План-конспект урока на тему «Новгородская Земля» 6 класс


Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33
План-конспект урока
«Новгородская Земля»
Учитель: Глазунов Юрий Николаевич
Класс: 6 а
Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г.
«История России с древнейших
времен до конца XVI века»
6 класс, М., Просвещение, 2012 г.

г. Таганрог
2015г
Цели урока.
Обучающие цели: Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности древнерусского государства, дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя;
Развивающие цели: развитие универсальных учебных действий– развивать умения самостоятельного анализа, обобщения и систематизации учебной информации, выделения главного и существенного, формулирования выводов; развивать рефлексивную культуру учащихся.
Воспитательные цели: приобщать учащихся к истории и культуре, выработка нравственных ценностей во время урока
Оборудование:
дидактический материал: презентация к уроку; элементы схем на доске: « Политическое устройство в Новгороде», «Социальный состав Новгородской земли»,
практический материал: фрагменты карты – русские княжества, работа с запутанным текстом.
ТСО: мультимедиа проектор; компьютер.
Тип урока: урок изучения нового материала с элементами игры и работы с учебником.
Методы работы: словесные, наглядные, практические.
Формы работы: фронтальные, индивидуальные.
Ход урока
1. Организационный момент
1.1. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости.
1.2. Конкретизация цели и задач урока. Слайд № 2. 2 мин.
1.3. Запись даты, темы в тетрадях учащимися. 1 мин.
2. Изучение нового материала
2.1. Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева! ( спросить у учащихся главный центр Руси, правильный ответ-Киев) Слайд № 4. – 2 мин.
2.2. Работа с запутанным текстом (Где расположен Великий Новгород??)
Ламновгородскаякетеземлярозифрасположенакятннасеверо-западеботивеликойбозжрусскойреднравнинымитно-ядронукновгородскойнажземлиуяке-озеротафбИльменьбедирекамухВолховкещналоеежыуберегуфсоснованучиНовгородухн
Великий.
2.2.1. Выполнение работы – 5 мин; Устный проговор и показ на карте. Слайд № 5.
2.3. Задание классу: Выяснить, почему древний город, зародившийся на берегах реки Волхов, был назван Новгородом?
Ответ: слово Новгород означает «новый город». Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение 3-х отдельных разноплеменных поселений, именно по отношению к ним он и являлся «новым городом». Время выполнения– 2 минут.
2.4. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына - Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года. В состав этой земли входили такие города, как Псков, Ладога, Старая Русса, Торжок и др.
2.4.1. Запись в тетрадь. Слайд № 6. Время выполнения– 3 минут.
2.5. Высшим органом управления власти в Новгороде являлось вече. Оно собиралось на площади около торга. Площадь эта называлась Ярославовым двором, поскольку на этом месте находилось подворье Ярослава Мудрого во время его княжения в Новгороде.
Несколько слов о том, как выглядит площадь в древности. На площади располагалась трибуна для высших должностных лиц. Рядом с ней стояла башня, на которой был укреплен вечевой колокол, оповещавший о созыве вече.
2.5.1. Рассмотреть внимательно слайд №7, описать чем занимались люди на торговой площади в то время, когда вече не собиралось. Время выполнения – 3 минуты.
2.5.2. Приведем несколько версий историков, их трактовку происходивших событий:
1. Вече - оплот демократических вольностей.
2. Н.М.Карамзин в повести «Марфа Посадница» рассказывал об участии в вече 10 тысяч горожан.
3. В.О.Ключевский писал: На вечевую площадь бежал всякий, который считал себя гражданином.
2.5.3. Время осмысления материала – 2 минуты.
2.6. В XII веке Новгород стал боярской республикой с самостоятельным вечевым политическим устройством. Главной фигурой был посадник, избирался из бояр, управлял государственными делами. Тысяцкий представлял торгово-ремесленное население, сбор налогов. Архиепископ руководил церковными делами (объяснить по схеме).
Время выполнения – 2 минут.
2.7. Работа с историческими терминами (словарь): Республика,Вече,Посадник,Тысяцкий.
Слайд№8 – объяснение терминологии и запись понятий в тетрадь,
время выполнения –3 минут.
2.8.Вывод: В деятельности вече участвовали не все городские жители,а самые знатные и богатые, прежде всего бояре. Рядовые новгородцы все же влияли на политическую жизнь города, участвуя в вечевых сходах.
2.9.Задание: давайте теперь разберем какие же категории населения существовали в Новгородской республике? Работа с учебником стр.97 (слайд№9). Под запись социальный состав населения: Бояре, житьи люди, купцы,черные люди, холопы.
Вывод: Итак, Новгород управлялся выборными властями, хотя они и представляли малочисленную верхушку общества. Время выполнения – 3 минут.
2.10.Разобрать элементы особенности и элементы Новгородской республики ( слайд №10).
Время выполнения – 2 минуты.
2.11. Какова роль князя в Новгороде? (слайд №11). Время выполнения – 3 минуты.
3.1. Закрепление изученного материала: повтор определений, тест для закрепления материала (слайд № 12). Время выполнения – 2 минут.
4.1. Рефлексия: Ответ на проблемный вопрос – в чем проявляются особенности Новгородской земли? Цель урока реализована – 3 минуты.
5.1. Домашнее задание: пр. 10-11, рабочие тетради по пр. 10-11, работа с документом и ответы на вопросы, стр. 102. Запись и объяснение домашнего задания – 2 минуты.
Урок закончен. Спасибо за урок!