Доклад для областных педчтений по теме «Теория и практика экологического образования»
Доклад
для областных педчтений по теме
«Теория и практика экологического
образования»
Учитель: Романова Е. Н.
Ларневская СОШ
Красногорский р – он
1993 год
План доклада.
Причины повышения роли экологического образования.
Экологическое образование на уроках биологии:
а) уроки – лекции
б) практические работы
3. Межпредметные связи:
а) с физикой
б) с историей и обществознанием
в) с изобразительнам искусством
4. Внеклассная работа.
\s фактическими данными, они должны служить исходным материалом для самостоятельных работ. Экологическое образование ни в коем случае не должно сводиться к пассивному усвоению какого – то набора фактических данных. В связи с этим основная роль в экологическом образовании должна отводиться активным формам обучения. Материал, рассматриваемый на занятиях, должен быть максимально приближен к экологическим проблемам тех местностей, где расположены школы. Ребята должны иметь возможности практической экспериментальной работы.
Например, урок – лекция по теме «Биосфера» можно связать с выполнением следующих практических заданий:
Практическое задание № 1.
Известна роль зеленых насаждений в очистке воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Запыленность жилого микрорайона на озелененных участках на 40% ниже, чем на открытых площадках. Зеленые массивы улавливают 70 – 80% аэрозолей и пыли.
Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте количество и опишите видовой состав деревьев и кустарников. Сделайте вывод о роли зеленых насаждений вашей школы в улучшении микроклимата микрорайона.
Справочный материал.
На листовой поверхности взрослого растения вяза шершавого осаждается за летний период до 23 кг. Пыли, на вязе перистоветвистом до 18 кг, на иве до 38 кг, на клене – до 33 кг, на тополе канадском – до 34 кг, на ясене – до 27 кг, на сирени до 1,6 кг, на акации – до 0, 2 кг, на лохе узколистном – до 2 кг.
Практическое задание № 2.
Известно, что с одного квадратного метра газонной травы в час испаряется 200 грамм воды, это значительно увлажняет воздух. В жаркие летние дни на дорожке у газона температура воздуха на высоте человеческого роста почти на 2,5% ниже, чем на асфальтированной мостовой. Газон задерживает заносимую ветром пыль, вблизи него легко дышится.
Определите, какую площадь занимают газоны вашей школы. Опишите их состояние и ухоженность.
(«Биология в школе», № 3, 1990)
Делая вывод о роли зеленых насаждений пришкольной территории в улучшении микроклимата, учащиеся могут принимать решения о посадки деревьев, тем самым прочувствовать свою причастность к тому, что происходит вокруг них, стать активными участниками происходящего.
3. Межпредметные связи:
а) с физикой.
В статье «Об экологическом образовании» А. М. Беккер (журнал «Химия в школе», № 4, 1990) предлагает использовать комплексный подход при изучении экологических проблем, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания. Для сельских малокомплектных школ, где учителям - предметникам приходится совмещать преподавание своего предмета с другими, открываются в этом направлении большие возможности.
Можно, например, продемонстрировать «парниковый» эффект на основе межпредметных связей биологии и химии с физикой в 10 классе.
Вначале проводится работа по подготовке к проведению демонстрации.
Она способствует формированию у учащихся более четких представлений о «парниковом» эффекте, основанном на одном из физических свойств оксида углерода (IV) – способности поглощать инфракрасное излучение.
На уроке биологии можно выслушать сообщение ученика о парниковом эффекте.
Информация для сообщения.
Еще несколько лет назад шли споры относительно самого факта антропогенного- вызванного человеком - изменения климата. За последнее столетие средняя температура поверхности Земли повысилась не менее чем на 0,5 ○ C. Как и было предсказано моделями так называемого парникового эффекта, зимние температуры повысились более значительно, чем летние. Парниковый эффект возникает потому, что углекислый газ, метан и закись азота, попадая в атмосферу, действуют как стекло в теплице, затрудняя отдачу тепла с поверхности планеты. Длительными наблюдениями установлено, что количество метана увеличивается ежегодно на 1%, углекислого газа – на 0,4 %, закиси азота – на 0,2 %. Углекислый газ «ответствен» примерно за половину парникового эффекта. Считается, что основным источником углекислого газа, связанным с деятельностью человека, является сжигание ископаемого топлива. Однако расчеты, произведенные членом – корреспондентом АН СССР Г. А. Заварзиным и профессором У. Кларком (США), что основным источником «парниковых» газов должны быть антропогенные нарушения работы микробных сообществ почв в Сибири и части Северной Америки. Это открытие накладывает на нашу страну многократно бόльшую вину за глобальные изменения климата, чем это считалось, когда исходили из нашей доли в сжигании ископаемого топлива. Как бы то ни было, если не принять каких – то срочных мер, глобальная температура поднимется на 1,5 – 4,5 ◦ С к середине будущего века.
Такое, казалось бы, небольшое изменение температуры поверхности планеты приведет к весьма существенным последствиям. Во – первых, резко увеличится процесс опустынивания, и сейчас охватывающий ежегодно более 6 млн. гектаров в мире. Особенно быстро начнут расширяться пустыни в Африке, на юге Северной Америки, изменится климат в Сибири, Скандинавии. Во – вторых, резко ускорится уже сейчас происходящий медленный подъем уровня Мирового океана (за счет таяния полярных льдов). За последнее столетие уровень океана поднялся на 10- 12 см, а в последнее время этот процесс ускорился раз в десять, и, по прогнозам, к 2050 г. возможное повышение уровня океана составит 150 см.
(«Биология в школе», № 3, 1989)
На уроке физики, за 1-2 урока до демонстрации, в порядке повторения учащиеся решают задачу:
Задача. Две колбы по 0,5 л. Заполнены: одна углекислым газом, вторая - воздухом, закрыты поролоновыми пробками, в которые вставлены одинаковые термометры для измерения температуры газов. Обе колбы находятся на одинаковом расстоянии от электрокамина. Что будет нагреваться быстрее – углекислый газ или воздух?
Учащиеся решают задачу:
Дано: Решение:
V(CO2) = Vвозд= 0,5 л Полагая, что Q (CO2) = Qвозд , получим:
С (CO2)∙m(CO2)∙ ∆t(CO2) = Cвозд ∙mвозд ∙∆tвоздС(СO2) = 0, 88 кДж/кг∙К
∆t(CO2) = Cвозд ∙mвозд
∆tвозд С (CO2)∙m(CO2 )С (возд) = 1. 01 кДж/кг∙К При одинаковом объеме газов их массы будут
М(СО2 ) = 44 г/моль относится как молярные массы, отсюда:
М(возд) = 29г/моль ∆t(CO2) = Cвозд ∙Мвозд = 1, 01 ∙ 29 = 0,75
∆tвозд С (CO2) ∙ М(CO2) 0,88∙44
-------------------------------
∆t (CO)2 ?
∆t возд Ответ: колба с воздухом должна была бы нагреться
быстрее.
На уроке химии по теме «Оксиды углерода. Топливо» или обобщающем уроке по теме 5 «Подгруппа углерода» можно провести саму демонстрацию.
Демонстрация способности углекислого газа поглощать инфракрасное излучение.
После изучения физических свойств углекислого газа отмечаем, что он обладает еще одним очень важным для всего человечества свойством, и показываем заранее подготовленный опыт так, как это описано в задаче. Для большей наглядности термометры можно заменить манометрами. До начала опыта установить одинаковый уровень жидкости в правом и левом колене манометров с помощью крана- тройника. Закрыть кран, включить электрокамин и наблюдать различную скорость подъема подкрашенной воды в правом колене манометров, что будет свидетельствовать о разном росте давления и, следовательно, росте температуры газа.
Вопреки расчетам через 0, 5 – 1 мин после включения электрокамина становится видно, что углекислый газ нагревается быстрее. Может быть, в расчетах есть ошибка? Нет. Дело заключается в том, что углекислый газ обладает способностью поглощать инфракрасное излучение.
Сообщаем учащимся, что поступающая на Землю солнечная энергия нагревает ее. Избыток этой энергии Земля отражает в космос в виде инфракрасного излучения так, что средняя температура Земли остается постоянной и равной 14○С.
В результате увеличения количества сжигаемого топлива в атмосфере растет концентрация углекислого газа, который поглощает излучение Земли и затем возвращает его обратно. Возникает так называемый парниковый эффект, в результате которого температура планеты постепенно повышается, что может привести к потеплению климата и таянию полярных льдов.
По оценкам советских ученых, всего один порядок отделяет нас от катастрофы. Увеличение количества сжигаемого топлива на Земле в десять раз приведет к тепловой смерти планеты.
А по оценкам американских специалистов, потепление климата в ближайшие сто лет приведет к затоплению в США 80% прибрежных территорий.
б) с историей и обществознанием.
Проведение комбинированного урока возможно в 11 классе по темам «Учение о развитии общества» и «Основы учения о биосфере».
Национальный вопрос и экология - один из вариантов комбинирования. Обсуждение этой темы можно провести в виде обзора учащимися периодической печати – ведь сейчас много, дельно и грамотно говорят о наболевших вопросах – как об экологии, так и о национальной политике нашей страны. А вот о том, что экологическое неблагополучие на местах катализирует обострение межнациональных отношений, речь почти не идет. На самом же деле эти события тесно взаимосвязаны.
Примеры из СМИ:
Взять хотя бы ставший банальным пример событий в Эстонии. Сейчас мало кто помнит, с чего все началось. А между тем отправной точкой всех нынешних процессов послужила борьба с совершенно дикими планами разработки фосфоритов в центре республики. Это житница Эстонии, своеобразный резервуар поверхностных вод республики. Превращение этого района в лунный пейзаж обернулось бы катастрофой не только для данной местности, но и для всей республики.
Или взять Ереван, еще одну «напряженную точку». Взрывоподобные выступления жителей армянской столицы начались задолго до волнений в Карабахе. Конфронтация с местными и центральными органами власти начались здесь именно на почве ужасающих условий жизни. Представьте себе, что вас запирают в банке с тлеющей паклей. Так вот Ереван, расположенный в глубокой котловине, - это банка, а тлеющая пакля – комбинат «Наирит», вреднейшее химическое производство с доисторической системой очистки промышленных выбросов.
Нашлись бы тогда в верхнем эшелоне власти люди, умеющие слушать и слышать настоящую науку, многих этих эксцессов просто не было бы. Даже шахтерский кризис лета 1989 года можно было бы предотвратить по такому фактору, как изменение численности населения. Ведь в большинстве городов, фигурировавших в газетных сообщениях в связи с забастовками, этот показатель год от года стремился к нулю и даже дальше, в сторону оттока населения. Люди «ногами голосовали» против загрязнения среды своего обитания.
Трагедия наша в том то и состоит, что осознание социальной опасности, скрытой в пренебрежении законами природы, пришло ужасающе поздно. Ведь природа, в полном несоответствии с государственными планами и правительственными постановлениями, обладает способностью к регенерации лишь в определенных пределах. И предел этот во многих местах уже пройден.
Кому, например, выгодно превратить житницу целой республики Башкирии в хаос карьерных разработок с сомнительным экономическим эффектом? Кому понадобилось размещать четыреста вреднейших производств на крайне ограниченной территории, как в Уфе? Ответ теперь очевиден для всех – административно – командной системе, заинтересованной во всеобъемлющей концентрации производства, населения и, как следствие, власти. Именно ей было выгоднее оплачивать послушную ведомственную науку, чем корректировать свои планы в соответствии с рекомендациями большой науки. Плоды монополии на истину еще только начинают падать на наши головы.
Единственным разумным противодействием этому процессу может стать придание самой широкой гласности данных по экологическому состоянию всей страны и любого региона в отдельности. Человек должен знать, в каких условиях он живет. Но этого мало. Необходимо, чтобы он знал, в каких условиях живет его ближайший и самый дальний сосед.
Уже сейчас необходимо принимать объективные решения о немедленном свертывании, а кое – где и об экстренном закрытии загрязняющих производств. Везде, даже несмотря на множество публикаций в периодике о плачевном состоянии русского народа как нации, диктат центральных ведомств, их решения, приводящие к усугублению экологической ситуации, продолжают восприниматься населением национальных территорий как диктат русской нации. Нужно свести до минимума влияние экологического фактора на межнациональные отношения. А это дает возможность ближе продвинуться к собственно социальной стороне этой горячей проблемы.
в) с изобразительнам искусством
На основе экологического сознания и мышления у учащихся формируется и экологическая культура, которая помимо всего сказанного выше несет в себе бережное отношение к природе, невозможность потребительского насильственного отношения к ней. При ее формировании важную роль играют различные виды искусства, в частности изобразительное искусство. На уроках изобразительного искусства учащиеся на основе знаний о размещении комнатных растений в помещениях, о рассчитанных на уроках биологии нормах освещенности, предлагают эскизы по размещению всего многообразия комнатных цветов.
4. Внеклассная работа.
Широкие возможности для углубления экологических знаний и воспитания экологической культуры имеет внеклассная работа. Больший эффект она даст, если будет носить систематический характер. Например, цикл классных часов «По страницам Красной книги СССР» в форме устного журнала реализует систематический подход к экологическому воспитанию, так как один классный час можно посвятить птицам, включенным в Красную книгу, следующий – млекопитающим. Пополнять страницы Красной книги можно в течение целого учебного года дополнительным материалом к урокам зоологии, ботаники, а также общей биологии.
Кружок изобразительного искусства может оказать большую помощь в проведении таких классных часов. Иллюстрирование страниц Красной книги самими учащимися способствует закреплению знаний, полученных на уроках. Развитию творчества, фантазии и умения воспринимать красоту окружающего мира помогает проведение конкурсов плакатов и рисунков на экологические темы, художественное оформление других внеклассных мероприятий: Дня птиц, осеннего бала, Новогоднего бала, составление букетов для повседневного украшения кабинетов в школе и дома, композиций «Дары осени».
С целью развития познавательного интереса учителю желательно знакомить учащихся с литературой, которая может дать им много полезного, как в теории так и в практике их деятельности. Это журналы «Биология в школе», «Юный натуралист»,
«Цветоводство», «Сельская жизнь» и другие.
Только в том случае, если у наших учащихся, будет со школьной скамьи воспитано в полной мере чувство ответственности перед природой, возможно на пороге третьего тысячелетия выживание самого человека. Ученик уже в школе должен осознать, что его собственное выживание, существование как биологического вида, является лишь элементом сохранения единства многообразия жизненных форм на Земле.
Литература.
Журналы: «Химия в школе» №№ 1 – 6 1988;
№№ 1 – 6 1989;
№№ 1 – 4 1990;
Киселев С.В. Демонстрация парникового эффекта на основе межнредметных связей с физикой// Химия в школе. – 1989 - № 3
«Биология в школе» №№ 1 – 6 1988;
№№ 1 – 6 1989;
№№ 1 – 3 1990;
Яблоков А. В. Экологические проблемы: острота ситуации// Биология в школе. – 1989 - № 3
Лавров С. Национальный вопрос и экология// Биология в школе. – 1989 - № 6
Шклярова О. А. «Познавательные задания на уроках»// Биология в школе. – 1990 - № 3
А. Н. Захлебный «Книга для чтения по охране природы», Москва, «Просвещение»,1986.