Открытый урок ОБЖ 8 класс Криминогенные ситуации и личная безопасность

ОБЖ. 8 класс
Тема урока:
«Остаться в живых. Криминогенные ситуации и личная безопасность»
учитель: Евстафеева Светлана Васильевна
Тип урока: комбинированный урок.
Продолжительность урока: 40 минут.
Цель урока: создать условия для развития умения мобилизоваться и принимать решения, обеспечивающие автоматизацию определенных действий в столкновении с ситуациями криминогенного характера
Задачи:
- формирование знаний об опасностях, связанных с криминогенными ситуациями, значений словосочетаний “криминогенная ситуация”, “опасность”;  - закрепление знаний учащихся о возможных местах возникновения криминогенных ситуаций;
- развивать наблюдательность, умение анализировать; прививать навыки экспериментальной работы; воспитывать чувство коллективизма;
- помочь в работе по формированию безопасного поведения в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях криминального характера. 
- воспитание ответственного отношения к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности.
Оборудование:
Для учителя: ноутбук, динамики, мультимедийный проектор, видеоролик
Для ученика: дидактический и раздаточный материал
Организация рабочих мест: нестандартная - столы расставлены для работы по группам. (4 группы)
Рекомендации по составу класса: обычный 8 класс, в классе может быть и слабый ученик и сильный.





Ход урока

Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я рада видеть Вас на уроке ОБЖ. Меня зовут Светлана Васильевна, я - учитель технологии, черчения и ОБЖ в средней школе № 2 города Няндома.
Давайте поприветствуем гостей – повернитесь и улыбнитесь им! А теперь ударьтесь кулачками с партнером по правому плечу, дайте «5» партнеру слева. Про меня не забудьте, и мне улыбнитесь!
Ну вот, другое дело, теперь мы с вами единое целое – улыбающийся коллектив!
(слайд №1- картинки - криминогенные ситуации)
Ребята, у вас на столах лежат шифровки, которые необходимо разгадать (1 мин.)
Правильно, молодцы! Остаться в живых! - это все, о чем вы узнаете на уроках ОБЖ. Сегодня мы тоже будем говорить об опасностях посмотрите на экран, как можно объединить все эти ситуации? (ответы детей)
Итак, тема нашего урока «Остаться в живых. Криминогенные ситуации и личная безопасность». (На экран выводится название темы урока) (слайд № 2)
Теперь вы знаете тему урока. Можете предположить чем мы будем заниматься на уроке? (ответы детей) Мы будем говорить, обсуждать, решать ситуационные задания, разгадывать кроссворды и решать тесты. Урок у нас сегодня необычный - не смотря на всю серьезность темы, мы с вами проведем игру - соревнование. Работать будете сегодня в группах. За каждый правильный ответ вы будете получать вот такой смайлик - это ваша запасная жизнь, как в компьютерных играх. За неправильный ответ - будете терять жизнь. Все готовы?
Объяснение нового материала

Современная жизнь полна неожиданностей, порой опасных и неприятных. Не все, конечно, зависит от нас. Но если мы станем придерживаться некоторых элементарных правил, будем вести себя более осторожно. Тогда вероятность уберечь свою жизнь и здоровье от преступного посягательства значительно возрастет.
В последние годы значительно расширились источники опасностей, наблюдается рост числа несчастных случаев, мошенничества, насилия, числа пропавших людей. Так как же остаться в живых в этом мире? Это главный вопрос сегодняшнего урока.
Что же такое опасность? (слайд № 3)
Опасность – это явление, процесс или объект, способный в определенных условиях наносить ущерб здоровью человека непосредственно или косвенно.
Как Вы думаете, можно ли оградить детей от опасностей? (конечно, если рассказывать им об опасностях, научить правильно вести себя...)
(слайд № 4)
Криминогенная ситуация – это ситуация, когда человек оказывается в условиях возникновения преступления или эта ситуация ведет к возникновению преступления.
Криминогенные ситуации многолики, их можно разделить
1. По месту преступления:
- в доме
- вне жилища.
2. По видам преступления:
против личности
с целью завладения имуществом.
Подумайте, какие криминогенные ситуации угрожают личной безопасности ребенка. (Ребята предлагают свои варианты). Молодцы! ( ответ - смайлик)
(слайд № 5)Для того, чтобы избежать беды и остаться в живых мы с Вами должны строго соблюдать правила личной безопасности. Для каждой ситуации правила индивидуальны, но есть общие.
Первое правило, которое необходимо знать каждому из вас и вашим родителям: (слайд № 6) Госдума Российской Федерации в 2009 году приняла поправки в закон «Об основных гарантиях прав ребенка в  РФ»  комендантский час для несовершеннолетних. Теперь те, кому ещё не исполнилось восемнадцать лет, с 22.00 до 6 часов утра должен либо сидеть дома, либо перемещаться в сопровождении родителей.
А как определить, от кого можно ожидать угрозу?
Не все люди могут иметь по отношению к вам добрые намерения. Есть люди, которые стремятся добиться своих целей преступным путём.
Люди, совершающие противоправные действия против других граждан, либо против государства, считаются преступниками. Конечно у таких людей не висит табличка на груди о том, что он вор или мошенник, их трудно распознать сразу. К потенциальным преступникам можно отнести несколько категории граждан. Я предлагаю вам решить кроссворд "Опасные люди" . ( той группе, где больше слов отгадали - смайлик) Посмотрите правильные ответы (слайд № 7). Теперь мы знаем кого надо опасаться.
(слайд № 8) Для человека, владеющего правилами личной безопасности, опасные ситуации маловероятны. Когда человек знает, откуда ему грозит опасность, как избежать встречи с ней и как себя вести в опасной ситуации, он защищен.
Какое время и место считается самым опасным?
(слайд № 9,10 ) Опасное время – это период значительного повышения риска для личной безопасности, например, ночь, поздний вечер или раннее утро. Степень опасности в одно и то же время суток может быть разной в зависимости от того, где находится человек: ночью в лесопарке более опасно, нежели на освещенных улицах населенного пункта.
Опасное место – это такое место, где одинаково небезопасно в любое время суток.
Я предлагаю вам, ребята определить в списке опасные и безопасные места. Напротив опасных мест поставьте знак "-", а безопасных "+". (смайлик группе, где правильных ответов больше)
(слайд № 11) Основное правило безопасного поведения в криминогенных ситуациях: предвидеть, избегать, действовать.
Главное условие – возможность избежать непосредственного контакта с преступником, т.е. не стать жертвой.
Кто может стать жертвой? Хулиганы часто обходят стороной тех людей, которые могут за себя постоять. Внешний вид человека должен говорить об уверенности в своих силах и ни в коем случае о страхе. Если человек выглядит робким и пугливым, любой преступник или хулиган сочтет его потенциальной жертвой.
Потенциальные жертвы условно подразделяются на 2 группы: группу риска и группу, которым практически не грозит опасность. Каждая группа характеризуется рядом признаков, которые выдают состояние человека. Первых условно можно назвать “хлюпиками”: они плохо физически сложены, расслаблены и не собраны. Вторые – уверены в себе, как говорится, “ладно скроены, крепко сшиты”, они смотрят и ступают уверенно.
(слайд №12) Для того, чтобы мы были “ладно скроены, крепко сшиты" я предлагаю немного подвигаться, встаньте у своих мест, так, чтобы не задеть мебель и соседей. Внимание на экран и двигайтесь не как "хлюпики" (физкультминутка видео) (группам, хорошо выполнявшим - смайлик)
Как не стать жертвой? (слайд №13)
Ребята, скажите пожалуйста, о каких общих правилах нам рассказывают картинки...(ответы детей).
Сейчас мне потребуется ваша помощь. Для того, чтобы показать телефонный разговор, я приглашаю девушку, кто желает? (девушке выдается текст ответов разговора по телефону) Ребята вы должны внимательно послушать. Раздаётся звонок телефона. Девочка берёт телефон и разговаривает (отвечает на вопросы позвонившего).
Девочка: – Алло, вы попали в квартиру Петровых. (пауза)
-Нет, наш телефон 6-22-55 (пауза)
-А родителей дома нет. Они работают до 7 вечера. (пауза)
- Меня зовут Лена. Я дома одна. (пауза)
-Мне скучать некогда. Сейчас я ухожу на тренировку. Буду поздно. (пауза)
- Всего доброго.
Ребята, скажите, а что же в этом разговоре опасного? Обсудите ответ в группе. Воспользуйтесь памяткой. (ответы детей)
Каждой группе необходимо познакомиться с памяткой и подготовить сообщение по ней. (памятки)
Сейчас я предлагаю вам показать ситуации и решить, являются ли они опасными и почему. (каждой группе выдается задание, учащиеся должны познакомиться с ситуацией, определить опасности и прокомментировать, на подготовку 2 мин.)
1. Вы идете по улице, на земле лежит человек.
2. Молодой человек идет по улице в наушниках - слушает музыку.
3. Девушка спит на сиденье в автобусе.
4. Молодой человек ловит попутку на обочине дороги.
(показ ситуаций и комментарии)
Последнее испытание для того, чтобы остаться в живых и выйти из опасной ситуации с наименьшими потерями, это небольшой тест. Для его решения я приготовила для вас небольшие памятки, они помогут вам найти правильный ответ.
(слайд № 14 - 19) тест (учащиеся решают в группах)
Сверьтесь с правильными ответами (слайд № 20) (смайлик за правильный ответ)

Подведение итогов
(слайд № 21) По оценкам статистики в криминогенных ситуациях оказываются и погибают 80% людей по своей беспечности, от незнания и непонимания серьезности последствий. Теперь вы знаете: людей, которых надо опасаться; места, где лучше не бывать одному; опасное время суток; как вести себя так, чтобы остаться в живых!
Ребята, последнее задание: на смайликах, что вы получали, на обратной стороне буквы, вы должны сейчас все вместе собрать фразу из этих букв, построится и показать ее.(фраза - я люблю тебя жизнь) (слайд № 22).
Жизнь - это самое дорогое, что у нас есть! Второй шанс выпадает не всем! Для того чтобы остаться в живых мы должны знать как вести себя в опасных ситуациях, и как этих ситуаций избежать! Сегодня мы попытались проиграть в вашем воображении некоторые ситуации, которые очень часто встречаются в нашей жизни.
Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке, на столах для вас приготовлены карточки, возьмите по одной и поставьте себе за урок оценку.
А теперь переверните карточку и нарисуйте смайлик вашего настроения на данный момент(слайд № 23). Спасибо!
Задание на дом
Наш урок заканчивается, а домашним заданием для вас будет рассказать своим друзьям, младшим братишкам и сестренкам и просто знакомым о правилах личной безопасности в криминогенных ситуациях.
(слайд № 24)
Будем надеется, что вооружившись этими знаниями и умениями Вы сможете избежать таких ситуаций и останетесь живы и здоровы.
Всего доброго! Спасибо! (слайд № 25)
(слайд № 26)
Берегите себя!







Приложения.


Кроссворд "Опасные люди"





























м







р




н




у
ь












б

п
р
е
с
т
у
п
н
и
к
и













я



р

х













н

л



к
н








й




а

м























н








т

л




























Определить в списке опасные и безопасные места. Напротив опасных мест поставьте знак "-", а безопасных "+".
библиотека
поликлиника
лесополоса
театр
аптека
лесопарк
вокзал
безлюдная улица
подъезд
магазин
лифт
школа
полиция
пожарная часть
кафе
библиотека
поликлиника
лесополоса
театр
аптека
лесопарк
вокзал
безлюдная улица
подъезд
магазин
лифт
школа
полиция
пожарная часть
кафе









































Раздаётся звонок телефона. Девочка берёт телефон и разговаривает (отвечает на вопросы позвонившего).
Девочка: – Алло, вы попали в квартиру Петровых. (пауза)
-Нет, наш телефон 6-22-55 (пауза)
-А родителей дома нет. Они работают до 7 вечера. (пауза)
- Меня зовут Лена. Я дома одна. (пауза)
-Мне скучать некогда. Сейчас я ухожу на тренировку. Буду поздно. (пауза)
- Всего доброго.
Ребята, скажите, а что же в этом разговоре опасного?



Вы должны познакомиться с ситуацией, определить опасности, показать ситуацию и прокомментировать, на подготовку 2 мин.)
Вы идете по улице, на земле лежит человек.


Вы должны познакомиться с ситуацией, определить опасности, показать ситуацию и прокомментировать, на подготовку 2 мин.)
Молодой человек идет по улице в наушниках - слушает музыку.


Вы должны познакомиться с ситуацией, определить опасности, показать ситуацию и прокомментировать, на подготовку 2 мин.)
Девушка спит на сиденье в автобусе.


Вы должны познакомиться с ситуацией, определить опасности, показать ситуацию и прокомментировать, на подготовку 2 мин.)
Молодой человек ловит попутку на обочине дороги.








тест "Остаться в живых" (бланк для ответов)

1

2
3
4
5












шифровка:

о а в ж х с т я ы т в с и ь

1 4 12 10 14 2 5 8 13 3 9 7 11 6























15