Доклад на педагогическом совете на тему Методологическая культура педагога
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Выступление на педагогическом совете
на тему: «Методология педагогики»
Подготовила: пдо Соколянская Н.В.
Дата проведения педсовета: 09.01.2014 г.
2014 г.
Доклад
Методологическая культура педагога - это особая форма деятельности педагогического сознания, живая, т.е. пережитая, переосмысленная, выбранная, простроенная самим педагогом методология личностно-профессионального роста.
Рассматривая методологическую культуру как одну из составляющих современной компетентности педагога, выделяют следующие формы повышения ее уровня:
-коллективная форма, включающая в себя объединения педагогов по работе над методической темой, над проблемами, возникающими в профессиональной деятельности, над внедрением инновационных методов и приемов работы;
-индивидуальная форма, используемая для самосовершенствования в теоретических и практических вопросах профессиональной деятельности.
В современных условиях педагог должен:
-уметь самостоятельно выстраивать образовательный процесс;
-ставить цель, выделять необходимые для ее достижения принципы;
-определять адекватные целям и принципам педагогические задачи;
-выстраивать гипотезу их решения.
Основными составными частями культуры этого вида являются:
проектирование и конструирование учебно-воспитательного процесса;
осознание, формулирование и творческое решение педагогических задач;
методическая рефлексия.
Эти составляющие обеспечивают высокий уровень профессиональной деятельности педагога, характеризуют его как творческую личность.
Высшим уровнем профессиональной готовности педагога является наличие у него методологической культуры, основными признаками которой выступают:
-понимание процедур, «закрепленных» за категориями философии и за основными понятиями, образующими концептуальный каркас педагогической науки;
-осознание различных понятий образования как ступеней восхождения от абстрактного к конкретному;
-установка на преобразование педагогической теории в метод познавательной деятельности;
-направленность мышления педагога на генезис педагогических форм и их «целостнообразующие» свойства;
-потребность воспроизводить практику образования в понятийно-терминологической системе педагогики;
-стремление выявить единство и преемственность педагогического знания в его историческом развитии;
-критическое отношение к «самоочевидным» положениям, к аргументам, лежащим в плоскости обыденного педагогического сознания;
-рефлексия по поводу предпосылок, процесса и результатов собственной познавательной деятельности, а также движения мысли других участников педагогического процесса;
-понимание мировоззренческих, гуманистических функций педагогики.
Овладение методологической культурой.
Начать работу в этом направлении нужно с «вхождения в проблему», с изучения основ педагогики. Какие же знания дают педагогу базовые представления о том, как он должен выстраивать собственную практическую деятельность?
Прежде всего, это знания закономерностей и принципов педагогической деятельности. Подобно явлениям физического мира и социальным процессам, педагогические процессы тоже подчинены законам. В педагогике их принято называть закономерностями. Закономерности - это объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса. Наука подчеркивает вероятностно-статистический характер педагогических законов: они проявляются не в каждом отдельном случае, а на значительном количестве примеров. Поскольку на педагогический процесс влияет много факторов, прежде всего люди, то он протекает не всегда по указанному пути. В этом сложность всех социальных процессов, они зависят от субъективного фактора. Тем не менее, знание закономерностей означает понимание того, как устроено воспитание и как действовать в разных ситуациях.
Во-вторых, это знания современных подходов и концепций воспитания. Концепции определяют основные ориентиры для построения и регулирования педагогического процесса, объединяют участников педагогической деятельности общими идеями.
В современной педагогике параллельно сосуществуют и развиваются два направления: методология научно-педагогической деятельности (методология педагогики как науки) и методология практической педагогической деятельности.
С одной стороны, методология направлена на осознание собственной теоретической и практической деятельности, на формирование умения анализировать и конструировать процесс собственного мышления, то есть учиться мыслить правильно и эффективно для продуктивной осознанной практической деятельности. С другой стороны, в применении методологии нуждается продуктивная деятельность, направленная на получение объективно нового или субъективно нового результата.
Овладение методологической культурой происходит на основе усвоения теоретических и методологических знаний (современные подходы и концепции воспитания, закономерности педагогической деятельности и др.), а также путем постановки и решения познавательных и практических задач.
Таким образом, методологическая культура педагога есть творческая самореализация его личности в процессе проектирования педагогической деятельности и собственного профессионального уровня. Реализуя в педагогической деятельности свой методологический багаж, педагог раскрывает перед учащимися картину мира, собственную систему ценностей, что в наибольшей степени способствует обогащению чувственной сферы школьников, их знаний и норм освоения культуры, развитию личностной культуры детей.
В связи с этим следует выделить ряд актуальных для развития системы методической работы проблем:
1.Проблема профессиональной активности педагогов.
2.Проблема мотивации педагогов на разработку нового содержания образовании и применения эффективных образовательных технологий, соответствующих уровню гимназического образования.
3.Проблема методологической и информационной культуры педагогов, недостаточной для повышения результативности образовательного процесса и к работе в инновационном режиме.
Возможные пути преодоления недостатков:
1. Активнее привлекать педагогов к подготовке заседаний МС и педагогических советов, участию в конкурсах.
2.Администрации найти пути стимулирования педагогов дополнительного образования в подготовке и проведении открытых воспитательных мероприятия, публикации своего опыта на страницах методических журналов.
Результат:
1.Более качественная работа педагогов, их участие в различных мероприятиях, в педагогических конкурсах.
Воспитатель никогда не может быть
слепым исполнителем инструкции:
не согретая теплотой его личного убеждения,
она не будет иметь никакой силы.
К. Д. Ушинский