ПОДРОСТОК В СИСТЕМЕ РЕФЕРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ


HYPERLINK "https://infourok.ru/ispolzovanie-metodov-i-sposobov-dlya-psihologicheskoy-bezopasnosti-i-zaschiti-podrostkov-ot-negativnoinformacionnogo-vliyaniya-v-1455679.html" https://infourok.ru/ispolzovanie-metodov-i-sposobov-dlya-psihologicheskoy-bezopasnosti-i-zaschiti-podrostkov-ot-negativnoinformacionnogo-vliyaniya-v-1455679.html
ПОДРОСТОК В СИСТЕМЕ
РЕФЕРЕНТНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Использование методов и способов для психологической безопасности и защиты подростков от негативно-информационного влияния в системах отношений «учащийся – родитель».
(Хоменко В.Г.)
Гёте вложил в уста Мефистофеля страшные слова;
«Кто хочет живое описать и познать,
Пытается дух из него изгнать.
И вот он держит все части в руках,
Но связи духовной в них нет – это прах».
Все люди - социальные по своей природе, и нуждаются в других людях, как в еде, воде и жилье. Посредством коммуникации люди узнают, что они представляют собой, чем хороши, как люди реагируют на их поведение. В процессе общения не только происходит знакомство с другими людьми, но и, что ещё более важно, строятся взаимоотношения. «Вне общения не могут быть удовлетворены и все сугубо личностные потребности человека, которые связаны с его стремлением к самореализации, самовыражению и самоутверждению. Здесь нужны внимание других людей, их понимание тех или иных проявлений личностной инициативы и активности», Б. Д. Парыгин [3.]. Трудно определить роль коммуникации в современном обществе, это непростая задача, в связи с тем что, каждое движение, посыл человека в действии, совершает коммуникацию. Важно, чтобы коммуникация, была созидательной не направленной на разрушение. И основной движущей силой развития человека всегда была коммуникация. Что и подтверждают современные проблемы развитие личных, общественных, государственных и международных отношений.
Рассматривая, проблемы формирования коммуникаций, которые не могут быть решены только в рамках определенных научно-разработанных условий, огромная ответственность лежит на каждом человеке и на всем обществе в целом. И самым важным пространством формирования коммуникаций, конечно, является воспитание детей и молодёжи.
Главной особенностью воспитания детей и молодёжи в современном образовательном процессе является формирование нового, социокультурного типа человека, прежде всего, саморазвивающегося, повышающего свой социальный статус, духовность, интеллект, значимость в жизни общества. Именно об этом говорил Президент РФ В.В. Путин в своём выступлении(Уд323) на расширенном заседании государственного Совета - «О стратегии развития России до 2020 года». Об этом говорят и множество исследовательских работ различных авторов в коммуникативной сфере: Б.Д. Парыгин, А.А. Леонтьев, Э.Й. Хитарова «Инфореволюция»; Б.Г.Ананьева, Л.А. Петровская «Общение»; И. А. Королёва «Коммуникация», а также - Д. Карнеги, Г.М. Андреева, А.В. Мудрик и другие. Из сказанного должно быть, очевидно, что стандарт обучения, ориентированный на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы») требует развития коммуникативных навыков учащихся не в меньшей мере, чем знания. А если посмотреть картину пространства, в котором находится сегодня школьник, можно наблюдать следующее: ребенок получает огромное количество разнообразной информации через социальные сети. Для него общение с гаджетами удобное, яркое, интересное, развлекательное пространство без проблем. А вот общение с человеком, даже дружеское, - всегда не простое, требующее от ребёнка внимания, уважения к желанию другого, работы, уступок, выбора между личностными интересами и общественными. Простота и скорость получения информации из сетей, неплохо в каком-то смысле. Очень часто можно услышать - «что гаджеты даже расширяют границы общения. Гаджеты позволяют детям быть самим собой и общаться с разными людьми». Опыт наблюдения педагогами за общением между школьниками - настораживает и беспокоит: «границы общения не расширяются, они вовсе порой отсутствуют, а объём информации просто сыпется, как из рога изобилия, и окончательно придавливает ребёнка. Он начинает просто играть в электронные игры, бог знает, с какими нравственными категориями». Многие родители и педагоги в этом не видят нечего плохого - « жизнь должна приносить удовольствия и идти легко, а гаджеты способствуют этому. Разве это плохо?». Плохо другое - малый интерес взрослых к внутреннему миру детей, по разным важным причинам как то: отсутствие времени, сложности установления контактов между детьми и взрослыми и так далее. А решение этой проблемы - в активном участии взрослых в жизни ребёнка, в создании ребёнку условий для интересной и полной жизни в кругу сверстников, которые имеют разные возрастные взгляды и интересы. И, сталкиваясь, с другими взглядами и интересами человек корректирует свое поведение. В сегодняшнем мире человечество переживает стремительное развитие и массовое распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий, которые оказывают постоянное влияние на жизнедеятельность общества, и конечно на личность. Сегодня мы можем наблюдать, как происходит формирование общественного мнения в мире современными информационно-коммуникативными средствами, глобальная коммуникация влияет на страны, приводя к единому, кому-то нужному, мнению. В этой ситуации, очень легко влиять на человека, прозвучала глобальная задача «готовить грамотного потребителя» и мы сегодня можем наблюдать, с какой скоростью она реализуется. Защита, информационная безопасность необходима и государству и обществу и отдельному человеку. Но безопасность это не ограничение доступности к информационным системам, а формирование безопасности сознания людей и общества. Безопасность ребенка, его незащищенность в мире гаджетов на этом фоне выглядит угрожающе.
Открытый доступ к информации в сетях, прямо пропорционально влияет на межличностные связи, а именно при живом общении, сталкиваясь с другим мнением, создается условие для формирования ребенком своего мнения. Это требует времени и усилий, но постоянное предложение новых возможностей гаджетов, включают ребенка в игру по своим правилам, которые порой откровенно безнравственны, если не всегда. Где ребенок получает навык жить в логике, которая в основе не имеет понятия нравственности, в игре ты всегда должен получить выгоду любыми средствами. Таким образом, ребенок приучается жить по чужим правилам игнорируя и переставая слышать свои собственные потребности, становится глух к простым категориям добра, жалости, любви к ближнему, это в нашей истории мы проходили (фашизм). И все меньше и меньше времени остается на вербальные коммуникации, на непосредственное общение, а виртуальное становиться более интересным, беспроблемным, удобным и без затратным. А ведь достижение понимания людьми друг друга, умение уважать чужое мнение, но при этом иметь свое сформированное на духовно-нравственных основах нации, является основной степенью защиты, информационной безопасностью. И вопрос информационной безопасности ребенка это вопрос будущего нации в целом.
И в современном научном обществе многие ученые такие как: Пронин В. В «СМИ как фактор формирования массовой культуры», [4.], Л.Н. Антилогова «Психологические факторы развития нравственного сознания личности» [2.], и многие другие, бьют тревогу, акцентируя, внимание общества на эти проблемы. Появление новых вызовов времени требует модернизации школьного образования. Любое назревшее изменение в общем образовании, сложный и длительный процесс, связанный со стандартами в обучении. Дополнительное образование конечно более гибкое в своих возможностях и подходах. Но внимание родителей в воспитании и защите подростка самое важное и значимое. А вот здесь тоже свои проблемы. Зачастую интенсивное внимание родителей и его отсутствие имеют одинаково - отрицательное воздействие.
Знакомясь с работами Макаренко «педагогическая поэма» и « флаги на башне», читая эти истории, я думала о простоте способов решения проблем, о таланте учителя, о любви к этим детям у взрослых окружающих их, и сердце сжималось от сопереживания. Какую трудную школу выживания прошли эти дети, брошенные, никому не нужные. А, что сегодняшние ребята? Им не нужно бороться за физическое выживание. Они окружены вниманием со стороны взрослых: родителей, учителей, просто окружающих их людей, требующих от них знаний, умений, норм поведения, способностей, таланта. Разговаривая с родителями, я слышу: « Я своей дочери всегда говорю, что она должна всегда быть первой», « ты должен быть лучшим, чтобы быть успешным», а почему не ты играешь главную роль, а все эти теории о лидерстве? ». «Успех! Успех! Успех!» Начинает окружать ребенка, как сверхзадача. А к успеху приходят через тяжелый труд и не сразу, по желанию. Нужно воспитать в себе интерес к творческой работе, а не жажде успеха. Читая о ребятах, ворах в работах Макаренко, я замечаю при этом, что над ними довлеет проблема выживания, но они свободны, над ними не довлеют все нормы, « жажды» родителей. Сегодняшние дети с рождения туго спелёнуты в многочисленные пеленки норм и правил, что до настоящей свободы очень трудно докопаться. Он всё время должен это, то, так… И само собой возникает - а этим легче? Где сегодняшние ребята могут выразить, свою природу и плохие и хорошие свои качества, как им понять, самим понять, что хорошо. Если родители занимаются удовлетворением своих амбиций, воплощение своей мечты, своих жажд. А ребенок является орудием, способом своей реализации. А у ребенка могут быть совсем другие интересы, и свой путь. Как встать на защиту подростка и не оказаться самым большим препятствием и его проблемой. И в этой ситуации контакты и взаимопонимание между родителями и детьми проблематичны. Для того чтобы защитить своих детей от информационного объема и негативного влияния, родители, не находя взаимопонимания, переходят чаще всего к запретам и шантажу.
И ребенку проще взять в руки гаджет. Но природа все равно рвётся, и требует реализации, и ребёнок зажат в тиски нестыковок. И начинаются проблемы - вранья, изворотливости, непонимания и многое другое. Конечно, существуют методики и способы по формированию коммуникации детей и родителей. Но утверждать, что та или иная методика может решить проблемы - невозможно.
Мои наблюдения в работе с детьми приводят меня к мысли, что важнее, чем родители для любого возраста детей, нет никого, даже любой конфликт отцов и детей скорее именно это и подчеркивает. Хочу рассказать об одном интересном примере в моей практике занятий в театре-студии «Прикосновение». Участие родителей в нашей работе начинается с малого- приход на спектакль к своему ребёнку, затем нужно заняться костюмом своего ребёнка, а после и для тех, кому не смогли помочь собственные родители, решить проблемы с декорацией, помочь подготовить ребят к спектаклю и вот уже, чья то мама или папа, сами выходят на сцену и играют спектакль, вначале с учителями и другими родителями, а там, на правах партнерства и со своими детьми. И какое это удивительно зрелище, когда ребёнок и родитель на одинаковых статусных условиях. В нашем театре господство и диктатура, режиссёра, актёры обязаны выполнять задачу режиссёра, режиссёром бывают дети, невзирая на свои взгляды, мнения, более того они не могут высказывать своё мнение, особенно о работе партнера, никаких обсуждений, кто как играет. Задачи ставятся сложные и поэтому очень трудно рассуждать, что хорошо, что плохо, дай бог справиться самому. Иногда, и достаточно часто, дети быстрее и легче справляются с задачей, тогда они помогают родителям. И оказываются на равных позициях. Вот тут то они «здорово» понимают друг друга. Удивляются и восхищаются друг другом.
В нашем театре, путём работы над спектаклями; отдельно детей, отдельно учителей и отдельно родителей появлялась необходимость, в силу драматургии, смешивать коллективы - детей и учителей, учителей и родителей, а также учителей, родителей и детей. Это все привило к любопытным результатам. На первом месте можно выделить взаимопонимание, взаимовыручка, одинаковое положение на сцене – просто артист (здесь нет родителей, учителей и детей). Что может больше объединить эти три уровня. Всё это заставляет посмотреть друг на друга с других , незнакомых позиций на своих детей, на своих учителе на своих родителей. И открыть им новые качества друг друга, доселе неизвестные. И коммуникации организовываются сами, не специально, а именно в общем, конкретном деле.
Подходя к заключению, напрашиваются определённые выводы: каждому ребенку требуется защита и помощь, и мы ищем способы и методы для решения многих задач и проблем постоянно, в быстро меняющемся мире. На сегодняшний день очень много работ существует и в науке, и практике которые можно использовать, конечно же, это дает определенные результаты, в конкретной ситуации и конкретном моменте.
Познакомившись с разными методиками и анализируя свой опыт работы убеждаюсь, что многие технологии, как бы неприемлемо для меня они не звучали ( авторитарные, дидактоцентрические, эзотерические…) можно обнаружить в нашем процессе работы в студии. В сложном и многогранном мире отношений: ученик-учитель, ученик –ученик, ученик- родитель, учитель- родитель каждая методика имеет право на существование, но для каждой методики свое место и время. По своим наблюдениям могу заключить: если работать жёстко по методике, то можно «засушить» любую работу. Но можно смело утверждать, что самой результативной методикой является внимание родителей и учителей к ребенку, как к партнеру, в любом совместном деле. Нельзя все разъять или подчинить одному способу или методу и ждать результат, который и возникнет по взмаху волшебной палочки - «методике».
Список используемых источников:
1.Алёшина С. В. « Педагогические технологии в
дополнительном образовании». 2012 г.
2. Антилогова Л.Н. «Психологические факторы развития
нравственного сознания личности» ((Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня
рождения С. Л. Рубинштейна, 15–16 октября 2009 г.)
3. Парыгин Б.Д. «социальная психология: проблемы
методологии, истории и теории. Санкт-Петербург. 1999год.
4. Пронин В. В «СМИ как фактор формирования массовой культуры»,
Проблемы культуры городов России. Омск: Изд-во ОмГТУ, 1996.
5. Крушельницкая О.Б. «подросток в системе референтных отношений»: учебное пособие.— М.: Московский психологосоциальный институт, 2007. —208 с. ISBN
6. Макаренко «педагогическая поэма» и « флаги на башне».

Социально-психологические особенности работы
Специфика профессионального взаимодействия школьного психолога с педагогами, учащимися и их родителями.
Взаимодействие в системах отношений «учащийся – учащийся», «учащийся – педагог», «педагог – педагог».
Какие способы конструктивного разрешения конфликтов вы назвали бы более подходящими для образовательной среды?
Психологическая безопасность образовательной среды.
Методы и способы защиты подростков от негативно-информационного влияния
Использование методов и способов для психологической безопасности и защиты подростков от негативно-информационного влияния в системах отношений «учащийся – родитель».