разработка урока на Музыка в баснях, 5 класс
Разработка урока музыки "Музыка в баснях". 5-й класс
Цель: На примере басни Крылова “Квартет” определить роль музыки в литературном жанре “басня”.Познакомить с творчеством А.П. Бородина. Закрепить понятие “квартет”.
Задачи:
познавательные: знакомство с творчеством и музыкой великого русского композитора А.П.Бородина, литературным жанром басни, русским баснописцем – И.А.Крыловым;
развивающие: развитие психических функций: зрительной и слуховой памяти, внимания и воображения, способности к анализу. Через песенный материал развивать вокально-хоровые навыки выразительного исполнения;
воспитательные: воспитывать личность ребёнка, его духовность и нравственность на произведениях музыкального и литературного искусства;
учебные: формирование понятия роли музыки в литературном жанре басня.
Методы:
организации и осуществления учено-познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративный;
стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
сравнение, анализ, обобщение;
приём сопоставления со смежными видами искусств.
по источнику информации и характеру деятельности:
словесные; наглядные; практические.
по назначению и дидактическим задачам:
приобретение знаний; формирование умений и навыков; применение знаний; повторение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, фортепиано.
Программное обеспечение:
компьютерная презентация.
Ход урока
Учитель: Сегодня мы продолжим разговор о том “Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы”. (Слайд №1) но перед этим я бы хотела вернуться к разговору первой четверти: Что стало бы с музыкой , если бы не было литературы. Что произошло бы с музыкой? Часто героями песен становились герои сказок. Наиграть мелодию песни «Старик Хоттабыч», кто является героем этой песни? Распевание на первых фразах песни, выстраивание унисона. Работа над чистотой интонации, разучивание 3-го куплета, выразительное исполнение.
На предыдущих уроках мы выяснили, какую роль играет музыка в сказках. Но музыка часто звучит не только в сказках, а и в других жанрах литературы. Какие жанры литературы вы знаете? “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух”. Какому литературному жанру можно отнести эти произведения? Значит, о чем мы сегодня будем говорить с вами? Сообщение темы и цели урока.
Ученики: О роли музыки в басне
Учитель: Что такое басня? (слайд 2)
Учитель: Спасибо. Итак, какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать? Что для неё характерно - краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки, обязательна мораль, то есть басня поучает. Как вы думаете перечисленные мною названия басен “Осел и соловей”, “Скворец”, “Кошка и соловей”, “Кукушка и петух” - что объединяет эти басни.
Учитель: Верно, в этих баснях - музыка является “главным действующим лицом”.
Учитель: Кто написал эти басни?
Учитель: Известный великий русский поэт, работавший в жанре басни – Иван Андреевич Крылов. (слайд 3)
Для чего нужна музыка в баснях? Вспомним очень интересную, и можно сказать, для нас очень полезную басню Крылова, название которой вы сейчас назовете сами, решив уравнение. (Слайд 4)
Дуэт + квинтет - трио = ? (квартет)
Учитель: Получилось название еще одной басни Крылова “Квартет”.
Учитель: Что такое квартет? (Слайд 5)
(слайд 6) Слово квартет произошло от слова кварта, в переводе с латинского “Квартус” четвёртый. Кварта – это музыкальный интервал, состоящий из четырёх звуков. Квартет – название музыкального произведения, которое исполняют четыре музыканта. Записывают определение в тетрадь.
Учитель: Квартеты бывают разные , но чаще всего звучат струнные квартеты, в исполнении которых участвуют 2 скрипки, альт и виолончель. (слайд 7)
Прослушание басни , назвать музыкальные инструменты.
Анализ.
Учитель: Назовите музыкальные инструменты, присутствующие в басне.
Учитель: Почему виолончель Крылов называет “басом”?
Ученики: Виолончель - самый низкий инструмент в квартете. Какую музыку мы услышали в исполнении горе – музыкантов?
Ученики: хаос звуков, музыкой назвать нельзя.
Учитель: С какой целью Крылов использовал здесь музыку?
Учитель: В чем мораль этой басни?
Ученики: Чтобы сделать какое-либо дело, нужно согласие, умение, старание и это относится не только к музыке, но и к любой сфере человеческого труда.
Учитель: неслучайно написал эту басню Крылов, ведь он и сам был участником квартета, и исполнял партию альта.
Учитель: А ведь на этих же инструментах, если они находятся в руках настоящих музыкантов, может получиться самая разнообразная красивая музыка. Предлагаю прослушать фрагмент музыкального произведения.
Слушание фрагмента “Квартет” А.П.БородинУчитель: Чем отличается эта музыка от музыки, которую исполняли герои басни.
Учитель: При повторном слушании попытайтесь определить, что хотел сказать композитор этим произведением, какова главная мысль этой музыки, зачем он ее написал.
Слушание “Квартет” А.П.БородинАнализ музыкального произведения.
Ответы детей.
Учитель: Как звучала музыка?
Ученики: Медленно, тихо, протяжно, нежно.
Учитель: это квартет написал А.П. Бородин (слайд 9) Александр Порфирьевич был не только прекрасным композитором , но и выдающимся учены – химиком. Написал не так много музыкальных произведений, но каждое из них настоящий шедевр.
Учитель: Квартет состоит из 4 частей. Мы прослушали 3 часть, которая называется “Ноктюрн” (слайд 10)
Учитель: Ноктюрн – в переводе с французского – ночной, это инструментальная пьеса лирического характера.Учитель: Что нужно для того, чтобы получилась красивая музыка? Какими качествами нужно
обладать, чтобы написать такую замечательную музыку? Ученики: Музыкальным слухом, голосом, трудолюбием, терпением.
В руках настоящих музыкантов музыка звучит ярко, выразительно и увлекательно.
Учитель: Отгадайте загадку:
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны,
Мотив журчит издалека
Поёт про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив,
В них радость и улыбка,
Звучит мечтательный мотив
Его выводит … (Слайд 11). Физ. Минутка: под музыку Бородина по играем на скрипочке.
Учитель: песня, над которой мы начнем работать, тоже о скрипаче и его скрипке, послушайте.
Анализ.
Ученики: Старичок отказался продать скрипку богачу за амбар хлеба. Потому, что она была нужна не только ему одному. В песне говорится о необыкновенной силе музыки, которая необходима человеку.
Разучивание, выразительное исполнение.
Учитель: перед тем как мы подведем итог, давайте закрепим о чем мы говорили сегодня на уроке. Перед вами небольшой тест, прошу вас внимательно прочитать и выбрать верный ответ.
Учитель: И в заключении нашего урока давайте подведём итог: какую же роль играет музыка в литературе?
Ученики: Музыка обогащает литературу.
Учитель: Спасибо всем за урок. Каждый за работу на уроке получит оценку.
Домашнее задание: составьте кроссворд, чтобы ключевым словом стало слово “квартет”.