Ходит, бродит он молчком
Уши серые торчком (Волк)
Слайд 6 (показ картинки)
--Как называется дом волка? (логово)
--Чем питается волк? (ответы детей)
5.Загадка: Кто в лесу огромней всех?
Кто богатый носит мех?
Кто в берлоге до весны
Днём и ночью смотрит сны? (Медведь)
Слайд 7(показ картинки)--Как называется жилище медведя? (берлога)
--Кто знает в какое время года у медведицы рождаются медвежата?
--Зимой. Потому, что только зимой у медведя есть дом.--Пока медведи спят, мы поиграем в игру.
Физ. минутка: Пальчиковая гимнастика:
У зверей четыре лапы (Ходим по кругу )Когти могут поцарапать (Пальцы двигаются как коготки)
Не лицо у них, а морда (Соединить пальцы двух рук, образовав шарик)
Хвост, усы, а носик мокрый (Волнообразные движения рукой, «рисуем» усы, круговые движения пальцем по кончику носа)
И, конечно, ушки (Растираем ладонями уши)
Только на макушке (массажируем две точки на темени)
Этого лесного красавца вы узнаете, если отгадаете
6.Загадку: Тяжелы рога по весу
Ходит важно он по лесу
Он хозяин, а не гость-
Хмурый и сердитый. (Лось)
Слайд 8 (показ картинки)--Как вы думаете, чем питается лось? (ответы детей)
--К числу основных кормов лосей относится ива, сосна, осина, рябина
--Дети, подумайте и ответьте, могут ли выжить лесные животные без кормов зимой? (нет)
--Кормят и заботятся о лесных животных - лесники. Для всех животных в лесу они делают «Пункты питания»
Слайд 9(показ картинки)
Ребята, посмотрите, избушка лесника.
Слайд 10 (показ картинки)
Посмотрю, нет ли его дома? Лесника нет, но он оставил угощения для наших зверей. Давайте их покормим. Перед вами «Волшебный мешочек» с кормом для зверей. Будем по очереди вытягивать предметы и угощать животных. (На стол выставляются игрушки зайца, медведя, белки, волка, лисы, ежа; в мешочек складываются капуста, мед, шишки, грибы, курочка, бекон)Вот мы и вспомнили названия диких животных. А сейчас звери сыграют с нами в игру « Тени».
Слайд 11. Презентация «Тени» Отгадайте, какое это животное.
Молодцы, вы справились с этим заданием.
Теперь мы знаем все о диких животных, потому что сегодня мы с вами побывали у них в гостях, узнали много интересного об их жизни.
--Ну, что ж, наше путешествие закончилось. Пора возвращаться домой. Поехали!!! (имитация езды на лыжах под музыку)
Итог:
--Понравилось ли вам наше путешествие?
--Что нового вы узнали? (ответы детей)
--Будем оберегать птиц и зверей? (Да)-- А лесник вам оставил угощение.