Внеклассное мероприятие в 7 классе на тему «За чистоту русского языка»

Внеклассное мероприятие в 7 классе на тему:
«За чистоту русского языка»
подготовила учитель русского языка и литературы
Кондрашкина Валентина Михайловна
г. Москва


Эпиграф

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре –
Выучи русский язык
(Абдула Сабир)

На сцене висят плакаты:
«Наш язык – наш меч, наш свет, наша любовь, наша гордость.
Паустовский К.Г.
« Дивишься драгоценности нашего языка, что ни звук, то и подарок.»
Н.В.Гоголь

«Русский язык выразителен, гибок, послушен, вместителен.»
А.И.Куприн

На сцену выходят четыре чтеца.



1 ведущий.
Великий, могучий, правдивый, свободный
Живительной силы родник.
Тебе посвящаем мы вечер сегодня
Наш гордый, наш русский, родной наш язык!
2 вед.
Величьем океану сродный,
Весь воплощенье наших сил,
Он – отсвет жизни всенародной
В своих глубинах отразил.
3 вед.
Ты – светоч и звон,
Ты – цветенье народа.
Ты в бурях кровавых столетий возник.
В тебе справедливость, протест и свобода,
О, громкий, могучий, великий язык!
4 вед.
Самое ценное сокровище, которое создал наш народ - это русский язык! Русский язык является одним из самых богатых и развитых языков мира.
1 вед.
Но мы сегодня собрались поговорить не о величии языка , а о бережном к нему отношении. О бережном отношении к слову..
2 вед.
Слово Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве
Выходят чтецы.
1 чтец.
Слова бывают разные –
То дельные, то праздные,
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
2 чтец.
Есть слово – утешение
И слово- удушение.
Есть трезвые и пьяные,
Лукавые, туманные.
3 чтец.
Есть чистые, алмазные,
А есть – бесстыдно – грязные.
Одни помогут выпрямить.
Другие – душу вытравить.
4 чтец.
Есть речь, огнем горящая,
Есть пламенем смердящая
Слова высокой доблести,
И самой низкой подлости.
3 вед.
Но к большому сожалению, мы сегодня не бережем слово, засоряем наш язык жаргонизмами, вульгаризмами, сленгом, иностранными словами .А все потому, что не хотим учиться, развивать свои способности
4 вед.
Предлагаем вашему вниманию инсценированное стихотворение Г.Граубина « Ленительный падеж».

1 вед.
Посмотрите сценку «На уроке»
2 вед.
А сейчас послушайте стихотворение Э. Мошковского о том, как слова-паразиты засорили нашу речь.
1 чтец.
Мы засорили нашу речь.
Живем то «клево», то в «прикиде».
Язык не можем уберечь,
А он , наш друг, на нас в обиде.
2 чтец.
«Блины « висят на языке,
И грубые слова.
И без конца из уст летит
Хула, хула, хула.
3 чтец.
Общение стало жаргонным, блатным,
Речь резкой, язвительной, злобной.
Чтоб быть независимым и крутым,
Из уст летит мат отборный.
3 вед.
Почему же гнилые, бранные слова становятся сегодня нормой нашего языка? В Евангелии от Луки говориться: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, - а злой человек из злого сокровища сердца своего , выносит злое. Ибо от избытка сердца говорят уста его»
4 вед.

«С чем сравнить язык в устах человека – вторит Библия. Это ключ сокровищницы, когда дверь заперта, никто не может знать, что там: драгоценные камни или только ненужный хлам»

1 вед.
Так неужели в сокровищнице сердца нашего народа уже не осталось драгоценных камней возвышенной великой культуры!?
2 вед.
Разгул наркомании и пьянства, хамства и зависти, алчности и разврата достиг в наше время неистового размаха.
Стих. Надсона «Желание»

3 вед.
Матерная ругань есть явное проявление зла в человеке.
4 вед.
Русский народ издревле именует матерщину сквернословием - от слова «скверна»
1 вед.
Этому слову Владимир Даль дает развернутое толкование в своем словаре: «Скверна - мерзость, гадость, пакость- все гнусное, противное, отвратительное, непотребное»
2 вед.
Мистические корни сквернословия уходят в далекую языческую древность. Люди дохристианской эпохи , стремясь оградить свою жизнь от злобных нападок демонического мира, вступали с ним в контакт посредством скверной брани.
3 вед.
Сквернословие являлось языком общения с демоническими силами.
(Картины природы)
(выходит юноша в русском костюме и говорит)
(Портрет матери с ребенком)
4 вед.
В Библии Заповедь пятая призывает «Почитай отца своего и мать свою ,чтобы продлились дни твои на земле»
1вед.
Еще в 4 веке сквернословие было осуждено как грех: непотребными словами оскорбляют честь МАТЕРЕЙ семейств и целомудрие других.
2 вед.
Тот, кто употребляет скверную брань, позорит прежде всего честь своей матери , нагло ругается над законами рождения .Сам он воспитан МАТЕРЬЮ
3 вед.
(Звучит песня о МАТЕРИ)
4 вед.
Слово МАТЬ – свято и неприкосновенно. Безумен тот, кто дерзает произносить грязные слова по отношению к МАТЕРИ.
1 вед.
Стих. «О МАТЕРИ» (С какою нежностью покоит на руках)
2 вед.
Особенно печально, что сквернословие по своей обыденности и распространенности многими не считается за порок.
3 вед.
Нецензурными словами перекидываются даже влюбленные.
4 вед.
Грязная брань порой звучит в семье, невидимо подтачивая ее духовные основы.
1 вед.
Не может устоять дом, в очаге которого не горит огонь ЛЮБВИ. А ЛЮБОВЬ и СКВЕРНОСЛОВИЕ никогда не уживутся в одном доме.

СТИХ «ХРИСТОС С ТОБОЙ» ( В это время гаснет свет, зажигаются декоративные свечи перед репродукциями картин женщины – матери и иконы БОГОРОДИЦЫ)
2 вед.
МАМА, мать, матушка- РОССИЯ, Родина – мать, МАТЕРЬ БОЖИЯ – ПОКРОВИТЕЛЬНИЦА РОССИИ.
3 вед.
Испокон века МАТЬ в русском языке объединяло три понятия: ЖЕНЩИНУ, давшую нам жизнь, РОССИЮ- дом ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ и САМУ ЗАСТУПНИЦУ МИРА.
4 вед.
Поэтому и брань, направленная на одну из трех, воспринималось как общее оскорбление
Аудиозапись «БОГОРОДИЦА, ДЕВО, радуйся
1 вед.
Православная Россия знает - сквернослов лишается ПОКРОВА БОЖЬЕЙ МАТЕРИ, ЕЕ защиты.
2 вед.
Он становится изгоем в собственной стране, ибо слава России держится не на гнилых словах нецензурной брани, а на сияющих словах ЛЮБВИ, произнести которые способно только великое сердце, сердце патриота своей страны.
(Картины русской природы: деревня, погост)
Стих. Н.Рубцова «Тихая моя Родина»
3 вед.
Именно нашей стране, нашему народу дарован язык редкой красоты, богатства и выразительности.
(Картины русского леса, лугов)
4 чтец.
Великий русский ученый Михаил Ломоносов писал: «в русском языке сочетается великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, краткость греческого и латинского языков»
1 вед.
Если мы хотим, чтобы наш народ не прогнил, мы должны раз и навсегда решить для себя вопрос о месте нецензурной брани в нашем языке.
2 вед.
Ибо язык народа – это ДУША страны.

Песня «У моей России русые косички»
3 вед.
Пока еще жива Россия, помните – « язык есть достояние народа, самое живое выражение его характера самая энергичная связь с общей культурой.
4 вед.
Молчат гробницы, мумии и кости,
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.
1 вед.
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь
2 вед.
Привычка к сквернословию формирует нравственный облик человека, мешает его приобщению к культуре, делает его ненадежным во взаимоотношения х с другими.
3 вед.
Привычка к сквернословию – признак духовного и нравственного разложения человека.
4 вед.
ТОТ, кто легко позволяет себе нечистую речь, легко решится и на нечистые дела.
1 вед.
Помните, брань – оружие низменных.
2 вед.
Поверьте, грубость – остроумие дураков.
3 вед.
Знайте, ругательства – доводу тех, кто неправ.
4 вед.
Сквернослов оскверняет не только себя, но и окружающих его людей, сеет зло, сам того не осознавая.
Выходят чтецы.
1 чтец.
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши.
Оно бывает то сурово, То рождено теплом души.
2 чтец.
Оно от жаворонком вьется,
То медью траурной поет.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полет.
3 чтец.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку раздробить.
1 чтец.
Оно одарит иль ограбит,
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

Чтецы 6 класса
1 чтец.
Отбросим бранные слова,
Пусть будет речь наша чиста,
Звонка, лучиста, безмятежна.
Любить язык свой будем нежно.

2 чтец.
За чистый образ языка,
Борьба бывала нелегка.
Порой менялся смысл в словах,
Слова влияли на дела.
3 чтец.
А дел великих вечный крик
Слова питали ,как родник.
Желаем всем в родной стране
Не забывать о языке.

Вместе.
Чем чище станем говорить,
Тем легче станем в мире жить

Ведущие 1.Нам хочется, чтобы сегодняшний разговор оставил глубокий след в душе каждого из нас. .Пусть каждый задумается и решит для себя: использовать бранные слова в своей речи или воздержаться.
2 вед. Предлагаем провести в школе завтра «День без мата».
15