Статья Методологическая культура речи учителя физики

ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»





Реферат по дисциплине:

«Методологическая культура речи учителя физики»

По теме:

«Модель культуры речи учителя физики»





Исполнитель:
Саева Оксана Викторовна
ФИО





Тара 2016 год

Содержание
Введение (с 3-4)
Культура речи и культура речи учителя (с 5 – 6)
Модель культуры речи учителя физики в рамках ФГОС (с 7 – 9)

Заключение (с 10)
Список литературы (с 11)























Введение
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту в обучающиеся должны овладеть следующими универсальными учебными действиями: личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными. Важное место среди УУД занимают коммуникативные. ФГОС определяет коммуникативные УУД следующим образом: «Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Видами коммуникативных действий являются:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка»[1]
Для формирования у обучающихся универсальных учебных действий (в том числе коммуникативных), необходима достаточная культура речи учителя. Она является частью общей культуры человека, а так же неотъемлемой частью профессионализма педагога.
Цель работы: рассмотреть понятие культуры речи учителя и нормы культурной речи; привести примеры следования данным нормам при изучении предмета; представить фрагмент урока по обучению виду деятельности по получению нового знания.
Достичь поставленной цели поможет решение следующих задач:
- изучен теоретический материал;
- приведены примеры из педагогической практики
- составлен фрагмент урока






















Культура речи и культура речи учителя.
Процесс обучения подразумевает продуктивное взаимодействие учителя с обучающимися. Это взаимодействие достигается доброжелательной атмосферой, компетентностью в знании предмета, грамотным, четким и понятным его изложением.
Согласно лингвистическому энциклопедическому словарю «Культура речи - владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи»
Речь учителя – это одно из средств педагогического воздействия и одновременно, образец для обучающихся. В статье «Культура речи учителя физики» А.К. Алкина определяет культуру речи следующим образом: «Культура речи учителя – это характеристика речи, выражающаяся в соблюдении норм литературного языка, качеств грамотной речи и коммуникативной целесообразности основных стилистических и риторических параметров, позволяющих в системе общения «учитель-ученик», «учитель-родитель», «учитель» - «учитель» при соблюдении этики обращения обеспечить наибольший эффект в реализации образовательных целей» [2]
В источнике [2] определяются понятия точная речь, выразительная речь, чистая речь, логичная речь, уместная речь, как нормы правильной речи.
«Точная речь - это речь, в которой адекватно отражается действительность и однозначно обозначено словом то, что должно быть сказано.
Выразительная речь – это речь, свойства. Особенности, структура которой вызывают и поддерживают внимание и интерес слушателей.
Чистая речь – это речь, в которой нет чужих литературному языку элементов»
Логичная речь – это речь, состоящая в соответствии связей речи связям предмета и явлений в реальной действительности.
Уместная речь – это речь, в которой языковые средства выбираются в соответствии с целями высказывания и адекватны условиям ситуации общения»
Физика – предмет естественно-научного цикла. Изложение учебного материала требует точности, логичности, структурированности и предполагает владение научным языком и терминологией. Используя физические формулировки и определения, можно показать обучающимся, насколько важно точно излагать и внимательно и бережно относиться к слову. Многие определения понятий вводятся на основе формул. В этом случае необходимо сформировать понятие во взаимосвязи с математической записью. (Скорость равномерного прямолинейного движения – это векторная физическая величина, равная отношению пути ко времени, за который этот путь пройден V=s/t)
Следует отметить, что нередко правильное проговаривание величин ведет к пониманию их физического смысла. Например: сила тока в цепи (понятно, что электроны движутся в проводнике); сопротивление проводника (сопротивление характеризует проводник); напряжение на концах проводника (напряжение характеризует работу поля при перемещении зарядов от одного конца проводника к другому).
Физика – экспериментальная наука. В процессе обучения школьники овладевают умением самостоятельной постановки эксперимента. Четкость постановки цели опыта и формулировка выводов играет здесь большую роль. Умение ориентироваться среди многочисленных приборов и установок требует от школьника точного знания их названий (наклонная плоскость, шероховатая поверхность, динамометр)
Следуя нормам правильной речи, возможно успешно сформировать УУД школьников. В том числе. Коммуникативные.



Модель культуры речи учителя физики в рамках ФГОС
В рамках ФГОС роль учителя в процессе обучения состоит не только в сообщении новых знаний, но и в том, чтобы помочь обучающемуся в открытии этих знаний самому. При формировании умения самостоятельного получения новых знаний важное значение имеет четкая формулировка вопросов и заданий. Необходимо формулировать задания таким образом, чтобы школьник без посторонней помощи смог понять смысл и выполнить задание. Для этого целесообразно разбивать учебную задачу на познавательные задачи:
Действия (объяснения, вопросы, выводы) учителя
Действия (ответы) учащихся

1
2

Актуализация знаний и действий

Понятия каких приспособлений мы создали на предыдущем уроке?
Мы создали понятие простых механизмов, рычаг I и II рода

Для чего служат простые механизмы?
Простые механизмы применяют для того, чтобы получить выигрыш в силе

Где используются рычаги?
Рычаги используют в бытовых и в более сложных заводских машинах

На слайде изображены простые механизмы, необходимо назвать их
Называют: блок, ворот, клин, винт, рычаг

Организация деятельности учащихся по получению закона на качественном уровне

Нагрузите правое плечо рычага одним грузом. Левое плечо рычага учащиеся нагружают различным количеством грузов (1 ряд – 2 груза, 2 ряд – 3 груза, 3 ряд – 4 груза)
Выполняют практическое задание, не производя измерений

Представьте результаты выполненного задания
Представляют результаты, делают вывод о том, что одну и ту же силу на рычаге возможно уравновесить разными силами

Формулирование ПЗ: 1 Зависит ли отношение сил F1/F2 от l1 и l2
Выдвижение гипотез
Отношение сил F1/F2 зависит от l1 и l2
Отношение сил F1/F2 не зависит от l1 и l2

Выполните эксперимент по инструкции:
Уравновесьте рычаг, вращая гайки на его концах так, чтобы он расположился горизонтально
Подвесьте два груза на левой части рычага на расстоянии примерно 8 см от оси вращения. Опытным путем установите, на каком расстоянии вправо от оси вращения надо подвесить: а) 1 груз; б) 2 груза; в) 3 груза, чтобы рычаг пришел в равновесие.
Считая, что каждый груз весит 1 Н, запишите данные и измеренные величины в таблицу.
Выполняют практическое задание, полученные результаты записывают в таблице

Формулирование частных ПЗ
1) Зависит ли сила F1 от плеча l1?
Идея эксперимента: зафиксировав силу F1 и плечо l1, меняем плечо l2, измеряем силу F2

Формулирование частных выводов: сила F2 зависит от l2 (формулировка закона на качественном уровне: чем больше l2, тем меньше F2)

Обработка результатов экспериментов. Записываем отношения F1/F2 и l2/l1 для всех экспериментов в таблицу
Записывают

Сформулируем общий вывод
Силы, действующие на рычаг обратно пропорциональны плечам этих сил

Запишем математическую запись в тетради
F1/F2 = l2/l1

Организация деятельности учащихся по получению правила моментов

Попробуйте вспомнить, как с точки зрения математики правильно называется равенство двух отношений, которое мы только что записали?
Пропорция

Вспомните основное свойство пропорции перепишите ее, применив это свойство
F1
·l1 = F2
· l2

Величину, равную произведению силы на ее плечо, называют моментом силы. Попробуйте сформулировать правило моментов, начав его словами: Рычаг находится в равновесии, если
Формулируют, делают запись в тетради

Организация деятельности учащихся по применению правила равновесия рычага и правила моментов

Из правила равновесия рычага следует, что меньшей силой можно уравновесить при помощи рычага большую силу. По легенде, Архимед, осознав значение своего открытия, воскликнул: «Дайте мне точку опоры, и я подниму Землю!». Объясните невозможность этого (слайд).
Почему ножницы для резания металла имеют наиболее длинные рукоятки, чем ножницы, предназначенные для резания бумаги? (слайд)
Почему дверную ручку прикрепляют не к середине двери, а к краю, притом наиболее удаленному от оси вращения? (слайд)
Какой из рычагов будет находиться в равновесии? (слайд)

Выполняют

Завершающий этап



Перечислите основные результаты нашего урока
Мы открыли правило равновесия рычага и правило моментов
Мы ввели новую физическую величину «момент силы»

Чтобы закрепить полученные знания, изучите параграфы учебника и выполните упражнения после параграфа.










Заключение
Обучающая деятельность учителя в своей основе есть речевая деятельность, поскольку, «деятельность, целью которой является передача языковых знаний и формирование речевых навыков и умений имеет коммуникативную направленность». Профессиональная речь является важным элементом коммуникативной компетентности.
В процессе работы были решены следующие задачи:
- изучен теоретический материал;
- приведены примеры из педагогической практики
- составлен фрагмент урока
Обучение – это двухсторонний процесс, процесс взаимодействия и насколько успешным будет это взаимодействие зависит от учителя.


















Список литературы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Перышкин А.В. Физика 7 кл., М.: Дрофа, 2014.
Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос.акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. -- М.: Просвещение, 2008.



·ђ Заголовок 415