Прогамма внеурочной деятельности Хочу всё знать


Рабочая программа кружка «Хочу всё знать» для 4 а класса
Пояснительная записка
Программа реализует общеинтеллектуальное направление и предназначена для развития исследовательских и познавательных способностей школьников, расширения знаний детей о мире, включения в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Программа составлена на основе «Программы исследовательского обучения младших школьников» А.И. Савенкова; программы развития познавательных способностей учащихся младших классов Н.А. Криволаповой, И.Ю. Цибаевой «Умники и умницы», с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам».
Программа предназначена для реализации в 4 а классе.
Занятия проводятся 2 раза в неделю в форме игр с ролевым акцентом, игр-исследований, логических игр, экскурсий, круглых столов, научно-практических мини-конференций.
Программа состоит из двух модулей: «Я познаю мир» и «Умники и умницы».
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию, побывать в роли учёного-исследователя.
Ее актуальность основывается на удовлетворении интереса, потребности в познании окружающего мира детей младшего школьного возраста. В программе сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, учит использовать собственный жизненный опыт для решения задач, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в основной и старшей школе, колледжах и вузах.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время деятельностный и личностно-ориентированный подходы к обучению.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.Цель программы «Хочу всё знать» - обучение детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований, развитие творческих способностей и самостоятельности мышления.
В соответствии с целью поставлены задачи:
выявлять связи, зависимости между фактами, явлениями, процессами;
развивать умение самостоятельно приобретать и применять знания, извлекать информацию из различных источников, перерабатывать и преобразовывать её из одной формы в другую;
развивать коммуникативные умения: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников.
В результате изучения программы ребята научатся извлекать информацию и добывать новые знания из различных источников, перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую, доносить свою позицию до других, определять основные правила сотрудничества.
В результате изучения программы «Хочу всё знать» у учащихся будут сформированы следующие планируемые результаты.
Личностные результаты
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности;
развитие самостоятельности суждений, творческой активности, независимости и нестандартности мышления.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
учитывать ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Познавательные УУД
приобретут навыки решения творческих задач; поиска, анализа и интерпретации информации;
научатся добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы и сети Интернет;
научатся основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделению существенной информации из текстов разных видов.
Коммуникативные УУД
научатся выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
задавать вопросы, аргументировано отвечать на вопросы;
приобретут опыт публичных выступлений.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
решать нестандартные задачи; видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать;
наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; структурировать материал; готовить тексты собственных докладов;
объяснять, доказывать и защищать свои идеи.
Учащиеся будут знать:
основные особенности проведения исследований разных видов;
методы исследования;
правила выбора темы и объекта исследования;
основные логические операции, их отличительные особенности;
правила успешной презентации работы.
Учащиеся будут уметь:
классифицировать;
обобщать;
отбирать все возможные варианты решения;
переключаться с одного поиска решения на другой;
составлять план действий по своей работе;
рассматривать объект с различных точек зрения;
составлять задания по предложенной теме;
проводить самоконтроль;
презентовать свою работу.
Учащиеся будут способны проявлять следующее:
без коммуникативных затруднений общаться с людьми разных возрастных категорий;
работать в коллективе, группе;
презентовать работу перед аудиторией.
Межпредметные связи:
с уроками русского языка: оформление мыслей в письменной форме, составление докладов;
с уроками литературного чтения: работа с художественными текстами;
с уроками окружающего мира: работа с научными текстами;
с уроками риторики: публичная защита собственных исследований;
с уроками изобразительного искусства и технологии: оформление собственных исследовательских работ, в том числе в электронном виде, участие в выставках рисунков.
Тематическое планирование
№ п/п Тема всего теория практика
1 Вводное занятие. 1 - 1
М-1 Модуль «Я познаю мир» 33 8 25
2 Знания, умения и навыки, необходимые юному исследователю. 11 4 7
3 Опытно-экспериментальная работа. 18 4 14
4 Публичные выступления. 4 - 4
М-2 Модуль «Умники и умницы» 32 5 27
5 Познаю себя. 3 - 3
6 Развиваем свои способности. 24 5 19
7 Думай! Смекай! Отгадывай! 5 - 5
8 Заключительное занятие «Мини-конференции по итогам собственных изысканий». 2 - 2
Итого 68 13 55
Содержание программы
1. Вводное занятие(1ч.) Что надо знать юному исследователю. В практической части: игра «Посмотри на мир другими глазами».
Модуль «Я познаю мир» - 33ч.
2. Знания, умения и навыки, необходимые юному исследователю (11ч.) Виды тем. Задания на развитие умения выявлять проблему.Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем. Работа над актуальностью выбранной проблемы. Постановка цели, определение проблемы и выдвижение гипотез по теме исследования. Определение предмета и объекта исследования. В практической части: практическая работа «Неоконченный рассказ».
3. Опытно-экспериментальная работа (18ч.) Выбор литературы. Работа с литературой по выбранной теме. Выборка необходимого материала для работы. Игра на развитие наблюдательности. Проведение эксперимента. Подбор необходимых высказываний по теме проекта. Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. В практической части: экскурсия в библиотеку, работа с картотекой. Выполнение презентации к проекту. Составление альбома иллюстраций. Выполнение поделок. Подбор необходимых картинок. Эксперимент с микроскопом, лупой.
4. Публичные выступления (4ч.) Составление плана выступления. Анализ исследовательской деятельности. Выводы. В практической части: выступление с проектами перед одноклассниками, презентация проекта на школьной НПК.
Модуль «Умники и умницы» - 36 ч.
Познаём себя (3ч.) В практической части: Выявление уровня развития внимания, воображения, памяти. Графический диктант.
Развиваем свои способности (24ч.) В теоретической части: Развитие концентрации внимания. Слуховая память. Воображение. Логическое мышление. В практической части: Тренировка внимания. Графический диктант. Тренировка слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления.
Думай! Смекай! Отгадывай! (5ч.) В практической части: Развитие концентрации внимания. Графический диктант. Развитие слуховой памяти. Тренировка зрительной памяти. Развитие аналитических способностей. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Развитие логического мышления.
Заключительное занятие (2ч.) В практической части: Мини-конференция по итогам собственных изысканий.
Календарно-тематическое планирование в 4 классе

Дата Тема
Содержание
(теория, практика) Вид
Вводное занятие – 1ч.
1 04.09 Что надо знать юному исследователю. Игра «Посмотри на мир другими глазами». П-1
Знания, умения и навыки, необходимые юному исследователю – 11ч.
2 05.09 Умей организовать свою работу. Как проводить исследование. Т-1
3
4 11.09
12.09 Культура мышления. Практическая работа «Неоконченный рассказ». П-2
5
6 18.09
19.09 Вот это проблема! Умение выявлять проблемы. Ассоциации и аналогии. Т-1
П-1
7
8 25.09
30.09 Я в теме… Подбор интересующей темы исследования из большого разнообразия тем, актуализация проблемы. П-2
9
10 02.10
03.10 Ставлю цель! Целеполагание, актуализация проблемы, выдвижение гипотез. П-2
11
12 09.10
10.10 Моё исследование. Предмет и объект исследования. Т-2
Опытно-экспериментальная работа – 18ч.
13 16.10 В библиотеку! Работа в библиотеке с каталогами. Отбор литературы по теме исследования. П-1
14 17.10 Я читаю… Ознакомление с литературой по данной проблематике, анализ материала. П-1
15
16 23.10
24.10 Мой помощник микроскоп. Наблюдение и экспериментирование. П-2
17
18 30.10
31.10 Эксперимент. Знакомство с техникой экспериментирования. Т-1
П-1
19
20 13.11
14.11 Наблюдение наблюдательность. Совершенствование техники экспериментирования. П-2
21
22 20.11
21.11 Правильное мышление и логика. Задания на развитие мышления и логики. Т-1
П-1
23
24 27.11
28.11 Что такое парадоксы? Понятие «парадокс». Беседа о жизненных парадоксах. Т-1
П-1
25
2627 04.12
05.1211.12 Моё исследование. Обработка и анализ всех полученных данных. Т-1
П-2
28
2930 12.12
18.1219.12 Мой помощник компьютер. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. П-3
Публичные выступления – 4ч.
31 25.12 Как подготовиться к защите. Подготовка публичного выступления. П-1
32 26.12 Выступаю в классе. Защита исследования перед одноклассниками. П-1
33
34 15.0116.01 Выступаю в школе. Выступление на школьной научно-практической конференции. П-2
Модуль «Умники и умницы» - 32 ч.
Познаём себя –3 ч.
35 22.01 Моё внимание. Моё воображение. Моя память. Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Совершенствование мыслительных операций. П - 3
36 23.01 Моё внимание. Моё воображение. Моя память. 37 29.01 Развиваем внимание. Тренируем внимание. Развиваем свои способности – 24 ч.
38
39 30.01
05.02 Виды памяти. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способность рассуждать. Развитие наглядно-образного мышления. Ребусы. Задания по перекладыванию спичек. Т-1
Развитие слуховой и зрительной памяти. П- 3
40
41 06.02
12.02
Развитие логического мышления. Наше воображение. 42
4344
45 13.0219.02
20.0226.02 Мыслительные операции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способность рассуждать. Т- 1
Развитие быстроты реакции, внимания, слуховой и зрительной памяти. П- 3
46
47 27.0205.03
Логическое мышление. Поиск закономерностей. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способность рассуждать. Т- 1
Работаем над воображением. П-3
48
49 06.0312.03 Развитие быстроты реакции.
Тренируем внимание. 505152 13.03
19.03
20.03 Что такое аналитические способности. Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Т-1
П-2
5354555657 02.04
03.04
09.04
10.04
16.04 Моё воображение. Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. Т-1
П-4
58596061 17.04
23.04
24.04
30.04 Учимся думать.
Выявление уровня развития мыслительных операций. Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант. П-4
Думай! Смекай! Отгадывай! – 5 ч.
62 07.05 Тренируем внимание. Тренировка внимания. Графический диктант. П- 1
63 08.05 Я умею слушать! Развитие слуховой памяти. Графический диктант. П- 1
64 14.05 Тренируем зрительную память. Тренировка зрительной памяти. Графический диктант. П- 1
65 15.05 Учимся искать закономерности. Совершенствование мыслительных операций. П-1
66 21.05 Необычное в обычном. Совершенствование воображения. Игры по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. П-1
Заключительное занятие -2ч.
67
68 22.05
28.05 Всё сумею, всё смогу! П-2
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Литература для учителя
А.И. Савенков Методика исследовательского обучения младших школьников. Учебная литература, 2010г.
Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки работников образования, 2011. – 34 с. – (Серия «Умники и умницы»)
Холодова О. «Юным умникам и умницам»: Задания по развитию познавательных способностей. (1 – 4 классы) Методическое пособие, Москва: РОСТ книга, 2012 г.
М.К. Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно- исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград.2009г
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010
Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010.
Литература для учащихся
А.И. Савенков «Я - исследователь».- Учебник-тетрадь для младших школьников. - Самара: Учебная литература, 2012.
О. Холодова «Юным умникам и умницам» 4 кл. – М.: РОСТ, 2011
Словари, справочники, энциклопедии.
Технические средства обучения
Ноутбук или компьютер.
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска или проекционный экран.
Фотокамера цифровая.
Сканер.
Принтер.
Видеокамера.
Электронный микроскоп.
Цифровые образовательные ресурсы
Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/