Презентация для методиста детского сада одаренные дети
Кто же такие одаренные дети и как с ними работать?Выполнила: Савинова Екатерина Витальевна Воспитатель МДОУ детский сад « Город Детства»
Современное определение понятия одаренностиОдаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.Одарённые де́ти, или вундерки́нды (от нем. Wunderkind, дословно — чудесное дитя) — дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка Инструментальный - наличие специфических стратегий деятельности; - сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности; - особый тип организации знаний одаренного ребенка; - своеобразный тип обучаемости; Мотивационный - повышенная избирательная чувствительность; - повышенная познавательная потребность; - ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности; - предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации; - высокая требовательность к результатам собственного труда.
Критерии видов одаренности:1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики. 2. Степень сформированности. - актуальная одаренность; - потенциальная одаренность. 3. Форма проявлений. - явная одаренность; - скрытая одаренность. 4. Широта проявлений в различных видах деятельности. - общая одаренность; - специальная одаренность. 5. Особенности возрастного развития. - ранняя одаренность; - поздняя одаренность.
Семь принципов сопровождения одаренных детейПервый принцип. Характер оценки разных сторон поведения и деятельности ребенка должен быть комплекснымВторой принцип. Обязательна длительность идентификации, что предполагает развернутое на несколько лет наблюдение за поведением данного ребенка в разных ситуациях: жизненных и учебных.Третий принцип. Важен анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение ребенка в специально организованные предметно-игровые занятия, вовлечение его в различные формы соответствующей развивающей деятельности и т. д.).
Четвертый принцип. Актуально использование тренинговых методов, в рамках которых можно организовать определенные развивающие влияния, снимать типичные для данного ребенка психологические преграды, комплексы звездности или неполноценности и т.д.Пятый принцип. Желательно подключение к оценке ребенка экспертов: специалистов высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности (математиков, гуманитариев, инженеров и т.д.). При этом следует помнить о возможном консерватизме мнения профессионала, особенно при оценке продуктов подросткового и юношеского творчества, не следует его переоценивать и тем более полностью на него полагаться.
Шестой принцип. Плодотворна оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны его ближайшего развития (в частности, на основе организации определенной образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной траектории обучения).Седьмой принцип. Предпочтительна опора на экологически валидные методы психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в конкретной ситуации, такие как:анализ продуктов деятельностинаблюдениебеседаэкспертные оценкиестественный эксперимент.
Почему возникают сложности в диагностике одаренных детей?Выявление одаренных детей — продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка.
Спасибо за внимание !