Использование мобильного компьютерного класса в образовательном процессе.


«Использование мобильного компьютерного класса в образовательном процессе»
Отчет руководителя творческой группы – Одобеско Н.М.,
учителя математики МБОУ «СШ №32»
Проникновение компьютеров во все сферы жизни общества убеждает в том, что культура общения с компьютером становится частью общей культуры человека. В современных реалиях для большинства людей, важным стало умение пользоваться информационными технологиями.
Актуально это и для школы, так как информационные технологии позволяют обеспечить современный уровень преподавания различных предметов.
Мобильный компьютерный класс - одно из наиболее универсальных и интересных решений для школы.
Цель: внедрить в образовательный процесс мобильный компьютерный класс.
Задачи:
изучить внешний опыт использования мобильного кабинета;
овладеть различными общедоступными способами мультимедийного представления информации;
создать собственную коллекцию информационных источников;
Модели организации учебного процесса с использованием Электронных образовательных ресурсов
Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР при подготовке к уроку
Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один-пять компьютеров в рабочей зоне класса»
Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один компьютер - один ученик»
Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР во внеурочной деятельности.
Модель «Использование ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке в ситуации «один компьютер - один ученик» осуществляется при следующих вариантах технического оснащения: мобильный компьютерный класс 14-15 компьютеров на 14-15 или 30 учеников; интерактивная доска. Компьютеры могут иметь доступ в Интернет. При использовании этой модели  можно  практически не менять структуру классно-урочной системы без ущерба для интерактивности, т.к. вполне допустима фронтальная работа одновременно со всем классом.
 При данной модели компьютер может выступать как инструмент обучения; в этом случае учащиеся работают со специальными программами (тестами, текстами, интерактивными заданиями индивидуального и группового характера). А может выступать в качестве инструмента деятельности учащихся; тогда ученики сами с помощью определенного программного обеспечения создают некий учебный продукт (например, электронные творческие работы,  текстовые или мультимедиа сочинения, исследования в среде моделирования или виртуальной лаборатории, проекты). Поэтому при данной модели желательными являются различные инструменты для работы с информационными объектами (редакторы), среды для моделирования и проектирования, наборы тестов, коллекции информационных источников.
При работе в компьютерном классе  могут быть использованы электронные образовательные ресурсы практически всех типов, вне зависимости от их прямого назначения: они становятся поддержкой фронтальной беседы, иллюстрацией к выступлению учителя и учащихся, материалом для самостоятельного наблюдения и анализа, поиска закономерностей и извлечения собственных выводов, для организации проектов, деятельности по подготовке докладов и сообщений, для тренировки или контроля с автоматической проверкой результатов.
Наличие у компьютеров доступа в Интернет существенно расширяет возможности для организации исследовательской и самостоятельной работы учащихся (в том числе, в плане информационного поиска). Функции учителя меняются при этом от преимущественно контролирующих к преимущественно организационным, устанавливается атмосфера сотрудничества, характерная для совместной распределенной деятельности.
Но даже и без использования online ресурсов Интернет применение ИКТ, программных продуктов и ЭОР на уроке целесообразно в связи с изменением роли ученика в учебном процессе, усилением личностного компонента образования. В традиционной методике (даже если говорить только об использовании наглядных средств обучения) роль учителя была главенствующей: именно он производил отбор материалов для демонстрации, демонстрировал, комментировал, предлагал вопросы и задания, направленные на выявление восприятия и понимания источников. При всей эффективности такой работы она могла быть реализована только самим учителем с помощью специального школьного оборудования.
Сегодня арсенал технических средств демократизировался, и с помощью компьютера ученик получает индивидуальный доступ к пособиям для самостоятельной работы, альбомам изобразительного раздаточного материала, электронным книгам, разноуровневым заданиям и тестам, диафильмам и видеофильмам. Иными словами, ученик обязан овладеть утвержденным «минимумом» учебного материала, дальнейшее же «вхождение» в мир учебного предмета может осуществляться по выбранному им самим пути с использованием новых информационных источников.
В рамках урочной и внеурочной деятельности могут быть использованы следующие модели организации учебного процесса:
индивидуальная работа учащихся;
работа в мелких группах, в том числе в парах;
В малых группах за одним компьютером учащиеся могут совместно:
наблюдать, анализировать и обсуждать предметные явления, представленные в таблицах, интерактивных схемах;
работать с гипертекстовыми определениями и правилами;
наблюдать за поведением некоторых единиц в динамичных схемах;
искать решение задач, сопровождающих интерактивные тексты;
моделировать ситуации в виртуальной лаборатории или конструкторе;
коллективно выполнять электронные задания и тесты;
вести разнообразную словарную работу, текстовую деятельность и работу со справочниками;
готовить материалы для проектов и презентаций, используя текстовый и разнообразный иллюстративный материал и т.д.
Собственный опыт использования мобильного кабинета в работе учителя.
Мобильный класс повышает мотивацию обучения, экономит учебное время. Преимущества для учеников:
повышение интереса к преподаваемым предметам;
возможность творческого подхода к решаемым задачам.
Преимущества для учителя:
простота использования;
разнообразие форм подачи учебного материала;
нет необходимости в специальном помещении, можно легко и быстро переместить по кабинету.
Индивидуальные компьютеры выполняют обучающую функцию:
Изучение нового учебного материала, повторение изученного при использовании коллекции информационных источников: презентаций, видеоуроков, электронных учебников, учебных пособий, тренажеров.
Развитие собственной системы знаний, расширение представлений о науке, узко представленной в рамках учебного предмета в момент применения специальных программ для наблюдений, исследований, создания комплектов справочных материалов и собственных презентаций
Индивидуальные компьютеры выполняют контролирующую функцию:
Тестирование в режиме online на сайтах fipi, reshuege и других; тестирование без использования интернет в тестовой оболочке MyTest
Учитель передает на компьютеры учащихся индивидуализированные учебные материалы, включающие видео и аудио фрагменты, урочные разработки, словарные диктанты или упражнения по иностранному языку, выбирая уровень сложности задания, направленного на каждого ученика, которое он сможет выполнять в индивидуальном темпе. Учащийся же имеет возможность сохранить выполненное задание (включая иллюстрации, текст) и отправить его на проверку учителем.
Выполнение тестовых и контрольных заданий, интерактивных упражнений с мобильным классом по любому предмету позволяет по максимуму использовать возможности компьютера, автоматизировать сбор и проверку заданий, обеспечить индивидуальную работу обучающегося в тестовой системе (комментарии по ответам, напрвление к учебному материалу для повторения и пр.) Все это позволяет проводить организованную и продуманную подготовку к ЕГЭ с максимальным комфортом и эффективностью.
Мобильный класс немедленно готов к работе, не требуется времени на включение компьютеров и загрузку системы (благодаря возможностям спящего режима), а значит экономится дополнительное время на уроке.
В результате применения ИКТ на уроке интерес к предмету повышается, увеличивается мотивация к обучению и качество образовательного процесса, оптимизация методов обучения и видов деятельности.
Таким образом, практически подтверждено, что использование мобильного компьютерного класса существенно повышает качество учебного процесса и создает оптимальные условия для развития личности ребенка, повышения учебной мотивации и успешной реализации современного образовательного стандарта.