Музыка в баснях
Урок музыки в 5 классе
Тема четверти: «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?»
Тема урока: «Музыка в баснях»
Цель: Показать роль музыки в литературном жанре «басня»
Задачи:
воспитание слушательской культуры
развитие зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения
познакомить с новыми понятиями «квартет», «струнный квартет»
воспитывать интерес к урокам музыки, духовность и нравственность
Ход урока
Организационный момент. Приветствие.
«Квартет№2» А.П.Бородина (1-е прослушивание)
«У лукоморья» - распевка-исполнение.
«Идет направо – песнь заводит,
Налево сказку говорит»
У.: - Как вы понимаете эти слова из поэмы А.С.Пушкина?
Д.: - Русский народ и сказку складывать, и песню спеть был мастер.
У.: - Какая тема четверти?
Д.: - «Музыка и литература».
У.: - Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?
- Что стало бы с только что исполненной песней и другими вокальными произведениями, если бы не было музыки?
Д.: - Стихи остались бы только стихами, никогда не стали бы песнями.
У.: - А какие ещё вокальные произведения остались бы только стихотворным текстом и никогда не исполнялись бы под музыку?
Д.: - Романсы, кантаты, оратории.
У.: - А звучит ли музыка на страницах книг?
Д.: - Многие сказки рассказывают о музыкантах и волшебной силе музыки.
«Чонгурист», «Музыкант – чародей».
У.: - В какой песне говориться о необыкновенной силе искусства, которое так же необходимо, как пища и кров?
«Волшебный смычок»- норвежская народная песня
1. Вокальная работа над песней, исполнение двух куплетов.
У.:–Отдаст музыкант свою скрипку? Почему?
2. Предложить протактировать, продирижировать аккомпанемент (при этом про себя необходимо исполнять слова песни)
3. Исполнение первого куплета песни с дирижёром ( дирижёра из детей).
4. Исполнение песни группой учащихся под звукозапись. При исполнении обратить внимание на создание ансамбля скрипки с вокалом. Поставить задачу внимательно вслушиваться в аккомпанемент.
У.: Мы с вами говорили о музыке в сказках. Какие вы знаете басни, в которых говориться о музыке и музыкантах?
Музыка часто звучит не только в сказках, но и в баснях. Такие басни писал русский баснописец И.А.Крылов. /Ученикам было дано заранее задание найти такие басни/.
«Осёл и соловей»
«Скворец»
«Кошка и соловей»
«Кукушка и петух» и др.
Вспомним очень интересную и для нас басню И.А.Крылова «Квартет».
У.: - Что же означает слово квартет? Кварта – это латинское слово означает цифру 4.
У.: - Какие слова с общим корнем «кварта» вы знаете?
участок города, ограниченный с четырёх сторон улицами.
Квартал – это также четверть года.
Квартира – помещение с четырёх сторон ограниченное стенами.
У.: - Попробуйте сами найти определение: что такое квартет в музыке?
Квартет – музыка, в исполнении которой участвуют 4 любых музыканта. Важно только, чтобы инструменты подходили друг к другу.
4 трубы;
Рояль, скрипка, виолончель, певец;
Арфа, флейта, кларнет, скрипка;
Но такие квартеты встречаются не так уж часто. Зато очень часто и в прежние времена и в наши дни композиторы сочиняют струнные квартеты.
У.: - Назовите струнные инструменты симфонического оркестра.
Д.: - Скрипка, аль, виолончель, контрабас.
У.: - Струнный квартет – 2 скрипки, аль, виолончель.
Струнные квартеты сочиняли: В.А.Моцарт, Л.Бетховен, Ф.Шуберт, Э.Григ, М.И.Глинка, А.П.Бородин, П.И.Чайковский.
«Проказница Мартышка,
Осёл,
Козёл,
Да косолапый Мишка
Затеяли сыграть квартет,
Достали нот, баса, альта, две скрипки»
У.: - Какой из струнных инструментов И. А.Крылов назвал басом?
Виолончель – самый низкий – «басовый» инструмент в квартете. Посмотрим, что же получилось./Слушание записи/.
У.: - Понравилось, как играли музыканты?
- Почему не понравилось? И ноты есть, и прекрасные музыкальные инструменты?
- А что нужно для того, чтобы олучилось?
Д.: - Способности. Талант. Умение. Если человек талантливый, но ленивый, - у него всё равно ничего не получиться.
У.: - В чём заключается мораль всей басни?
Д.: - «А вы, друзья, как ни садитесь. –
Всё в музыканты не годитесь!»
У.: - Только ли к музыке применительна эта мораль?
Между прочим, посмеялся И.А.Крылов над незадачливыми музыкантами с полным правом. Сам он отлично играл на скрипке и музицировал, как тогда водилось среди культурных людей.
- Давайте послушаем как звучат эти же инструменты, когда находятся в руках настоящих музыкантов.
«Квартет» А.П.Бородина
У.: - Когда вы слушали эту музыку? /в начале урока/
- Что же отличает эту прекрасную музыку от хаоса, производимого горе- музыкантами?
Д.: - Выразительные интонации, плавная, широкого дыхания мелодия.
Эта музыка как выразительная разговорная речь.
У.: - Сколько действующих лиц принимает участие в беседе?
- Какой у них разговор? /Задушевный, размеренный, спокойный/.
Обобщение пройденного на уроке.
Песня «Ты человек» муз. Е.Крылатова, ст.Ю.Энтина
Наш словарь: кварта, квартет, струнный квартет, мораль.
Домашнее задание:
Найдите материал о русском баснописце И.А.Крылове./проект/
15