Здоровье сберегающие технологии на уроках английского языка в начальной школе


Я люблю по утрам наблюдать, как входят один за другим в класс мои ученики, ловить их приветливый взгляд. Меня всегда волнует то настроение, с каким дети приходят в класс.
Все, кто учился в школе, знают, что не всегда ученики охотно идут на уроки: скучно, тяжело. А иногда не хочется видеть учителя: он бывает не только строгим, но часто несправедливым и даже свирепым. Одним из факторов школьного риска, приводящим к потере мотивации к обучению и ослаблению физического и психического здоровья учащихся, является стрессогенная педагогическая методика.
Как сделать так, чтобы ребёнок почувствовал себя творцом, почувствовал свою необходимость в этой жизни? Идея технологии учебных циклов под руководством
Г. Г. Левитаса направлена на решение этого вопроса.
В течение II и в начале III четверти преподавания английского языка в начальных классах я наблюдала, как развивается интерес учащихся к предмету. Целеполагания, отсутствие домашних заданий, перегруженность материалом, а зачастую ничем необоснованные оценочные суждения способствуют снятию напряжения, мирному решению конфликтных вопросов, помогают установлению благоприятного морально- психологического комфорта.
На уроках, проводимых по данной технологии, дети заняты непрерывно, и поэтому у них резко повышается уровень трудоспособности, несмотря на то, что приходят они на английский пятым уроком.
Такие ребята, как Мороз Даниил, Климанова Рената, Шимкова Дарья, Нефёдова Диана и ряд других учащихся часто желают показать, как выполнили то или иное задание. Я такую активность поощряю и даю ребёнку прокомментировать всё записанное.
Это счастье, когда на уроках живёт радость общения, радость от значимости своего «я».
Такая работа учит советоваться с товарищем и, отстаивая свою точку зрения, не забывать прислушиваться к товарищу, а иногда, а то и довольно часто, с удовольствием принимать точку зрения своего одноклассника.
Ребята, неуверенные в своих силах: Чернова Екатерина, Коваленко Саша, Шинкарёва Оля, Чувахин Алёша, Сиротин Даниил, с низким уровнем притязаний, обычно сдавали невыполненную работу. Они не доверяют своим силам . Именно оценка учителя является для младших школьников основным мотивом и мерилом его усилий, стремления к успеху. Я использую приём сравнения для показа ученику его собственного, пусть ещё даже очень малого продвижения вперёд по сравнению со вчерашним днём, он укрепляет и поднимает доверие ученика к себе, к своим возможностям. «Ты сделал в сегодняшней работе пять ошибок, - это ещё много, но я вижу, что ты стал стараться, ты сам увидел две ошибки и правильно объяснил, что «В этом предложении употребляется Present continuous, а не Present Simple». Это уже хорошо. Завтра ты будешь ещё более внимательным и напишешь совсем без ошибок.
Раскрыть внутренний потенциал, самобытность великой личности, её способность к самовыражению – вот моё педагогическое кредо. А помогает мне в этом технология учебных циклов.
Самое существенное значение имеет справедливая (обоснованная правилами) и перспективная оценка учителя работы или ответа ученика (именно его работы, а не его самого) не только для развития самого ребёнка, но и для формирования товарищеских отношений к нему со стороны всех остальных учеников класса.
Кроме того, мне удалось в течение второй четверти изучить на их же примере товарищеские отношения и придать этому смысловую основу в становлении самооценки и уровня притязаний. Например: Сироти Даниил и Климанова Рената – Рената помогла Даниилу в адаптации и мотивации учебного процесса.
Рассуждения, упомянутые выше, показали также, что дети с низкой самооценкой часто в решении специальных испытательных задач показывают более высокие результаты, чем те, которые предполагал учитель и ожидали они сами. Наоборот, среди учащихся с высокой самооценкой находятся такие, которые не оправдывают своего высокого уровня притязаний на практике, например: Касьянова Яна, Панина Марьяна.
Перспективную черту, способность, умение я вижу в ряде учащихся и в каких-то позициях уже достигаю положительных результатов, я вселяю надежду в каждого, особенно в того, кто слаб, находя в нём:
Даниил – эмоционально играет роли в спектаклях;
Катя – прекрасно танцует;
Лия – хорошо поёт.
В этом я нахожу и свою самооценку себя, как учителя, всё ли я правильно делаю.
Я поняла, что вслух сравнивать позиции сильного ученика, который без притязаний, с теми, кто болезненно переносит сравнение – нельзя! Это убивает в ученике веру в себя и нежелание дать самооценку. Ищу иной выход, как помочь таким легко ранимым детям.
Чтобы повысить настоящую активность, стараюсь варьировать способы проверки и оценки диктантов. Иногда – это самопроверка, когда дети сверяют свои ответы с правильными и сообщают результаты учителю. Особую радость ученикам доставляет взаимопроверка. В журнал выставляю только те оценки, которые устраивают ученика, что снимает стрессообразующую ситуацию при решении учебной проблемы и придаёт чувство уверенности.
И обязательно нужно сделать так, чтобы мои ученики проявляли как можно больше самостоятельности, не шли по проторённым путям, а пробовали, ошибались, искали… Ведь истину, нельзя дать, каждый должен найти её сам!
Уместно отметить, что более эффективно проходит первоначальное закрепление при использовании тетрадей с печатной основой, в которых имеются не только задания, но и подсказки. Обращаю внимание на то, что ученик, заполняя пропуски, учится решать проблему, радоваться применяя новую лексику и строя предложения, рассуждать по аналогии, размышлять, не бояться думать самостоятельно. Когда чувствую, что интерес учащихся угасает, разрешаю подойти к конспекту, который имеется на пробковой доске, и ещё раз внимательно прочитать его, в классе всегда имеются подсказки во всевозможных уголках и ребята с интересом изучают стенды в классе. Поверьте, главное в том, что это сочетание оказалось продуктивным. Очевидные плюсы определились. Работа определённо вывела ребёнка на абсолютно новый уровень обучения: достаточно высокая мотивация учащихся, достижение цели урока, снятие психологического напряжения.
Технология учебных циклов прививает ученику умение логически мыслить, добывать знания самостоятельно, уметь слушать и слышать, читать и видеть, видеть в читаемом всё самое главное, нужное, новое. Она учит быть внимательным, удивляться новому и открывать это новое для себя. Очевидно,- это важный шаг в педагогике. Это уроки, которые дарят детям радость открытий и радость творческих исканий. Это уроки нашего «завтра», хотя начинается оно – сейчас.
И это здорово, что, уходя с урока, я каждый раз думаю: «Что-то очень важное я сегодня ещё не сделала».