Реферат. Средства развития культуры речи на уроках физики.



ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»









Реферат по дисциплине:

«Методологическая культура речи учителя физики.»

По теме:

«Средства развития культуры речи на уроках физики.»





Исполнитель:
Максимов Сергей Николаевич
ФИО
















Москва 2016 год.
Содержание.
1. Введение.
2. Структура процесса обучения и её связь с нашей задачей.
3. Культура речи учителя физики.
4. Средства развития культуры речи на уроках физики.
5. Заключение.

















Введение.

Что такое культура речи вообще и как она связана с физикой в нашей жизни. Согласно Малого энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «Культура речи - уровень речевого развития, степень владения нормами языка или диалектом совместно с умением "обоснованно отступать" от этих норм».
Физика пронизывает всю нашу жизнь, начиная с рождения. И сразу же мы знакомимся с первыми физическими понятиями. Основы культуры речи закладываются у ребёнка в семье. К моменту поступления в школу у него уже есть довольно приличный запас слов из курса Физики. Занятия в школе успешно пополняют его, показывая и разъясняя природу физических понятий, процессов, явлений. На уроках физики ученики не только получают новые знания по предмету, но и активно развивают свою культуру речи, учатся правильно использовать новые для них физические термины. Понятно, что для этого учитель должен создать наиболее оптимальные условия вовлечения учеников в этот процесс.
В нашем реферате мы выберем, перечислим и проанализируем средства развития культуры речи на уроках физики, которые представляются нам наиболее эффективными в рамках учебного процесса.






2. Структура процесса обучения и её связь с нашей задачей.


Прежде, чем говорить о средствах развития культуры речи, мы рассмотрим структуру процесса обучения, в рамках которого нам предстоит решать нашу задачу.
Итак, структура процесса обучения включает в себя следующие этапы:
Восприятие учениками изучаемого материала.
Осмысление изучаемого материала.
Познавательная деятельность по запоминанию изучаемого материала.
Применение усвоенных знаний на практике.
Для того, чтобы обеспечить эти этапы недостаточно иметь средний уровень развития речевой деятельности. Поэтому профессиональная речь является одним из важнейших инструментов учителя физики.


3. Культура речи учителя физики.


Высокая культура речи является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж – это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Поведение учителя должно мотивировать учеников стремиться к развитию. Знания о речи и умение общаться необходимы каждому культурному человеку, а учителю – особенно. Учитель не должен допускать погрешностей в своей речи, сказанное им не только запоминается, но и многократно воспроизводится. Физика относится к точным наукам, требует прежде всего, чёткости выражения мысли. На примерах физических формулировок и определений учитель может показать учащимся, как можно внимательно и бережно относиться к слову. Например: испарение – вылетание молекул с поверхности жидкости Нужно: испарение – процесс парообразования, при котором молекулы с поверхности жидкости переходят в пар. Очень важно на уроке, на мой взгляд, не увлекаться построением сложных речевых конструкций, более уместных в общении с коллегами. Материал нужно давать в максимально простой и доступной форме, стимулируя этим активную работу учащихся на уроке.
Одной из составляющих культуры речи является, безусловно, умение слушать. Слушание – это процесс, в ходе которого устанавливаются связи между учителем и его учениками, возникает ощущение взаимопонимания, которое обеспечивае эффективность методов обучения. Слушание требует определенных навыков, которые необходимы учителю, так как процесс слушания занимает существенную часть его жизни.



4. Средства развития культуры речи на уроках физики.

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с другими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности: - говорение - использование языка для того, чтобы что-то сообщить; - [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] - восприятие содержания звучащей речи; - письмо - фиксация содержания речи на бумаге; - чтение - восприятие зафиксированной на бумаге информации.
В соответствии со структурой процесса обучения, рассмотренной ранее, мы выделим основные средства развития культуры речи на уроках физики.


Рассмотрим некоторые варианты подачи нового материала:
а) объяснение, рассказ преподавателя;
б) просмотр научно-популярных фильмов;
в) подготовка и проведение уроков, где ученики, с помощью учителя, сами учатся рассказывать новую тему.
Объяснение нового материала, пожалуй, самая важная часть во всём учебном процессе вообще и для развития речи учащихся, в частности.
В соответствии с выявленными сущностью, функциями, формами и особенностями педагогической речи как важнейшего инструмента, средства профессиональной деятельности учителя определены требования к ней:
– содержательность (речь педагога должна быть информативной, насыщенной фактическим научным материалом, связанным с жизнью, обогащающим личный опыт учащихся);
– грамотность речи и лексическое богатство;
– логичность и доступность (доступность понимается не только в смысле точности и простоты высказываний учителя, имеется ввиду умение адаптировать их к возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
– техническая отточенность (поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи);
интонационная экспрессивность, эмоциональность и образность (образность речи характеризуется способностью словом создавать наглядно-чувственные образы, картины предметов и явлений окружающей действительности. Образность проявляется в речи в виде зрительных, слуховых, осязательных и других представлений. Наибольшей образностью обладают слова и выражения, вызывающие зрительные представления. Учителю необходимо научиться говорить так, чтобы учащиеся как бы «видели» то, о чем идет речь. Для этого нужно овладеть образными языковыми средствами, уместно и свободно использовать в речи сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения и т.д.);
– уместность речи (знание педагогом аудитории, понимание ее особенностей и обстоятельств, в которых осуществляется речевая деятельность, предполагает отбор содержания речи, языковых средств, определенных коммуникативных действий);
– существенным требованием к речи педагога является ее литературность (исключение слов-паразитов и вульгаризмов) и следование речевому этикету, (использование системы специфических, профессиональных стереотипов, устойчивых формул общения). Основу педагогического речевого этикета составляют доброжелательное, вежливое обращение к учащимся, независимо от их возраста, успеваемости и поведения. Педагогический этикет обязывает учителя к конкретной адресности речи. Неопределенная обращенность транслируемой информации (и по форме, и по содержанию) затрудняет слушателям ее восприятие как личностно значимой.
С большим удовольствием ученики смотрят научно-популярные фильмы соответствующие определённым темам. При современной оснащённости кабинетов физики не стоит пренебрегать этим средством развития культуры речи.
Хорошо зарекомендовал себя метод предварительной подготовки новой темы хорошо успевающим учащимся и рассказа нового материала с необходимой поддержкой учителя. Изложение нового материала учащимся в форме доклада.

Осмысление и запоминание нового материала может происходить посредством:
а) промежуточного опроса;
б) дискуссии;
в) решения задач и оформления рабочих тетрадей;
Опрос по только что и/или ранее изученному материалу производится в начале или конце урока в зависимости от выбранного учителем для данного материала типа урока. Преподаватель создает и поддерживает на занятии соответствующую дисциплину и атмосферу внимания и взаимного уважения. Благодаря этому у учеников появляется возможность максимально раскрыть свои возможности в освоении нового материала и развитии культуры речи.
Форма дискуссии требует от преподавателя очень серьёзной предметной и педагогической подготовки. Культура этого вида деятельности требует соблюдения определённых правил:
а) умение слушать (особо отмеченное нами ранее);
б) правильное восприятие несогласия учащихся;
в) умение поддерживать доброжелательность в коллективе;
г) заинтересованное и уважительное отношение к различным точкам зрения;
д) умение аргументировать и поддерживать дисциплину в эмоциональной среде;
е) готовность и умение признавать свои ошибки;
ж) быстрая реакция при необходимости принятия компромиссных решений;
з) умение быстро переключать внимание обучающихся с помощью шутки;
и) создание атмосферы оптимизма, сотрудничества, уважения и доброжелательности в классе.
На уроках физики сегодня мы сталкиваемся с проблемой недостатка времени для опроса всех учеников, ведь основное средство развития культуры речи у учащихся – опрос по материалу. Поэтому уместно использовать комбинацию опроса с письменной работой по карточкам в рабочих тетрадях.

Применение усвоенного материала на практике может иметь вид:
а) самостоятельного чтения учебной и специальной дополнительной литературы;
б) самостоятельного выполнения различных заданий;
в) подготовки и самостоятельного выполнения практических работ.
Самостоятельная работа с учебной и дополнительной специальной литературой, обычно, задаётся на дом. Учитывается сложность и объём изучаемого материала, доступность понимания с учётом общей подготовки по предмету. Рекомендуется проговаривать этот материал вслух, что, несомненно, положительно сказывается на развитии культуры речи учащегося.
Самостоятельные, контрольные работы и тесты проводятся в классе для диагностики успеваемости и демонстрируют преподавателю динамику
показателей по предмету, в том числе и развития культуры речи.
Подготовка, организация и проведение лабораторных работ играют существенную роль в решении нашей задачи. Особенно виден результат при проведении работы учащимися одних классов в других. Очень сильна мотивация для более серьёзной подготовки в столь ответственной ситуации.



5.Заключение.


В данном реферате тема освещена в общих чертах. К сожалению, данный формат не позволяет подробнее остановиться на всех аспектах изучаемого нами вопроса. Но очевидно, что тема средств развития культуры речи на уроке физики очень актуальна и требует дальнейшего внимания и более глубокого изучения.







Список литературы:
1. Алексеевнина А. К. «Культура речи учителя физики», «От физических понятий к культуре речи».
2. Брокгауз и Ефрон «Малый энциклопедический словарь».
3. Герасимова Н. Ф. «Развитие речи на уроках физики».
4. Дятлова Г. Ю. «Культура речи учителя как показатель владения предметом, методикой обучения, коммуникативными умениями».
5. «Вербальные и невербальные средства общения» PSYERA.
6. Кановская М. Б. «Культура педагогического общения».
7. Прохорова А.Г. «Особенности речи учителя».













15