ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛОГИКА.
Введение.
Если ребенок не готов к социальной позиции школьника, то даже при наличии у него необходимого запаса умений и навыков, уровня интеллектуального развития ему трудно в школе. Ведь не всегда высокий уровень интеллектуального развития совпадает с личностной готовностью ребенка к школе.
Как быстро летит время! Еще совсем недавно вы радовались появлению на свет малыша, его первым шагам, словам и поступкам. И вот он уже становится дошкольником.
1 сентября! С этим днем у каждого связано светлое и трогательное воспоминание. Рядом с первоклассниками - мамы, папы, бабушки и дедушки - все волнуются. Как там мой? Не испугается ли? Не подкачает ли? Как сложится его школьная жизнь? Это зависит от того, каким ребенок пришел в первый класс. Это в некотором роде экзамен для всей семьи.
Как правило, будущие первоклассники с радостью и нетерпением ждут 1 сентября: их привлекает и внешняя сторона школьной жизни, и то, что теперь они ученики. Самое важное - они хотят учиться. Именно это помогает первокласснику быстро и в большинстве случаев безболезненно усвоить новые требования, касающиеся его обязанностей, правил поведения в классе, распорядка дня.
Это готовность к учению нуждается, конечно, и в родительской поддержке. Если в семье было заложено правильное отношение к учению, дети, поступая в школу, уже достаточно ясно представляют себе, зачем надо хорошо учиться.
Пояснительная записка.
Цель: помочь ребенку быстрее овладеть учебными навыками.
Главная задача - сформировать психические качества, обеспечивающие ребенку школьный успех. Это - восприятие, мышление, внимание, память, воображение, и также мелкая моторика.
Коротко остановлюсь на их характеристике.
Восприятие.
Успешная учеба в начальных классах школы зависит от способности ребенка выделять и отличать друг от друга различные особенности и свойства объекта, от умения дифференцировать такие признаки, как цвет, форма, размер предмета и отдельные его элементы. Научить его этому -значит помочь овладеть перспективными действиями, т.е. обследовать объекты и вычленять из них наиболее характерные свойства. А также усваивать сенсорные эталоны - общепринятые образцы чувственных свойств и отношений предметов.
Мышление.
Развитие мышления происходит при условии овладения ребенком тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим.
Наглядно-действенное мышление развивается у младших школьников в процессе действий с различными предметами, игрушками. А основная форма мышления дошкольника - наглядно-образная. И это надо учитывать при организации занятий: именно в ходе игр ребенок должен учиться выделять существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом, а также соотношение их частей. Игра - также отличное средство для того, чтобы научить малыша пользоваться различными картами и схемами. Лишь к концу дошкольного возраста, т.е. формируется умение рассуждать, делать.
Словесно - логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии - длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов явлений действительности, которые закреплены в словах.
Внимание.
Значительно облегчает ребенку процесс учения такое качество, как направленность психической деятельности. Иными словами, способность быть внимательным при выполнении того или иного задания.
Внимание проявляется внутри любого психического процесса: при восприятии чего-либо; в ходе мыслительных операций; при речевом общении; при запоминании, воспроизведении и т.д. Сформированность внимания - важный показатель развития личности. Предлагаемые программой игры формируют у ребенка умение сосредотачиваться, развивают основные свойства внимания: устойчивость, переключение, распределение.
Память.
Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становиться произвольной. Не следует заниматься механической тренировкой памяти, важно, чтобы ребенок понимал, что вы предлагаете ему запомнить. Одно из важных условий овладения способами логического запоминания - это определенный уровень развития мыслительных операций. Все задания, представленные в разделе «Мышление» направлены преимущественно на формирование умственных действий и в той или иной мере способствуют и развитию памяти.
Воображение.
Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами. А для этого надо научиться видеть в каждом предмете его разные стороны, уметь, отталкиваясь от определенного признака предмета строить образы; не только свободно фантазировать, но направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.
Моторика.
В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребенка. Дети становятся более сильными, выносливыми, а их движения -более ловкими и скоординированными. Для успешного овладения школьными навыками ребенку необходимо иметь хорошо развитую тонкую моторику руки, так как большая нагрузка в школе может вызывать и чувство усталости, и напряжение, и нарушения при формировании почерка. Овладение ребенком сложными видами двигательных умений создаст необходимые условия не только для процесса школьного обучения, но и для будущей трудовой деятельности. Развитие точности движений будет способствовать подготовке детской руки к овладению письмом.
Роль игры в воспитании положительного отношения к школе.
Успешность подготовки детей к школе во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру. Через игру и в игре постепенно готовится сознание ребенка к предстоящим изменениям условий жизни, отношений со сверстниками, формируются качества личности, необходимые будущему школьнику.
Классификация игр:
1.Предметные игры:
дидактические;
развивающие (имеющие несколько уровней сложности);
игры на развитие пространственного воображения (игры со строительным материалом);
игры со счетными палочками (развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение, представления о форме, количестве, цвете).
2.Словесные игры:
загадки;
логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
Методы и приемы работы:
Игры на развитие восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения;
Рисование;
Игры на развитие навыков общения;
Сочинение историй.
В группе должно быть 12-15 человек. Занятия проводятся по 30 минут по 1 разу в неделю.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемая программа строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития детей. Она рассчитана на 1 год обучения, который состоит из 37 занятий.
Учебно-тематический план занятий для детей старшего дошкольного возраста.
№ Тема Общее кол-во часов
1 Развитие внимания 8
2 Развитие памяти 8
3 Развитие восприятия 5
4 Развитие мышления и речи 10
5 Развитие моторики 6
Итого: 37
Содержание программы.
Развитие познавательной сферы.
а) Развитие внимания.
«Найди ошибку»;
«Цифровая таблица»;
«Выполни узор по образцу»;
«Подчеркни буквы»;
«Найди отличия» и т.д.
б) Развитие памяти.
«10 слов»;
«Пары слов»;
«Сделай рисунок к слову»;
«Запомни слово с помощью рисунка»;
«Вспомни слово по рисунку»;
«Перескажи рассказ по схеме» и т.д.
в) Развитие восприятия.
«Похожие домики»;
«Восстанови сказку»;
«Разрезная фигура»;
«Сложи орнамент»;
«Сложи мозаику» и т. д.
г) Развитие мышления и речи.
«Вербальные аналоги»;
«Реши примеры»;
«4-й лишний»;
«Ребусы»;
Графические узоры.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему.
Очень большое внимание в своей работе уделяю «пальчиковым играм». Эти игры очень эмоциональны, они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Используемые игры:
«Разноцветное путешествие»;
«Продолжи узор»;
«Нарисуй фигуру по точкам»;
«Нарисуй узор под диктовку».
Критерии оценки интеллектуальной готовности к школьному обучению.
Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться.
Достаточно широкий круг знаний об окружающем мире.
Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, мелкая моторика).
Умеет общаться и работать в коллективе.
Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми.
Стремится к самосовершенствованию.
Рекомендации для родителей «Как быть, чтобы не отбить у ребенка желание учиться?»
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка всё и сразу. Требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность, не формируются сразу. Ребенок пока еще учится управлять собой, организовать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам - запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте, иначе он будет бояться ошибиться, поверить в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учится чему-то новому, не все сразу удается. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на нее и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый, даже крошечный успех.
Не думайте за ребенка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во всё, что он делает. Иначе он начнет думать, что не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители все равно помогут все решить.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь кспециалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки е могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советам психолога. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Перечень необходимого оборудования.
Карточки для индивидуальных заданий.
Цветные карандаши, ручки.
Мягкие игрушки.
Мячик.
Предметные картинки.
Игры на развитие памяти, внимания, мышления.
Бланки с заданиями.
Клубочек ниток.
Мел.
Тетради в клетку.
Цветная бумага.
Клей.
Ножницы.
Используемая литература.
Антонова Л.Г. Развитие речи «Уроки риторики», Ярославль «Академия развития, 1997.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба, и игра: природовение. Ярославль «Академия развития», 1997 г.
Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль «Академия развития», 1996 г.
Симановский А.Э. Развитие творческого мышления у детей, Ярославль «Академия развития», 1997.
Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. 1000 загадок, Ярославль, «Академия развития», 1999 г.
Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей, Ярославль, «Академия развития», 1997*г.
Черемошкина А.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
Бамаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук.Ярославль, «Академия развития», 1998 г.
Черемошкина А.В. Развитие памяти у детей. Ярославль, «Академияразвития», 1997 г.
10.Елкина Н.В., Мариничева О.В. Учим детей наблюдать и рассказывать.
Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
11.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербина СВ. Развиваем
руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль,
«Академия развития», 1997 г.
12.Крюкова СВ., Слободняк Н.П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и
радуюсь. - М.»Генезис», 1999 г.
13.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. -
М., «Просвещение», 1990 г.
14.Хватцев М.Е.. Логопедия. Работа с дошкольниками. - М., «Аквариум»,
Санкт-Петербург, «Дельта», 1996 г.
15.Богуславская Н.Е., Купина Н.Я. Веселый этикет. - Екатеринбург,
«Арго», 1997 г.
16.Матвеева А., Выбойщик И., Мякушин Д. Практическая психология для родителей или что я могу узнать о своем ребенке. - М., «АСТ-ПРЕСС»,
1999 г.
17.Рузина М.С., Афонькин С.Ю., Страна пальчиковых игр. Санкт- Петербург, «Кристалл», 1997 г.
18.Узорова О.В., Нефедова Е.А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. ЗАО «Премьера», ГИИППВ, 1999 г.
19.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Учимся запоминать. Ярославль,
«Академия развития», 1997 г.
20.Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развитие внимания малыша. Ярославль,
«Академия развития», 1997 г.