Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора оптимизации воспитательного процесса.


Методическая разработка классного руководителя 9»В» класса Каламацкой Н.Н.
Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора оптимизации воспитательного процесса.
Актуальность проблемы творческого развития детей как фактора оптимизации воспитательного процесса.
Общественные преобразования, происходящие сегодня в нашем обществе, предъявляют все возрастающие требования к раскрытию творческих способностей человека, делают особенно актуальной проблему развития творческой активности как интегрального качества личности наиболее адаптируемого к новым социально-экономическим условиям. Это связано, во-первых, с общей тенденцией развития личности, возрастанием роли гуманистических задач современности и объективно возникшей необходимостью реализации резервов личностного становления молодых людей; во-вторых, это связано с современными проблемами воспитания; в-третьих, обуславливаются психологическими особенностями одаренных детей, имеющимися проблемами в их развитии. Поэтому проблемы психологии творчества, специальных способностей и возможностей оптимизации этого процесса были предметом изучения многих психологов (С. А. Рубинштейн, Я.А. Пономарев, О. К. Тихомиров, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, В. Н. Дружинин, В. М. Русалов и др.).
По мнению Г.Л. Цукерман первая реальная возможность «зачатия и рождения» индивидуализированного субъекта саморазвития открывается в начале подросткового возраста, однако подготавливать этот процесс саморазвития можно и нужно заранее, «создавая питательную среду для развития самосознания». Данный подход обусловлен пониманием того, что школа не только «готовит к жизни, она уже есть сама жизнь и здесь дети должны приобретать жизненный опыт не в вымышленных, а в реальных ситуациях». Следовательно, формирование и развитие личности в подростковом возрасте определяется тем, насколько успешно и социально приемлемо реализует ученик свою активность в учебной деятельности. Различные формы активности являются важнейшими показателями человеческой индивидуальности, «в которой воплощены великие возможности исторической природы человека».
Особенности творческой деятельности получили достаточно широкое освещение в философской и психолого-педагогической литературе: творческая природа познания (В.А. Андреев, Б.М. Кедров, М.Г. Ярошевский ); активность учения (Л.П. Аристова, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, ); закономерности развития личности в процессе обучения (В.В. Давыдов, И.В. Дубровина, Л.С. Занков, ); дидактический акцент проблемы изучен Ю.К, Бабанским,Б.П.Есиповым,Г.И.Щукиной.
Многообразие подходов к исследованию проблемы познавательной активности школьников, в том числе и творческой активности, условий активизации познавательной деятельности учащихся, с одной стороны, является свидетельством ее актуальности, а с другой, - многоплановости.
Таким образом, в настоящее время определилось противоречие между объективной необходимостью развития учебной активности каждого подростка как в процессе репродуктивной, так и в творческой учебной деятельности в современных условиях системы школьного образования и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий такого развития.
Каковы психолого-педагогические условия развития творческой учебной активности подростков?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста.
Объект исследования: процесс развития творческой активности учащихся 9»В» класса.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческой активности учащихся подросткового возраста.
Гипотеза исследования основывается на том, что процесс развития творческой активности подростков может быть более успешным и эффективным, если в ходе учебно-воспитательного процесса будет реализованы следующие психолого-педагогические условия:
создание благоприятного психологического климата и ситуаций успеха в рамках учебно-воспитательного процесса;
применение в процессе обучения эвристических методов решения творческих задач: «мозговая атака», метод эвристических вопросов, метод личной аналогии, метод организованных стратегий;
использование программы «Развитие творческой активности», предполагающей применение различных форм и методов педагогического взаимодействия: тренинговые занятия, практические занятия, групповые дискуссии, игры, упражнения, рассказ, беседа, рефлексия эмоций и чувств и др.
В соответствии с целью и гипотезой определены следующие задачи:
1. Раскрыть сущностно-содержательную характеристику понятия «творческая активность», «развитие творческой активности» в контексте психолого-педагогического исследования.
2. Теоретически обосновать комплекс психолого-педагогических условий повышения эффективности развития творческой активности подростков.
3. Апробировать комплекс психолого-педагогических условий, направленных на повышение эффективности развития творческой активности учащихся подросткового возраста.
В исследовании были применены теоретические и экспериментальные методы исследования.
Теоретические методы: системный подход, теоретический анализ, обобщение и классификация научных данных, сравнение.
Эмпирические методы: опросно-диагностические (анкетирование, тестирование); практические (анализ продуктов деятельности); экспериментальные (формирующий эксперимент).Теоретическая значимость данной работы заключается в разработке структуры творческой активности учащихся на основе которой возможно построение конкретных учебных программ и в обосновании комплекса психолого-педагогических условий, способствующих повышению эффективности развития творческой активности подростков.
Самообразование классных руководителей - одно из условий успеха в организации воспитательной работы.
Под самообразованием следует понимать специально организованную, самостоятельную познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Необходимость самообразования диктуется постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, необходимостью перестраивать свою деятельность, для решения новых, более сложных задач.
Суть самообразования заключается в умении самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональном.
Основными принципами самообразования являются непрерывность, целенаправленность, интегративность, единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность, опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Индивидуальная самообразовательная работа.
Индивидуальная самообразовательная работа организуется с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек,
- музеев, выставок, театров, клубов,
- экскурсий,
- научных, технических, художественных, спортивных обществ,
- исследований, экспериментов, творческих дел и заданий,
- общения с учеными, интересными людьми,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности и т.д.