Статья на тему Развитие творческих способностей на уроках технологии в начальной школе


Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в начальной школе.
Ручной труд — это мощное средство развития, прежде всего, интеллекта и эмоционально-волевой сферы младшего школьника, а также творческих способностей, наблюдательности, памяти. Подобную активную деятельность может обеспечить далеко не всякая ручная работа, а лишь сознательная, требующая самостоятельности понимания смысла действий. Чтобы задание было понятно детям, а практическая работа не сводилась к механическому повторению чужих действий, определённая часть урока неизбежно посвящена рассматриванию, размышлению и анализу. Анализируя, дети учатся выделять детали, из которых состоит изделие, определять его конструкцию, взаиморасположение деталей. способы изготовления. возможный порядок действий и т. п. Следует отказаться от практики, при которой вся работа сводится к механическому повторению, работе под диктовку, по шаблонам, и заранее кем-то вырезанных деталей или заготовок. Очень важно, чтобы ученики по возможности сами выполняли работу от начала до конца, при условии соответствия сложности работы приобретённым знаниям, умениям, навыкам. Для ребёнка очень важно освоить весь технологический процесс, проработать и осмыслить его.
Первоклассники успешно осваивают приёмы разметки на бумаге не только с помощью шаблона, но и способом сгибания, а также с помощью линейки. Конструирование из бумаги — занятие очень увлекательное. Оно способно стать эффективным средством воспитания эстетической культуры, развития творческих способностей. Привлекательно оно ещё и тем, что для работы не требуется ни специальных знаний, не дефицитных материалов. Основой для создания разнообразных объёмных композиций могут стать обыкновенные цилиндры и конусы из плотной бумаги. Смонтированные определённым образом и дополненные элементами из цветной бумаги они превращаются в сказочных героев, животных и птиц. Работа строится от простого к сложному. В первом классе следует начинать с выполнения некоторых фигур в технике оригами. Подобная работа не только увлекательна, но и обладает огромными развивающими возможностями. прежде чем приступить к выполнению задания, необходимо заготовить бумажные квадраты. Это часто затрудняет возможность ребёнка самостоятельно выбрать нужный цвет и размер заготовки. К тому же освоение приёма изготовления квадрата играет определённую роль в развитии ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы ребёнок научился самостоятельно трансформировать прямоугольный лист для получения квадрата. Этот способ основывается на знаниях учащихся в области математики. Затем можно приступать к изготовлению простых оригами. После окончания данной работы необходимо предложить учащимся выполнить художественное оформление своего изделия. В результате получается, что при выполнении задания нет ни одной одинаковой работы, благодаря творческому подходу каждого ученика. Подобные задания позволяют активизировать познавательные процессы младших школьников на уроках технологии, заставляя их действовать не механически, а осмысленно.
Интересны занятия плоскостным моделированием. На уроках технологии учащиеся младших классов, используя заготовленные детали из цветной бумаги, как правило, правильной геометрической формы (квадрат, треугольник, круг) собирают картинки различных предметов, животных, мозаичные узоры и т. п. Эти занятия способствуют развитию внимания, творческого воображения, эстетического вкуса. Для формирования творческой личности ученика возможно использование всех дидактических методов. При выборе методов обучения необходимо ориентироваться на те, которые стимулируют познавательную и практическую деятельность учащихся, расширяют кругозор, формируют практические умения, способствуют становлению творческой личности. Объяснительно-иллюстративный метод (рассказ, объяснение, таблицы) способствует формированию первоначальных знаний об основных материалах, технологии и организации трудовой деятельности. Репродуктивный метод содействует развитию умений и навыков. Проблемно-поисковый метод (проблемное изложение, частично поисковый, исследовательский) в совокупности с предыдущим служит развитию творческих способностей младших школьников.
Особенность уроков технологии состоит в том, что их задачи решаются в процессе деятельности учащихся по моделированию, конструированию различных объектов труда. При этом для ученика очень важно осознать и принять предстоящую работу. На каждом уроке необходимо учитывая посильность и доступность изделия, стремиться к тому, чтобы изделия были интересны и привлекательны для детей, имели практическую направленность. Это вызывает положительную мотивацию и эмоциональный подъём, настрой детей на работу.
Цель уроков технологии в начальной школе: развитие приёмов анализа и синтеза, пространственного воображения, развитие моторики мелких мышц рук, формирование умения резать, сгибать, клеить. Средство, с помощью которого развивается мышление на уроках технологии, - динамическая таблица. Она создаёт оптимальные условия для творческого характера обучения, активизации умственной деятельности младших школьников.
Развитию творческой фантазии, смекалки, инициативы способствует вариативность работ и свобода выбора. На прогулке в парке, лесу, во дворе своего дома дети могут собрать природный материал. Подобная работа воспитывает умение видеть прекрасное, развивает творческое воображение. Природа щедра и многообразна. Разнообразен и природный материал, что создаёт неисчерпаемые возможности для развития детского творчества, фантазии, вкуса, поиска нового. Собирая шишки, можно видеть в них ежей, а в осеннем пожелтевшем листке — золотую рыбку. Творческая художественная направленность занятий с различными материалами проявляется не только в желании и умении ребёнка выполнить работу красиво и аккуратно, но и в предварительном обдумывании создаваемого образа, композиции, поделки. Занятия пробуждают интеллектуальную и творческую активность, учат читать чертежи, планировать свою деятельность, вносить изменения в конструкцию изделия, осуществлять собственные замыслы. Важное место занимает решение конструкторских задач. Проявляя самостоятельность и фантазию, учащиеся могут изменить последовательность изготовления изделий, добавить новые детали, создать новый образ. Это развивает навыки художественного конструирования, эстетический и художественный вкус, умение видеть красоту в окружающем.
В.А.Сухомлинский писал, что «ребёнок по своей природе — пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребёнка».