Доклад на МО. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ.
Предмет математики в курсе средней школы является довольно сложным. Перед учителем встаёт вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математики.
Проработав учителем математики, пришла к выводу, что применение электронных образовательных ресурсов на уроках повышает у учеников стремление к учению, вызывает желание и интерес, сосредоточенность на предмете, глубокое проникновение в сущность явлений, свободное оперирование знаниями, самостоятельность.
На мой взгляд, компетентность современного педагога связана со знаниями компьютерной техники, с умением грамотно и разумно применять электронные образовательные ресурсы в учебном процессе. Электронный образовательный ресурс – это любой ресурс, содержащий информацию образовательного характера, содержащий в себе учебный материал и методику использования его в процессе обучения.
Я считаю, что проведение уроков с использованием информационных технологий – это мощный стимул в обучении. Компьютер позволяет усилить мотивацию ученика к обучению. Усвоение знаний, связанных с большим объёмом цифровой и иной конкретной информации, путём активного диалога с персональным компьютером более эффективно и интересно для учеников, чем штудирование учебника. Информационные технологии позволяют сделать аудиторные и самостоятельные занятия более интересными при этом они экономят время, сочетают цвет, мультипликацию, звуковую речь, динамические модели и т.д. И главное предоставляет большой резерв учителю технической и технологической поддержки.
По опыту можно выделить следующие формы занятий, при которых работать в компьютерном классе наиболее эффективно:
•диагностическое тестирование качества усвоения материала;
•тренировочный режим для отработки элементарных умений и навыков после изучения темы;
•обучающий режим при работе с отстающими учениками, у которых применение компьютера обычно значительно повышает интерес к процессу обучения;
•режим самообучения;
•режим графической иллюстрации изучаемого материала.
В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока – при устной работе, проверке домашнего задания, объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Расскажу о некоторых формах работы.
Во-первых, это устные упражнения, способствующие активизации знаний, необходимых для дальнейшего изучения нового материала. Эти упражнения заранее продумываются и набираются учителем на компьютере, и на уроке требуется только открыть нужный файл, во время перемены не надо писать каждый раз необходимые задания на доске, тем самым экономится время.
Во-вторых, на этапе проверки домашнего задания у учителя существует две возможности ее реализации.
1. набрать на компьютере тексты решения и на уроке спроектировать все на экране, и учащиеся проверят и исправят ошибки.
2. если в кабинете есть сканер, то можно перед уроком взять у некоторых учащихся (2-3) тетради, отсканировать их домашние работы, на уроке спроектировать этот материал на экран и провести обсуждение с учащимися.
В - третьих, при объяснении нового материала. На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.
Я считаю, что компонентами любого образовательного ресурса являются: информирование (урок, лекция, самостоятельное изучение по учебнику); практикум (семинары, лабораторные); аттестация (контрольные и самостоятельные работы, зачеты, экзамены). Например, на уроке в 7 классе по теме «Многочлен», я использовала свою презентацию. Она была направлена на отработку понятия «многочлен». На слайдах были не только задания, но и ответы, которые появлялись после щелчка мыши, что очень удобно для самопроверки учащихся.
Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.
В - четвертых, на этапе решения задач реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные программы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут содержать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вводиться как в числовом, так и, в общем, видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.
При контроле знаний используются тесты. Возможны две формулы организации тестов, которые условно можно назвать «Выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».
Cтолкнувшись с необходимостью обучать детей с ограниченными возможностями, перед каждым педагогом возникает множество проблем: как включить ребенка с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс, какие приемы, методы наиболее эффективны при обучении?
- Как реализовать индивидуальный подход, работая со всеми детьми, и одновременно с каждым ребенком?
Основная цель уроков — создание таких условий, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был включен в общий учебно-воспитательный процесс.
Наличие у детей особых образовательных потребностей предполагает решение развивающих, профилактических и коррекционных задач.
Так каким должен быть урок? Интересным, познавательным, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы, закончив урок, вновь и вновь захотелось к нему вернуться. Используя неподдельный интерес детей к интерактивной доске можно решить ряд проблем на уроке.
Интерактивная доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) При использовании интерактивной доски у меня не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания формул, построения графиков функций, демонстрацию учащимся изменения графиков функций в зависимости от изменения значения аргумента, а также другие живые преобразования графиков: как, например: изменение знака функции, ее четности или построение графика модуля функции, записи новых упражнений, самостоятельных и контрольных работ,проведение блиц-опросов, не тратится время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока.
Изображения на интерактивной доске видны всему классу, а это, в свою очередь, – способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения неуравновешенные.
Благодаря современным интерактивным технологиям занятия превращаются в захватывающее учебное приключение, где даже мы, педагоги, вместе с детьми с удовольствием отправляемся в увлекательное путешествие по страницам знаний. Работа с интерактивной доской становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных «волшебных» маркеров развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу.
Интерактивная доска не только побуждает детей к активной коллективной работе, но и помогает донести материал до каждого ребенка в классе.
В работе с детьми-инвалидами часто сталкиваемся с проблемой их вовлечения в учебный процесс. А благодаря этому оборудованию дети даже с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата с удовольствием включаются в учебную деятельность. Возможность применения интерактивной доски способствует снижению утомляемости детей с ограниченными возможностями здоровья, дольше удерживает их внимание.
С применением мультимедийной установки интереснее проходят внеклассные мероприятия. Это всевозможные интеллектуальные соревнования и игры, когда вопрос или задание проецируется на экран для всеобщего обозрения.
Ресурсы, созданные самими педагогами, используются и во внеурочное время. Например, на неделе математики, на математических кружках, на занятиях по подготовке к экзамену.
Я считаю, что математические игры и соревнования, КВН-ы и конкурсы будут больше привлекать учеников, если и здесь применять разработанные ресурсы учителей (презентации), так как наглядность повышает познавательный интерес.
Ежегодно на неделе математике я создаю презентации для разнообразных развлекательно-обучающих игр. За последнее время были созданы презентации к играм «Рыцарский турнир», «Поле чудес», «Нескучная математика», «Морской бой». Презентация содержали в себе конкурсные задания для команд, вопросы для болельщиков. Для экономии времени на каждом слайде были помещены ответы, что было удобно и для жюри, и для самих участников.
Актуальность применения ИКТ на уроках математики состоит в следующем:
- Высокая информативная ёмкость урока.
- Выигрышное оформление урока.
- Экономия времени урока.
- Эффективность самопроверки.
- Повышение интереса учащихся к предмету.
- Индивидуализированное обучение, учитывающее индивидуальные особенности памяти, восприятия, мышления.
- Расширение набора применяемых учебных задач.
Я считаю, что целесообразно использовать интерактивную доску, так как это дает возможность:
1. Не рисовать заново для каждого задания систему координат (экономия времени 1-2 минуты на каждый график).
2. Быстро воспроизводить графики сложных функций, в результате чего уменьшается время на проверку домашнего задания и на разбор самостоятельной работы учащихся по построению графиков функций в среднем на 5-6 минут.
3. Появляется возможность быстро (одним движением руки) изменить масштаб графика, сделав его более наглядным для той или иной цели.
4. Решать графически большое количество уравнений и неравенств, в том числе с параметром, изменяя чертеж по ходу решения. Для сравнения: вместо 2-3 уравнений или неравенств за урок можно решить более 10 уравнений и неравенств.
Конечно, есть темы, при изучении которых эффективность интерактивной доски не так очевидна, но использование доски целесообразно даже в этом случае, т.к. позволяет задействовать ее фрагментарно.
Следует отметить, что время на предварительную подготовку урока при использовании интерактивной доски на первом этапе, несомненно, увеличивается, однако постепенно накапливается методическая база, создаваемая совместно с учениками, что значительно облегчает эту подготовку в дальнейшем. Так же хочу отметить, что использование интерактивной доски позволяет (самое главное) повысить внимание (заинтересованность) учеников за счет новизны способа изложения материала, а, следовательно, повышается и интерес к математике в целом.
В своей практике я применяю следующие формы работы с использованием ИКТ:
создание дидактического материала для урочных и внеурочных занятий;
использование программного обеспечения непосредственно в учебном процессе;
использование ресурсов Интернет.
Создание дидактического материала - это разработка с помощью компьютера разнообразного учебного материала, карточек-заданий для самостоятельной работы учащихся, вариантов контрольных работ, а также создание презентаций, электронных образовательных ресурсов. Для этого используются текстовый редактор Microsoft Word, графический редактор Microsoft Paint, редактор создания презентаций Microsoft PowerPoint.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного; 3/4 части материала, если ученик привлечен в активные действия в процессе обучения. Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в изучении оказывается чрезвычайно эффективным; компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Использование компьютерных презентаций на уроках делает изложение учебного материала наглядным, доступным, интересным. Такие презентации частично заменяют доску, различные плакаты и иллюстрации в учебниках.
Я использую презентации на различных этапах урока. Это и проверка домашнего задания, проверка обучающей самостоятельной работы, изучение нового материала, задание на дом.
Например, очень удобно с помощью подготовленной компьютерной презентации осуществлять проверку домашнего задания, показав несколько способов решения, учить учащихся отбирать рациональное решение.
Использование программного обеспечения. Программное обеспечение по математике очень разнообразно: электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажёры и видеоуроки, словари и справочники, библиотеки электронных наглядных пособий.
На уроках использую следующие электронные пособия: «Открытая математика «Функции и графики», «Полный интерактивный курс «Планиметрия», «Полный открытый курс «Стереометрия», «Математика 7-11 класс».
Использование данных электронных пособий позволяет индивидуализировать и дифференцировать обучение, стимулировать разнообразную творческую деятельность учащихся, воспитывать навыки самоконтроля и рефлексии, изменяет роль ученика в учебном процессе от пассивного наблюдателя до активного исследователя.
В электронных пособиях по геометрии представлены различные модели геометрических тел и фигур, которые представлены таким образом, что можно изменять их форму, задавать различные линейные параметры, проводить всевозможные сечения, что позволяет сформировать у учащихся пространственное мышление. Формулировки изучаемых теорем сопровождены 3D – моделями, которые демонстрируются на уроках.
Учебная анимация, которая представлена на уроках геометрии с помощью указанных пособий, выполняет мотивационную функцию тем, что позволяет показать в динамике процессы, сложные для понимания, формирует пространственное мышление учащихся, создает зрительный и эмоциональный образ формальных математических теорем и формул, делает изучаемые процессы ближе у жизни и понятнее.
Все эти электронные пособия включают в себя интерактивные задачи, тесты, которые также используются на уроках.
Электронное пособие «Открытая математика «Функции и графики» помимо теоретического материала, задач, тестов, содержит интерактивный инструмент для работы с графиками «Графер». Эта программа позволяет строить графики функций, композиций функций, функций, содержащих знак модуля, выполнять преобразования графиков функций. Теоретический материал этого пособия снабжен интерактивными моделями, которые позволяют наглядно изучить свойства функций: четность, нечетность, возрастание, убывание, нули функции, область определения и область значений. Построенные с помощью программы «Графер», графики функций я использую при проверке домашней работы, при изучении нового материала.
Использование ресурсов Интернет. Интернет содержит огромный объем образовательной информации, является инструментом поиска, переработки, представления информации. Интернет – технологии в учебном процессе - это прежде всего, получение и накопление информации, обработка и передача информации, использование информации для научной работы, для подготовки докладов и сообщений, дистанционное обучение и т. д.
Адреса сайтов, которые я использую в своей работе:
http://school-collection.edu.ru/ коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://mathege.ru/or/ege/Main открытый банк заданий по математике
http://www.uchportal.ru/ учительский портал
http://www.mathtest.ru/ математические тесты в режиме он-лайн и другие
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках математики позволяет повысить мотивацию и активность обучающихся, вызываемой своими интерактивными свойствами, разнообразием и красочностью информации (текст + звук + видео + цвет), путем ориентации на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно – выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Грамотное применение ИКТ в учебном процессе повышает качество математического образования, вызывает интерес к изучению математики, стимулирует развитие познавательной активности и творческих способностей учащихся.
Преимущества работы с интерактивными досками для учителя:
1. Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
2. Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
3. Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
4. Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
5. Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
1. Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
2. Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
3. Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
4. Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
5. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски не решит всех учебных проблем. И учителя совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Но использование ее делает урок увлекательным и динамичным.
И в заключении хотелось бы сказать: Наибольшее значение имеет не то, что ученик использует новые технологии, а то, как это использование способствует повышению его образования.