Конспект урока литературы в 7 классе на тему: « «Стихотворная душа России» — С. Есенин»
Волковский филиал
МБОУ Большекуликовской СОШ
Урок литературы на тему:
« «Стихотворная душа России»-
С. Есенин»
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
ЗаболотниковаИ.А.
Эпиграф:
«Есенин – своеобразно талантливый и законченно русский поэт»,- Максим Горький.
«Стихи его свежие, чистые, голосистые»,- Александр Блок.
Цели урока:
-познакомиться с наиболее значимыми страницами жизни поэта;
-определить темы стихотворений;
-воспитание любви к Родине, матери, поэзии через лирику С. Есенина.
Оборудование урока:
-музыкальное сопровождение;
-рукописный журнал «Страницы жизни и творчества С. Есенина»
(страницы журнала: -1. «Детство».
2. «Ожидание революции. Служба в армии.»
3. Воспевание революции. Неприятие событий 19-20 годов.»
4. «Последние годы жизни С. Есенина».
-выставка книг С. Есенина;
-сборники стихотворений поэта.
Ход урока:
1. Орг. момент:
Здравствуйте, ребята, садитесь.
2. Поэтическая пятиминутка.
3.Проверка домашнего задания.
4.Работа по теме урока
Поэзия 20 века как много блистательных имен дала она миру.
- Назовите известные вам имена поэтов 20 века.
(А. Блок, В. Маяковский, А. Ахматова, Н. Гумилев)
-В этом пантеоне великих имен имя Есенина занимает одно из первых мест.
Есенин прожил 30 лет на этой земле. Много это или мало? В Закавказье, где Есенин не раз бывал, в старину говорили: 30 лет человек должен учиться, 30 лет путешествовать и 30 лет писать, рассказывая людям все, что он увидел, узнал, понял.
Есенину было отпущено в три раза меньше. Его судьба – подтверждение другого старого изречения: «Жизнь ценится не за длину». «Ведь я мог дать не то, что дал», - признавался поэт незадолго до гибели. Но и то, что он дал, - это целый мир, он живет, движется, переливается всеми цветами радуги. Это – задушевная песнь о великом и вечном – о России. Перед вами лишь небольшая толика произведений, созданных им за такой маленький отрезок времени. (Показ выставки книг).
Наш урок сегодня построен в форме устного журнала, перелистывая страницы которого мы прикоснемся к удивительной судьбе поэта, постараемся понять, как рождались его замечательные стихи, выяснить, о чем он писал.
О жизни и творчестве «стихотворной души России» наш сегодняшний рассказ.
Откройте тетради, запишите число, тему урока: «Стихотворная душа России»- С. Есенин»
Слушая сообщения, анализируя стихи, ребята, ваша задача – записывать наиболее важные события жизни С. Есенина, на основании которых вы к следующему уроку подготовите рассказ о поэте.
- Первая страница журнала – «Детство».
(сообщение уч-ся).
21 сентября (3 октября) 1895 года в селе Константинове Кузьминской волости Рязанского уезда Рязанской губернии в семье Александра Никитича и Татьяны Федоровны Есениных родился сын Сергей. Родители Сергея были крестьянами, но вскоре им пришлось уехать на заработки в город.
«Стихи я начал слагать рано,- напишет позже Есенин в своей автобиографии.- Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам». Бабушка сумела передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. «Омут розовых туманов», «Осеннее золото лип», «Рдяный мак заката», «Русь- малиновое поле»- всю эту поэтическую, живописную азбуку Сергей Есенин постигал в шуме тростников над речными заводями, в семье деда-книжника, знатока житий святых и Евангелия, и бабушки-песенницы.
(сценка)
Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой
Золотая словесная груда.
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
(Появляются дед и бабка).
родимая в купырях от боли.
лоли,
ла.
илю, в Рязанской губернии.
и творчестве наш рассказ.Это - задушевная
орили: 30 лет челове Бабка. Ну, нешто так можно, Сергуша, весь в царапинах, опять с соседскими мальчишками подрался. Али на яблоню лазил?
Дед. Ты, это, у меня, старая, не трожь. Он так крепче будет!
Бабка. Только в субботу помыли, голову нагофрили, аж гребень поломали о кудри, а онВидать, не выйдет из него учителя, вон весь чумазый.
Дед. Как не выйдет! Вот отдадим его в земское училище, потом в церковно-учительскую школу. А потом и в Москву дальше на учителя учиться
Есенин. Не буду учителем.
Дед. А кем тогда?
Есенин. Никем, частушки буду сочинять!
Дед. Частушки? Ах, ты деду перечить! Бабка, розги!
(уходят)
Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном.
Худощавый и низкорослый,
Средь мальчишек всегда герой,
Часто, часто с разбитым носом
Приходил я к себе домой
Золотая словесная груда.
И над каждой строкой без конца
Отражается прежняя удаль
Забияки и сорванца.
Но вот проходит время, и в 1904 г. уже подросшего Сережу Есенина определяют в Константиновское земское четырехгодичное училище, затем - в церковно- учительскую школу в маленьком городке Спас-Клепиках, где учился с 1909 по 1912 год.
Четырнадцатилетний подросток оказывается вдали от дома, в закрытой двухклассной школе- интернате. Единственным его утешением становится дружба с товарищем по классу Гришей Панфиловым.
Склонность к сочинительству, однако, не прибавляли юноше авторитета в глазах ребят. Все больше и больше он начинал чувствовал себя «белой вороной», впрочем, не без скрытой гордости ощущая свою исключительность, избранность. Уже в 1910 году написано стихотворение «Вот уж вечер.»
Он становится членом Суриковского литературно – музыкального кружка, объединявшего начинающих писателей и поэтов из рабочих и крестьян. В сентябре 1914 года начинает слушать лекции Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. В этом же году в детском журнале «Мирок» под псевдонимом «Аристон» опубликовано его стихотворение «Береза».
- Стихотворение «Вот уж вечер» считается одним из первых опубликованных стихов. Давайте прочитаем его. (анализ)
- какую мы видим картину?
(милый вечерний деревенский пейзаж)
-с каким чувством описывает поэт природу?
(он очень внимателен, нежен; пишет об обыденном, романтизируя сельский пейзаж)
Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с С.М. Городецким, А.М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым , А. А. Блоком.
Учитель.-В мае 1912 года Сергей Есенин получил свидетельство о присвоении ему звания учителя школы грамоты. Стихи, написанные им в то время, уже проникновенны и пленительны.
В августе 1912 года Сергей Есенин приезжает в Москву. Сначала служит в мясной лавке, где работает приказчиком его отец, а вскоре поступает в типографию - помощником корректора, где и женился на Анне Изрядновой, корректоре.
(Сценка)
Анна. Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза
Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «не надо рая.
Дайте Родину мою».
Анна. Удивительные стихи, Сережа. Только одно плохо, опять все жалованье на книги растратил, на что жить – то будем?
Сергей. Анна, как ты не понимаешь! Я – поэт. А этого никто не хочет понять! В редакции отказали, хорошие стихи, но печатать не будут. Отец бранится: «делом надо заниматься, делом! Деньги зарабатывать!» А я делом и занимаюсь!
Анна. А семья, Сережа? Деньги на журналы ушли! На книжки!
Сергей. Ты пойми, я же в народный университет Шанявского хожу, не могу же я ничего не знать, кроме церковных служб. А работу эту я брошу! Буду свое дело делать!
Анна. Как! Писать целый день, листовки распространять, ты хоть Сибири побойся! Так жить нельзя!
Сергей. Нет, это того стоит. (садится, пишет).
Разбуди меня завтра рано,
О, моя терпеливая мать!
Я пойду за дорожным курганом
Дорогого гостя встречать.
Разбуди меня завтра рано,
Засвети в нашей горнице свет.
Говорят, что я скоро стану
Знаменитый русский поэт
Учитель. Это стихотворение Есенина стало пророческим. Уже в конце 1915 -1917 годов стихи Есенина появляются на страницах многих столичных изданий.
- Прозвучало стихотворение в исполнении Анны «Гой ты, Русь моя родная».
-Что такое Родина для поэта?
(это село, крестьянские заботы)
- Природа у Сергея живая, одухотворенная. Докажите это, приведя примеры из текста.
(звонно чахнут тополя, синь сосет глаза)
2 страница нашего урока – «Ожидание революции. Служба в армии.»
(Сообщение)
Но для того чтоб стать «истинным « поэтом, Есенин хочет получить одобрение других, более известных поэтов. Весной 1915 Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с С.М. Городецким, А.М. Ремизовым, Н. С. Гумилевым , А. А. Блоком.
(горничная Глаша и А. А. Блок)
Глаша. Александр Александрович!
Блок. Что, Глаша?
Глаша. Без Вас тут господин приходили.
Блок. Господин?
Глаша. Их не поймешь, вроде барин. Молоденький, да в сапожках сафьяновых таких, рубашка шелковая. Что у нашего приказчика. Гармошки только не хватает.
Блок. Представился?
Глаша. Фамилия его такое, Евсеев что ли, али Ессеев да они записку и еще платок какой-то оставили, наказывали непременно Вам доложить.
Блок. Хорошо, давай сюда. (читает вслух):
«Александр Александрович, хотел поговорить с Вами. Дело для меня очень важное. Вы меня не знаете. А может быть, где и встречали по журналам мою фамилию. Хотел бы зайти в четыре. С почтением Сергей Есенин».
- Так, а это, значит, стихи.
(звучит песня на стихи С. Есенина «Клен ты мой опавший»)
Блок. Изумительно! Как свежо, чисто! Да перед нами талантливый крестьянский поэт! Самородок! И стихи его и не стихи вовсе, а уже песни, да какие!
(уходит)
Учитель. На самом деле, по ритмике стихи Есенина очень близки русским народным песням. Они очень напевны, мелодичны. И не случайно на музыку положены многие стихотворения поэта. Лирический герой его поэзии необычайно близок лирическому герою народных песен ощущением нерасторжимой связи с родной природой и с тем жизненным укладом деревни, который нашел отражение в произведениях русского фольклора.
В Петрограде же Есенин сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру ( Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках ), имели большой успех.
(просмотр сцены из фильма)???
Здесь выходит первая книга Сергея Есенина « Радуница». Любовь к родной природе, поэзия крестьянского быта – ее основные темы. «Нежно любит Есенин свою родную сторону и находит для нее хорошие, ласковые слова. Он превращает в золото поэзии все – и сажу над заслонками, и кота, который крадется к парному молоку, и кур, беспокойно квохчущих над оглоблями сохи, и петухов, которые на дворе запевают «обедню стройную», и кудлатых щенков, забравшихся в хомуты», - так писал о книге «Радуница» П.Сакулин.
В первой половине 1916 года Есенин призывается в армию, но благодаря хлопотам друзей получает назначение ( «с высочайшего соизволения» ) санитаром в Царскосельский военно – санитарный поезд № 143 Ее Императорского Величества Государыни Императрицы Александры Федоровны, что позволяет ему беспрепятственно посещать литературные салоны, бывать на приемах у меценатов, выступать на концертах. На одном из концертов в лазарете, к которому он был прикомандирован ( здесь же несли службу сестер милосердия императрица и царевны ), происходит его встреча с царской семьей. Вместе с монаршей четой в мае 1916 года Есенин в качестве санитара поезда посещает Евпаторию. Это была последняя поездка Николая II в Крым.
-3 страница: «Воспевание революции. Неприятие событий 19-20 годов.»
(Сообщение уч-ся).
«В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном».
Правда, годом ранее о том же событии сказал более сдержанно: «Первый период революции встретил сочувственно, но больше стихийно, чем сознательно».
Сначала в бурных революционных событиях Есенин прозревал надежду на скорые и глубокие преобразования всей прежней жизни. Казалось, преображенные земля и небо взывали к стране и человеку, и Есенин писал: «О Русь, взмахни крылами, / Поставь иную крепь! / С иными временами / Встает иная степь» (1917). Есенина переполняют надежды на построение нового, крестьянского рая на земле, иной, справедливой жизни. Христианское мировоззрение в это время переплетается в его стихах с богоборческими и пантеистическими мотивами, с восхищенными возгласами в адрес новой власти ( Небо – как колокол, / Месяц – язык, / Мать моя – родина, / Я – большевик. «Иорданская голубица», 1918).
В 1919 Есенин оказывается одним из организаторов и лидеров новой литературной группы – имажинистов. Их лозунги, казалось бы, совершенно чужды поэзии Есенина, его взглядам на природу поэтического творчества. Чего стоят, например, слова из Декларации имажинизма: «Искусство, построенное на содержании должно было погибнуть от истерики». В имажинизме Есенина привлекало пристальное внимание к художественному образу, немалую роль в его участии в группе играла и общая бытовая неустроенность, попытки сообща делить тяготы революционного времени.
Очень скоро Есенин понимает, что большевики – вовсе не те, за кого хотели бы себя выдавать. По словам С. Маковского, искусствоведа и издателя, Есенин «понял, вернее, почуял своим крестьянским сердцем, жалостью своей: что произошла не «великая бескровная», а началось время темное и беспощадное». И вот настроение приподнятости и надежд сменяется у Есенина растерянностью, недоумением перед происходящим. Крестьянский быт разрушается, голод и разруха шествуют по стране, а на смену завсегдатаям бывших литературных салонов, многие из которых уже эмигрировали, приходит весьма разношерстная литературная и окололитературная публика.
«Я последний поэт деревни» - пишет Есенин в стихотворении (1920), посвященному своему другу писателю Мариенгофу. Есенин видел, что прежний деревенский быт уходит в небытие, ему казалось, что на смену живому, природному приходит механизированная, мертвая жизнь. В одном из писем 1920 г. он признавался: «Мне очень грустно сейчас, что история переживает тяжелую эпоху умерщвления личности как живого, ведь идет совершенно не тот социализм, о котором я думалТесно в нем живому, тесно строящему мост в мир невидимый, ибо рубят и взврывают эти
мосты из-под ног грядущих поколений».
«Я перестаю понимать, к какой революции я принадлежал. Вижу только одно, что ни к февральской, ни к октябрьской, по-видимому, в нас скрывался и скрывается какой – нибудь ноябрь» ( февр. 1923 г. ); герои «Страны Негодяев»: комиссар Рассветов: «Россиявот это глыбаЛишь бы только Советская власть!. « -и «идейный бандит» Номах: «Мне до дьявола противны / И те и эти. Я потерял равновесие»
- Проанализируем стихотворение «Я последний поэт деревни»
(анализ)
- Каково настроение стихотворения? Почему?
- Какова тема ?
(гибель старого мира, победа «железного» мира)
-Назовите приметы крестьянского быта
-Городской образ?
(железный гость)
Учитель:
- Жизнь, «настоящая жизнь Руси» несла Есенина на «корабле современности».
И женщины, которые окружали поэта: Анна Изряднова, Зинаида Райх, Айседора Дункан, Софья Толстая и самая любимая женщина – мама Татьяна Федоровна.
- Свою мать Сергей видел редко, но все годы испытывал нежные чувства к ней. Стихи, обращенные к матери! Сколько русских поэтов прикасались к этой священной теме, да только, пожалуй С. Есенину удалось с всей теплотой передать в стихах неизбывчивость сыновнего чувства к матери.
(чтение стихотворения «Письмо матери»)
-Каким настроением пронизано?
(мотив одиночества, чувство вины)
На что надеется поэт?
(на духовное обновление, излечение от душевных ран)
-Что в основе композиции?
(противопоставление родного дома-городской жизни)
4 и последняя страница – «Последние годы жизни С. Есенина».
На смену плодотворному периоду литературной деятельности Есенина, на смену радостным, светлым дням его жизни пришла полоса душевного кризиса.
Еще в феврале 1923 года, будучи в Берлине, Есенин пишет письмо Александру Борисовичу Кумкову, поэту, знакомому Есенина по имажинистскому кружку. Вот выдержки из письма, ярко иллюстрирующие состояние поэта: « тоска смертная, невыносимая. Чую себя здесь чужим и ненужным, а как вспомню Россию, вспомню, что там меня ждет , так и возвращаться не хочется. «помню, мне законному сыну российскому в своем государстве пасынком быть». А теперь злое уныние находит на меня».
Многое передумал и перечувствовал Есенин в то время. Уже началась травля крестьянских поэтов, которая привела к вычеркиванию из жизни сначала Алексея Ганина, позже – Сергея Клычкова, Николая Клюева.. Однако и неприкаян был Есенин в последние месяцы перед гибелью. Все это осложнилось физическим нездоровьем поэта. Ослабленный болезнью, издерганный, поэт не выдержал очередного приступа депрессии. В Ленинграде, в гостинице «Англетер», ночью 27 декабря поэт ушел из жизни.
Весть о гибели поэта тяжкой болью отозвалась в сердцах миллионов людей. В газетах печатались портреты Есенина в траурной рамке, его прощальное стихотворение
До свиданья, друг мой, до свиданья,
Милый мой, ты у меня в груди.
Предназначенное расставанье
Обещает встречу впереди.
До свиданья, друг мой, без руки и слова,
Не грусти и не печаль бровей, -
В этой жизни умереть не ново,
Но и жить, конечно, не новей.
(муз. )
( чтение отрывка из рассказа В. Астафьева «Есенина поют»)
« Плачет тальянка, плачет.
Только не там, не за рекою, а в сердце. И видится все в исходном свете.
«Дальний плач тальянки, голос одинокий»
Отчего же это и почему так мало пели и поют у нас Есенина – то? Самого певучего поэта! Неужто и мертвого все его отторгают локтями? Неужто и в самом деле его страшно пускать к народу? Возьмут русские люди и порвут на себе рубаху, а вместе с нею и сердце разорвут, как сейчас впору выскрести его ногтями из тела, из мяса. Чтоб больно и боязно было, чтоб отмучиться той мукой, которой не перенес , не пережил поэт, страдающий разом всеми страданиями народа своего мучаясь за всех людей, за всякую живую тварь недоступной нам всевышней мукой, которую мы часто слышим в себе и потому льнем, тянемся к слову рязанского парня, чтоб еще и еще раз отозвалась, разбередила нашу душу его боль, его всесветная тоска.
Я часто чувствую его таким себе близким и родным, что и разговариваю с ним во сне, называю братом, младшим братом, грустным братом, и все утешаю, утешаю его
А где утешишь? Нету его, сиротинки горемычной. Лишь душа светлая витает над Россией и тревожит, тревожит нас вечной грустью
Учитель:
Лежит без конца и края, в лесах и перелесках, среди хлебов и льнов, возле рек и озер, с умолкнувшей церковью посредине оплаканная русским певцом Россия.
Смокни, военная труба! Уймись, велеречивый оратор! Не кривляйтесь, новомодные ревуны! Выключите магнитофоны и транзисторы, ребята!
Шапки долой, Россия!
Есенина поют!»
(муз. на песню С. Есенина).
На этой ноте я хотела бы закончить урок о жизни и творчестве С. Есенина.
5. Итог урока: _
-какое впечатление оставил у вас урок?
-каким настроением пронизано творчество поэта?
6. Д/з.: подготовить рассказ о С. Есенине по записям;
подготовиться к выразительному чтению понравившегося стихотворения поэта;
написать отзыв на сегодняшний урок.