Доклад Информационные технологии в начальном образовании: теория и практика
СЛАЙД 1
Информационные технологии в начальном образовании: теория
и практика использования
Борисенко Э.В. учитель начальных классов
Кокуйской СШ №1
Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии (ИТ) находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях.
Информатизация начальной школы – одно из направлений ее развития. Сегодня широко обсуждаются проблемы, связанные с осуществлением этого процесса. Важнейшей составляющей образования в современных условиях является начальное формирование информационной компетентности, которая позволяет эффективно использовать ИТ. Приоритетом начального общего образования является формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых предопределяет успешность последующего обучения. Эффективность решения данной задачи во многом зависит от используемых технологий обучения, особое место среди которых занимают ИТ.
Использование ИТ дает преимущества перед стандартной системой обучения:
СЛАЙД 2
- повышается интерес, мотивация учебной деятельности обучающихся;
- осуществляется дифференцированный подход;
- каждый ученик становится субъектом процесса обучения;
- за один и тот же промежуток времени объем выполненной работы намного больший;
- облегчается процесс контроля и оценки знаний;
- развиваются привычки учебной деятельности (целеполагание планирование, рефлексия, самоконтроль, взаимоконтроль).
Внедрение ИТ в начальной школе основано на учете следующих возрастных особенностей младших школьников:
СЛАЙД 3
- смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную; использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими позволяет сделать этот процесс более плавным;
- большая часть знаний и умений, полученных на уроках, ещё не используется младшими школьниками во внеурочной деятельности; их практическая ценность утрачивается, а прочность – существенно снижается. Применение же полученных знаний, умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к актуализации и мотивации их приобретения;
- высокая степень эмоциональности младших школьников значительно сдерживается строгими рамками учебного процесса. Занятия же на компьютере позволяют частично разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Внедрение новых ИТ в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.
С разумной долей игрового подхода, мультимедийной формы с широким использованием графики, анимации, в том числе интерактивной, звуковых эффектов и голосового сопровождения, включением видеофрагментов учебный материал переводится в яркую увлекательную форму.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причем на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие.
Рассмотрим возможности и методику использования ИТ в начальной школе. Использование компьютера на уроках в начальной школе позволяет формировать познавательный интерес, способствует активизации учебной деятельности младшего школьника. Огромное разнообразие ролей компьютера в учебном процессе в своей основе является сочетанием трех главных функций: компьютер как орудие, компьютер как партнер, компьютер как источник формирования знаний. Компьютер помогает учителю при проведении урока, делая его отношения с учениками более человечными.
Теоретические исследования, педагогические наблюдения, анализ собственной работы показывает, что наиболее эффективно использование компьютера:
-при вхождении в урок (возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения);
-при изучении нового материала (иллюстрирование разнообразными наглядными средствами; мотивация введения нового понятия; моделирование);
-при проверке фронтальных самостоятельных работ (быстрый контроль);
-при выполнении заданий обучающего характера (выполнение рисунков, составление плана работы; отработка определенных навыков и умений);
-при организации исследовательской деятельности учащихся;
-при интегрировании предметов.
Программное обеспечение по каждой учебной дисциплине включает в себя обучающие и контролирующие программы, электронные учебники. Программы удобны своей универсальностью могут быть использованы как для обучения, так и для самоконтроля, контроля со стороны преподавателя. Сам факт существования таких программ свидетельствует о том, что они востребованы и имеют несомненную ценность.
Широкое применение в начальной школе нашли такие информационные средства:
СЛАЙД 4
- электронные справочники и энциклопедии («Электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия»);
- тренажеры и программы тестирования (по математике русскому языку);
- образовательные ресурсы Интернета;
- DVD и CD диски с иллюстрациями («Уроки Кирилла и Мефодия»);
- мультимедийные презентации уроков, разработанные в среде Microsoft Office PowerPoint; СЛАЙД 5
- проверочные тесты, контрольные задания, карточки, анкеты и т.д., созданные в текстовом процессоре MS Word;
- электронные таблицы, контрольные тесты, кроссворды, диаграммы и др., созданные в табличном процессоре MS Excel.
Стоит сделать особый акцент на презентациях, разработанных в MS PowerPoint, так как они являются одним из основных информационных средств. Можно выделит
·ь следующие варианты использования MS PowerPoint в работе с учащимися:
СЛАЙД 6
1.проведение презентации на уроке при объяснении нового материала. Заранее соз-данная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрациях, данных, формулах и т.д.;
2.наглядная демонстрация модели реального процесса. Построение диаграмм, таблиц, которые невозможно или достаточно сложно выполнить с помощью плакатов или школьной доски;
3.презентация по результатам выполнения индивидуальных и групповых проектов.
Подготовка учениками (с помощью учителя или родителей) презентации для сопровождения собственного сообщения, реферата, создание альбомов;
4.контроль и коррекция знаний. Организация работы учащихся с программами-тренажерами и системами, содержащими элементы самоконтроля.
При включении информационных средств в процесс обучения младших школьников следует придерживаться определенных методических рекомендации по их использованию. Это:
СЛАЙД 7
-четко определять педагогическую цель применения ИТ в учебном процессе;
-уточнять, где и когда будет использован компьютер на уроке в контексте логики раскрытия учебного материала и своевременности его предъявления;
-согласовывать выбранное средство ИТ с другими техническими средствами обучения;
-учитывать специфику учебного материала, учебной дисциплины особенности класса, характер введения новой информации;
-анализировать и обсуждать с классом фундаментальные, узловые вопросы изучаемого материала.
В соответствии с ФГОС главной задачей общего образования является развитие личности ученика. Мы рассматриваем ИТ не только как эффективное средство обучения младших школьников, но и как средство их развития.
Одним из эффективных инструментом развития младшего школьника являются компьютерные развивающие игры (КРИ). Они играют важную роль в развитии у детей общих умственных способностей, целеполагания, способности мысленно соотносить свои действия по управлению игрой с создающимися изображениями в игре, для развития фантазии, воображения, эмоционального и нравственного развития. В играх нет явно заданной цели - они являются инструментами для творчества, для самовыражения школьника.
КРИ по своей сути – сложное, многогранное явление. Она может выступать в качестве метода обучения, т.к. выполняет следующие функции:
СЛАЙД 8
- обучающую (способствует формированию мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширению кругозора, навыков самообразования и т. д.);
- развивающую (происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса);
- воспитывающую (воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре);
-мотивационную (побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества).
Особенностью КРИ является активное и непосредственное участие ребенка в разворачивающемся действии в отличие от пассивного просмотра мультфильмов. Есть множество компьютерных игр, которые развивают память, логику, координацию движений, умение планировать свою деятельность, находить информацию, необходимую для решения поставленной задачи. Такие игры формируют у ребенка мотивационную, интеллектуальную, операционную готовность использования компьютерных средств для осуществления своей деятельности.
Учет психоэмоциональных и физиологических особенностей детей - важнейшее условие эффективного применения компьютерных игр. Детям младшего школьного возраста трудно ставить дальние цели, стимулирующие активное участие ребенка в учебном процессе. КРИ ставят реальную, понятную, вполне достижимую цель: если верно решишь примеры - откроешь картинку, вставишь все буквы – продвинешь ближе к цели сказочного героя и т.д. Примеры таких игр :СЛАЙД 9-10
«Тучкины штучки ».
Цель: Развитие внимания, мышления, непроизвольное закрепление учебного материала.
Описание: На облаке записаны слова с пропущенными буквами. Чуть в стороне на 2 маленьких облаках записаны буквы. Учитель предлагает вставить пропущенные буквы, выбрав одно облако. Если ответ неверный- гремит гром, ответ верный облако улыбается.
СЛАЙД 11-12
«Золушка. Учим таблицу умножения».
Цель: Развитие внимания, быстроты мыслительных операций, памяти.
Описание: На экране появляется Золушка, около которой расположены кусты и дается задание: если правильно найдёшь значения выражений, ты поможешь Золушке
выполнить работу в саду. Обучающиеся наводят курсор на число, которое им кажется верным. Если обучающиеся неверно находят значения выражений звучит неприятный сигнал.
Целесообразность использования КДИ на разных этапах урока различна. Так, например, при усвоении новых знаний ее возможности значительно уступают более традиционным формам обучения, поэтому игровые формы занятий чаще применяют при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании умений. Определение места КДИ в структуре урока и сочетание элементов игры и учения во многом зависят от понимания учителем их функций и классификации.
Факторами, сдерживающими процесс информатизации начальной школы, являются плохая обеспеченность школ компьютерами и недостаточная методическая подготовка учителя начальных классов. СЛАЙД 13
Использованная литература
1.Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. М.- 1994.
2.Верещагина Н.Н. Преподавание математики в классе с компьютерной поддержкой. -http:/centen fio.ru/
3.Дворецкая А.В. Основные типы компьютерных технологий // Школьные технологии – 2004 – № 3.
13PAGE 15
13PAGE 14515